Текст 2. Социальный конфликт




Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфлик­та из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоре­чия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктив­ную, но и конструктивную функцию...

Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнооб­разны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состоя­ние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях мо­жет привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочен­ность и в итоге понижать эффективность функционирования группы и целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что инструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом Из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуа­ции, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструк­тивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма многооб­разны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто слу­жит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способ­ствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, Играет познавательную роль, роль практической проверки и коррек­ции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым спо­собствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний кон­фликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

 

Л. А. Петровская

1.Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каж­дую из них (составьте план текста).

2.В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, воз­никновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?

3.В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Ис­пользуя содержание текста, приведите четыре проявления.

4.Используя содержание текста, выделите четыре этапа эволю­ции конфликта.

5.Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на груп­пу на одном из этапов эволюции конфликта (сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).

6.Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличност­ный конфликт служит источником развития личности, её со­вершенствования? Используя содержание текста, общество­ведческие знания и личный социальный опыт, приведите два аргумента в подтверждение своего мнения.

Текст 3. Социальный конфликт

«Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если гово­рить о самом общем определении конфликта, то его мож­но было бы дать следующим образом: конфликт представ­ляет собой столкновение интересов различных групп, со­обществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеи­ми сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приоб­щаются к тем целям, которые выдвигают конфликтую­щие стороны, и воспринимают их как свои собственные. Разумеется, конфликт может быть вызван существенны­ми причинами, затрагивающими сами основы существо­вания соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.

Следует отметить бесконечное разнообразие конф­ликтных ситуаций и невозможность сведения их оконча­тельно к какому-либо единому началу и общему знамена­телю. Все же исторический опыт и социальная практика позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовем четыре основных источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, ко­торые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конф­ликтах.

Источником обострения конфликтов между больши­ми группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притяза­ний, кардинальное изменение самосознания и социаль­ного самочувствия. Как правило, сначала процесс накоп­ления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода пускового механизма, выводящего нару­жу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворен­ность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и ло­зунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необрати­мым. <...>

1.Составьте план текста.

2. Что такое конфликт? Какие причины его возникновения названы в тексте?

3. Используя содержание текста, определите основные источники конфликтов. Почему эти ис­точники можно отнести к основным?

4. В тексте говорится о «бесконечном разнообразии конфликтных ситуаций». С опорой на об­ществоведческие знания приведите три примера видов конфликта.

5. Рассказывая на уроке о социальном конфликте, ученик утверждал, что конфликт нельзя признать нормальным явлением общественной жизни. Обществу в целом свойственна гармония интересов, а не внутренняя напряженность и столкновения. Не все уча­щиеся класса поддержали это мнение. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фраг­мент текста, помогающий ответить на вопрос.

6. Согласны ли вы с тем, что конфликт является стимулом социального развития, прогресса? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: