Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 9 и 10.




ВАРИАНТ 1

1Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?

1) предприниматели 3) «свидетели Иеговы»

2) молодёжь 4) москвичи

2 В семье Орловых бережно хранят фотографии. Родители рас­сказывают детям о подвиге прадеда, ветерана Великой Оте­чественной войны, участника Сталинградской битвы. Дети знают историю семьи. О какой функции семьи идёт речь?

1) репродуктивной 3) хозяйственной

2) социального контроля 4) воспитательной

3.По данным социологических исследований, средний возраст начала трудовой деятельности в европейских странах значи­тельно повысился. Причина данного явления связана с

1) кризисом семьи и семейных ценностей

2) замедлением темпов общественного развития

3) удлинением сроков обучения и профессиональной подготовки

4) ростом иждивенческих настроений в молодёжной среде

4.«Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром» (Кон­фуций). О каких социальных нормах идёт речь?

1) нормах права

2) нормах морали

3) нормах этикета

4) религиозных нормах

5.Верны ли следующие суждения о способах обеспечения соци­альных норм?

А. Выполнение социальных норм обеспечивается исключительно внутренним убеждением, нравственными принципами самого человека.

Б. Общественное мнение — это главный механизм поддержания законности и правопорядка в стране.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6.В приведённом списке указаны черты сходства и различия се­мьи и других малых групп. Выберите и запишите в таблицу сна­чала порядковые номера черт сходства, а затем - черт различия.

Черты сходства Черты различия
       
       

1) между членами существуют непосредственные реальные контакты

2) отношения основаны на факте родства или свойства

3) осуществление репродуктивной функции

4) наличие общих целей, интересов, ценностей

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ ВИДЫСТАТУСА
А)грузин Б) генеральный директор фирмы В)врач Г) женщина 1) предписанный 2) приобретённый  
А Б В Г
       

7.Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение

которого отмечено буквой.

(А) Термин социология был введён в науку французским учёным и философом Нового времени О. Контом. (Б) Предметом внимания и изучения социологии является социальная жизнь. (В) Она опре­деляется как система взаимодействия многих процессов, обеспе­чивающих реализацию различных функций. (Г) Функции эти по­стоянно расширяются, усложняются, что привело к оформлению новых социальных структур, новых субъектов социальной жизни. (Д) По-видимому, не только теперь, но и прежде, на более ранних стадиях развития, система воспроизводства социальной жизни не была простой.

А Б В Г Д
         

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответ­ствующих положений.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 9 и 10.

9.Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1) Более половины опрошенных считают, что продолжительность жизни человека зависит от него самого.

2) Каждый четвёртый респондент ставит продолжительность жиз­ни в зависимость от уровня материального благосостояния.

Поданным социологического исследования, факторами, способ­ствующими долголетию, россияне считают:
Варианты ответа Количество опрошенных (%)
Материальное благосостояние  
Правильное питание и отказ от вредных привычек  
Заботу о своём здоровье, регулярное посещение врачей  
Спорт и активный образ жизни  
Социально-экономическую политику государства  
Экологическую обстановку  

3) Половина опрошенных в качестве основного фактора, влияю­щего на продолжительность жизни, назвали экологическую обстановку в стране.

4) Каждый шестой респондент связывает продолжительность жизни с регулярным посещением врачей.

5) Чем старше респонденты, тем более значимой для них является экологическая обстановка.

10.Результаты опроса, отражённые в таблице, были опублико­ваны и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно можно сделать из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1) Человек может продлить или укоротить свою жизнь.

2) Со стороны СМИ требуется пропаганда здорового образа жизни, правильного питания и отказа от вредных привычек.

3) Продолжительность жизни в стране значительно сократилась по сравнению с прошлым веком.

4) Состояние защищенности и психологического комфорта удлиняет жизнь человека.

5) Реализация национального проекта «Здоровье нации» сделает более доступной качественную и высококвалифицированную медицинскую помощь, что будет способствовать повышению продолжительности жизни россиян.

ВАРИАНТ 2

1 Арсению 17 лет, он заканчивает 11-й класс гимназии и худо­жественную школу. Он проживает совместно с родителями, сестрой и братом. В этих характеристиках проявляется его:

1) личный авторитет

2) этническая принадлежность

3) статус семьи

4) социальный статус личности

2.Репродуктивная функция семьи проявляется в

1) поддержании культурных традиций общества

2) укреплении дружеских основ брачного союза

3) биологическом воспроизводстве населения

4) совместном проведении досуга

3.В среднем в мире в возрастной группе старше 65 лет на 100 женщин приходится 67 мужчин. Этот показатель отражает

1) половозрастную структуру

2) межпоколенческий кризис

3) изменение статусов

4) долю нетрудоспособного населения

4.Александр не выполнил обещание навестить больного това­рища, за что одноклассники выразили ему своё неодобрение. Какое явление отразилось в данном факте?

1) социальное неравенство

2) социальная стратификация

3) социальная мобильность

4) социальный контроль

5.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Переговоры как способ разрешения конфликта характеризуют­ся односторонним использованием власти и силы.

Б. Игнорирование социального конфликта может ещё больше обострить его.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6.В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую ко­лонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) занимает определённое место в системе производства;

Черты сходства Черты различия
       
       

2) складывается под влиянием объективных факторов;

3) относится к большим социальным группам;

4) принадлежность характеризует прирожденный статус личности.

7.Установите соответствие между типами социальной стратифи­кации и присущими им особенностями общественных отно­шений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбе­рите позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ   ТИПЫСТРАТИФИКАЦИИ
А) принадлежность человека к определённой социальной группе объясняется религией Б) полное отсутствие социальной мобильно­сти В) юридическое закрепление прав и обязан­ностей за основными социальными груп­пами Г) воснове стратификации общества лежат доступ к средствам производства, разме­ры и формы оплаты труда 1)сословная 2) кастовая 3) классовая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
       

8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение ко­торого отмечено буквой.

(А) 210 млн безработных в мире насчитала Международная органи­зация труда в 2015 году. (Б) Число безработных выросло более чем на 30 млн. (В) Исторический максимум мировой безработицы, по видимому, ещё не пройден. (Г) С учётом сложившейся ситуации представляется целесообразным внесение существенных измене­ний в российское законодательство в области регулирования заня­тости населения.

А Б В Г
       

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответ­ствующих положений.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные гистограммы и выпол­ните задания 9 и 10.

Социологической службой проведён опрос населения с целью выяснения степени влияния экологического кризиса на жизнь и са­мочувствие простых людей. Результаты опроса (в % от числа респон­дентов) представлены в виде следующей гистограммы.

9.Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под кото­рыми они указаны, в порядке возрастания.

1) Количество опрошенных, знающих об экологической проблеме и испытывающих на себе её отрицательное воздействие, боль­ше, чем тех, кто равнодушно относится к ней.

2) Каждый десятый считает, что его жизнь не зависит от состоя­ния экологической среды.

3) Более половины участников опроса не располагают никакими знаниями об экологическом кризисе.

) Количество тех, кто знает об экологической опасности, но никак её не ощущает на себе, больше, чем тех, кто не заду­мывается о ней.

5) Подавляющее большинство респондентов знают о существова­нии экологической проблемы.

10.Результаты опроса, отражённые на гистограмме, были опубли­кованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно можно сделать из полученной j в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1) Большинство людей интересуются экологической обстановкой в стране.

2) Около трети респондентов проявили равнодушие к своему здо­ровью и состоянию окружающей среды.

3) Экологическую проблему нужно решать совместными усилиями различных государств и общественных организаций.

4) Все без исключения участники опроса считают экологическую проблему чрезвычайно важной.

5) В ближайшее десятилетие экологический кризис будет усугуб­ляться.

ВАРИАНТ 3

1.К среднему классу в экономически развитых странах относятся

1) менеджеры крупных компаний

2) владельцы небольших фирм

3) неквалифицированные рабочие

4) лица, занятые физическим трудом

2.Император Николай II в переписном листе во время перепи­си населения 1897 года указал, что является православным. Таким образом император определил свою принадлежность к общности

1) поселенческой

2) профессиональной

3)этнической

4) конфессиональной

3.Москвичка Н. вышла замуж за жителя села Лесное Ульянов­ской области и переехала к нему на постоянное, место житель­ства. Какое явление отражает этот факт?

1) социальное неравенство

2) социальную мобильность

3) социальный статус

4) социальный лифт

4.Сибиряки, уральцы — это

1) национальные общности

2) территориальные сообщества

3) этнические группы

4) профессионально-региональные группы

5.Верны ли следующие суждения о социальной структуре обще­ства?

А. Общественное разделение труда является одной из причин структуризации общества на различные социальные группы.

Б. Чем больше в обществе различных социальных групп, тем оно более примитивно,

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6.Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера общих для положительной и отрицательной девиантности признаков, а затем — номера признаков, свойственных только для отрицательно направленного девиантного поведения.

Общие признаки Признаки только отрицательной девиантности
       
       

1) отличие от общепринятого поведения

2) вредность и даже общественная опасность

3) осуждение общественным мнением

4) несовпадение личных интересов, ценностей, привычек с обще­принятыми

7.Установите соответствие между типами семьи и признаками, характеризующими их: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫСЕМЬИ  
A) отсутствие отношений господства и подчи­нения Б) главенствующая роль отца семейства B) отсутствие жёсткого распределения обязан­ностей на мужские и женские Г) материальная зависимость женщины от мужчины 1) патриархальная 2) партнёрская  

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
       

8.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение ко­торого отмечено буквой.

(А) Семья — основанная на родственных связях малая груп­па, регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. (Б) В последние годы появилась тенденция к увеличению числа неполных семей, в которых ребёнок проживает с одним из родителей. (В) Социо­логи полагают, что это является свидетельством кризиса семьи. (Г) Можно предположить, что данный процесс обусловлен стрем­лением к индивидуализации, к росту интересов супругов, не свя­занных с семьей, что объективно и, вне всякого сомнения, являет­ся особенностью информационного общества.

А Б В ' Г
       

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответ­ствующих положений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: