Тема 10 Проектирование инновационной деятельности ВУЗа. Управление проектами.




План:

1. Инновационная педагогическая система образовательного учреждения.

2. Основы педагогического проектирования.

 

Инновационная педагогическая система образовательного учреждения.

Инновационность все в большей степени становится характеристикой образовательных систем. В настоящее время инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. Не секрет, что образование перестает играть ведущую роль в социализации детей, и поэтому развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Кроме того, инвестиционная привлекательность образования также зависит от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему.

В целом же повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.

В инновационной деятельности вуза на первый план выходит важность разработки специальных образовательных проектов, которые нацелены на реализацию программ развития образования соответствующего уровня. С другой стороны, на их основе возможно формирование новых научных направлений и практик, учитывающих цели проводимых в образовании изменений.

Являясь организованной системой, педагогическая система постоянно находится под влиянием социальной системы. Исследования и эксперименты подтверждают, что в современных условиях, когда среда повышает требования к темпам развития педагогических систем, необходима целенаправленная деятельность по созданию и внедрению в них новаций, поскольку наличие качественных и прогрессивных изменений и преобразований практически всегда является результатом инновационной деятельности.

Инновационная деятельность осуществляется вузами, которые либо создают новшество, либо используют его в образовательных процессах. Данными процессами необходимо управлять на любом уровне образовательной системы. Компонентом эффективной управленческой деятельности является проектирование инновационных систем и процессов.

Практически каждый управленец – менеджер образования – по содержанию своей управленческой деятельности является проектировщиком, если не новых образовательных систем, то, во всяком случае, отдельных ее компонентов. Режим развития образовательной системы – это обобщенная характеристика, причем процесс развития связан скорее с развитием как всех компонентов сразу, так и с развитием базового и нескольких определяющих компонентов. Отсюда, развитие образовательной системы как целостности можно достичь только благодаря системному проектированию, результатом которого является либо комплексная целевая программа развития всей педагогической системы или аспектная целевая программа, которые становятся универсальным средством управления перспективным развитием.

Одним из главных условий обеспечения эффективности процессов развития образования является также согласованная деятельность органов управления образованием различных уровней. В этой связи в последние годы идет активное инициирование разработки муниципальных и институциональных программ развития (программ развития образовательного учреждения), которые согласуются с документами, определяющими развитие на федеральном и региональном уровнях.

В образовательных учреждениях, где обеспечен неформальный подход к определению институциональной стратегии и тактики развития образования и осуществляется необходимое организационно-методическое сопровождение выполнения программных целей и задач, процессы развития образования протекают в общем русле федеральной, региональной и муниципальной образовательной политики, достигаются наиболее существенные результаты.

 

Основы педагогического проектирования.

Сознательное проектирование буквально на наших глазах проникает во все более широкий круг явлений, процессов, областей жизнедеятельности общества: все больше вещей, окружающих нас повсюду, являются продуктами сознательной проектировочной деятельности.

Бурное развитие проектирования, выделение его в особый вид профессиональной деятельности привело к развитию особой проектной культуры.

Первоначально основной сферой применения проектирования была сфера материального производства, строительства, архитектуры. От преимущественно технического проектирования в середине ХХ столетия начал осуществляться переход к проектированию социотехническому, учитывающему наряду с технико-технологическими и экономическими факторами и факторы социальные, психологические, человеческие.

Параллельно стало развиваться и социальное, гуманитарное проектирование, предметом которого выступали не технические и социотехнические, а прежде всего социальные объекты. Большое развитие получило проектирование в современных условиях и в образовании.

Целенаправленная, осознанная, теоретически проработанная и научно обоснованная педагогическая, в том числе и управленческая деятельность основывается на теоретических положениях проектирования. В настоящее время без научной разработки проблем методологии и технологии педагогического проектирования невозможно управлять процессами преобразования педагогических объектов (процессов и систем) и обучать педагогов как субъектов их преобразования.

Будучи разновидностью социального гуманитарного проектирования, педагогическое проектирование должно учитывать отличия проектирования социальных, «человеконаполненных» объектов от проектирования чисто технических устройств:

1. В социальном проектировании вряд ли возможна такая же точность и определенность, как при проектировании технических объектов (но желательна).

2. Социальные проекты должны учитывать изменчивость социальной организации, ее динамизм (иначе они устаревают еще до начала своей практической реализации).

3. Судьба социальных проектов в очень большой мере зависит от того, кто и как их будет реализовывать (что и является одной из причин требования обязательного участия будущих пользователей, реализаторов проектов в их разработке, то есть в проектировочной деятельности).

В то же время многие идеи и подходы, рожденные в техническом и социотехническом проектировании, могут с успехом применяться и в педагогическом проектировании (естественно, с учетом его специфики).

Педагогическое проектирование нельзя считать принципиально новой проблемой для отечественного образования. Ещё А. С. Макаренко была предпринята попытка разработать теорию и технологию проектирования личности нового типа. В исследованиях Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и других ученых-педагогов проектировочный компонент рассматривается как одна из составляющих профессионально-педагогической деятельности.

Вопросам проектирования посвящено большое число работ как отечественных, так и зарубежных исследователей: М. Азимова, О. Анисимова. В. Н. Буркова, В. И. Воропаева. В. Гаспарского, Дж. Джонса, Е. С. Заир-Бек, Г. Л. Ильина, Е. Б. Куркина, О. Е. Лебедева, Е. И. Машбица, А. М. Моисеева, В. М. Монахова, А. И. Панова, В. Е. Радионова, В. Ф. Сидоренко, В. Д. Шапиро и др.

Однако, несмотря на разработанность теоретических основ данной проблемы, вплоть до конца 80-х годов ХХ в. проектирование, которое можно рассматривать как связующее звено между педагогической теорией и педагогической практикой, в деятельности большинства как педагогов, так и управленцев практически отсутствовало. Этап проектирования опускался, и педагоги ограничивались лишь планированием своей работы, хотя известно, что планирование без предварительного проектирования малоэффективно. Факт невостребованности проектировочного компонента в структуре деятельности педагогов можно объяснить тем, что проектированием в образовании занимались одни, а реализацией проектов – другие. Вследствие этого целостное представление педагогов о реализуемых педагогических объектах стало разрушаться, появилась привычка некритического заимствования и копирования чужого опыта, стремление получить готовые проекты для реализации и рецепты на все случаи школьной жизни.

Таким образом, внедрение в практику образования педагогического проектирования следует рассматривать как ответ на изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, позволяющий с учётом новых реалий либо реконструировать, либо создавать принципиально или относительно новые образовательные системы различных уровней.

Уточним понятие проектирования и дадим общую характеристику проектировочной деятельности.

Словари современного русского языка толкуют проектирование как действие по одному из значений слова «проект» – разработанный план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего-либо. Рассмотрим некоторые из трактовок данного понятия.

Проект – (от латинского projektus, буквально – брошенный вперед):

1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения.

2. Предварительный текст какого-либо документа.

3. Замысел, план

Проект обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями (Мировой Банк).

Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расходов средств, ресурсов и специфической информации.

Не смешивая и не путая два значения слова «проект» (проект как результат проектировочной деятельности и проект как форма организации совместной деятельности людей) мы будем опираться на оба эти значения.

Процесс создания проекта называется проектированием. «Проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» (Дж. К. Джонс, 1976). В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.

Проектирование – это создание образа, разработка модели предстоящей деятельности с заданными характеристиками (модели педагогической системы, образовательного процесса, воспитательного процесса, системы внутришкольного управления и т. д.). Проектирование предполагает составление целостного представления о педагогической деятельности, её этапах, процессуальной и результативной сторонах.

Можно рассматривать проектирование и как связующее звено между действительным состоянием объекта – педагогической системы, педагогического процесса и педагогической ситуации – и его желаемым состоянием, или, лучше сказать, это средство перевода объекта из одного состояния в качественно другое. При проектировании определяются характеристики объекта, которых нет в исходном состоянии.

Важным и существенным признаком проектирования является то, что проектирование – это работа с будущим. С одной стороны, это означает, что проектированию свойственно все, что присуще работе с будущим, и, прежде всего, – высокая степень неопределенности и непредсказуемости. С другой стороны, проектирование – не единственный вариант работы с будущим, есть еще и прогнозирование, и моделирование, и планирование, и конструирование.

Рассмотрим, как соотносится проектирование с данными понятиями и видами деятельности.

Проектирование и прогнозирование. Это далеко не одно и то же.

Прогнозирование – это вывод о предстоящем развитии на основании каких-либо данных (по С. И.Ожегову). Если прогнозирование строит предположение о том, что может быть, то проектирование призвано ответить на вопрос: что должно быть, каким должен быть педагогический объект (система, процесс, маршрут, условия), чтобы добиться желаемых результатов в конкретной ситуации. Проектирование должно опираться на имеющиеся прогнозы ситуации, включать в себя элементы и этапы прогнозирования, но не тождественно прогнозированию как деятельности.

Проектирование и планирование. Проектирование как создание модели желаемого будущего является понятием более общим по сравнению с планированием. Планирование – это составление плана чего-либо. План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ (по С. И.Ожегову).

Существует определенная разница в употреблении понятий «проектирование» и «планирование»: о планировании обычно говорят, когда речь идет о чем-то сравнительно ясном и не предполагающем существенных открытий и изменений; когда же вопрос стоит о большом объеме созидательной, творческой деятельности, чаще используется термин «проектирование». Кроме того, планирование может рассматриваться как этап проектировочной деятельности.

По утверждению С. И. Высоцкой, различие между проектом и планом заключается в том, что проект – это более широкий термин, план есть лишь одна из форм фиксации проекта. Сказанное подводит нас к очень важному практическому выводу: прежде чем разработать план чего-либо (план деятельности образовательного учреждения или план воспитательного мероприятия), нужно чётко уяснить общие контуры предстоящей деятельности, создать проект соответствующего объекта, который позволит составить представление о результате (механизм управления инновационной деятельностью, структура управления, здоровьесберегающая организация образовательного процесса, система гражданского воспитания, уровень обученности и воспитанности школьников, сформированность приёмов познавательной деятельности и пр.) и лишь затем составлять план, диагностично сформулировав задачи на основе диагностично поставленной в проекте цели, продуманно отобрав материал, методы управления, обучения и воспитания, указав формы взаимодействия участников данного процесса.

Проектирование и моделирование. Необходимой составной частью проектирования является моделирование. Моделирование – это создание некоего идеального образа объекта, который отражает реальность до уровня абстракции.

У. П. Эшби писал, что моделирование как метод исследования – это логика упрощения. С помощью моделирования в проектировании сравнивают и оценивают варианты проектных решений, имитируются реальные процессы, системы, принимаются решения о выборе альтернатив. Моделирование, как и проектирование, позволяет оперировать с объектами, относительно которых не имеется полноты знаний. Модели отражают самые существенные, определяющие, устойчивые свойства объектов относительно которых имеются принципиально неполные знания.

Модель – любой образ (мысленный или условный; изображение, описание, схема и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве «заместителя», «заменителя».

Модель – это преднамеренно ограниченный выбор характеристик изучаемого объекта, обусловленный целью исследования и парадигмой конкретной научной дисциплины.

Как правило, проектирование начинается с разработки модели будущего объекта как составной части некоего идеального образа.

Однако на этапе разработки модели как основы будущего проекта целесообразно не учитывать всех факторов, которые могут оказать влияние на объект (систему, процесс) в действительной реальности.

Проектирование и конструирование. Их различие носит относительный характер и более ярко выражено при создании вещественных, осязаемых объектов. Конструирование – это создание конструкции чего-либо. Конструкция – это состав и взаимное расположение частей чего-либо (по С. И.Ожегову). В этом случае считается, что проектирование – это создание нового объекта «на бумаге», а конструирование – его создание «в железе». В нашем случае использование подобного различия затруднительно, но при желании можно договориться, что конструирование – это организация и реализация на практике на основе проекта реального образовательного объекта.

Результаты проектирования образовательного объекта могут быть воплощены в практику с той или иной мерой успешности, точности, с большими или меньшими искажениями, отступлениями от проекта.

Поэтому есть смысл различать и сравнивать между собой результаты проектирования (проект педагогической системы) и конструирования (реальная педагогическая система).

Проектирование: деятельность, процесс, наука, искусство. Проектирование рассматривается как особая деятельность людей. Это означает, что для понимания проектирования необходимо учесть и рассмотреть все элементы, присущие проектированию, как и любой социально значимой человеческой деятельности. Как и всякая деятельность, проектирование носит процессуальный характер, подразумевает прохождение определенных этапов, стадий, шагов, отдельных действий и целых сложных процедур. При этом есть потребность превращения проектировочной деятельности в деятельность профессиональную.

Как и любая деятельность, протекающая в конкретных условиях, уникальных ситуациях, проектирование педагогического процесса может рассматриваться как разновидность практического искусства; навыки проектировщиков, их профессиональная интуиция, чутье, опыт не могут быть ничем заменены. Однако все это может и должно дополняться научными знаниями, знаниями подходов к проектированию педагогического процесса, базовыми знаниями о самом педагогическом процессе, знаниями об опыте проектирования, владением методами проектирования, выработанными наукой.

Как культурная деятельность педагогическое проектирование предполагает определенное соотношение традиций и новаторства, норматива и творчества. С одной стороны, высокий профессионализм проектантов предполагает безупречное знание культурно апробированных методов и средств своей работы и их грамотное использование, с другой стороны, проектирование всегда будет носить творческий характер.

Есть все основания утверждать, что педагогическое проектирование – прекрасное приложение творческого, созидательного настроя педагогов, которые не хотят довольствоваться ролью пассивных пользователей готовых, и далеко не всегда эффективных, разработок, а в интересах развития педагогических систем, пытаются создать новые. Творческий характер проектировочной работы означает, кроме всего прочего, что проектирование никогда не может быть деятельностью на сто процентов рациональной и осознанной: в процессах генерации идей есть очень много от работы бессознательного психического, того, что одни психологи называют подсознанием, а другие – сверхсознанием. В то же время, любые озарения и интуитивные находки для пользы дела необходимо подвергать рациональной рефлексии и трезвой оценке.

Проектировочный подход является наиболее радикальным из множества возможных способов организации и развития практики образования во всех его многообразных типах и видах. Одновременно с реальным опытом педагогического проектирования происходит интенсивное осмысление сущности, назначения, видов и средств проектирования в комплексе педагогических наук.

Основная проектно-программная установка состоит в том, чтобы создать условия для появления новых педагогических объектов (систем, процессов, маршрутов), которые бы отвечали требованиям современности.

Объекты проектировочной деятельности педагога. Объектами проектирования могут быть системы (педагогическая система, воспитательная система, обучающая система, система методической работы и др.), процессы (образовательный процесс, учебный процесс, воспитательный процесс, коррекционно-развивающий процесс и др.), маршруты (индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, маршрут профессионального развития педагога, индивидуальный маршрут развития образовательного учреждения и т. д.). Деятельность руководителя образовательного учреждения, педагога есть не что иное, как разработка и реализация различных проектов.

Проектирование как работа с идеями. Если рассматривать проектирование как работу по преимуществу мыслительную, интеллектуальную деятельность (а для этого есть веские основания), главным в нем оказывается генерация, проработка и комбинирование проектных идей и решений. Результат проектирования – образ нового педагогического объекта (системы, процесса, маршрута) – не что иное, как совокупность надлежащим образом разработанных, обоснованных и выстроенных идей.

Проектная деятельность, интеллектуальная по своему характеру, призвана до «пробы на реальном материале» исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценивать последствия реализации тех или иных замыслов. Есть основание утверждать, на основании выводов А. М.Моисеева, что проектирование – прекрасное приложение творческого, созидательного настроя и потенциала педагогов, которые не хотят довольствоваться ролью пассивных пользователей готовых и неэффективных «продуктов».

Проектирование и технология. В ряде работ по проблемам социального проектирования проектирование понимается как особая технология, разумная последовательность шагов и этапов, приводящая к получению запланированного результата. Такое понимание проектирования вполне возможно, хотя сводить все проектирование к этому пониманию, считаем неправомерным. Не любая проектировочная деятельность удовлетворяет критериям технологичности.

Можно выделить три стадии развития педагогического проектирования:

- Эмпирическая (донаучная)

- Эклектическая (частично научная)

- Технологическая (собственно научная).

В отдельных случаях процесс проектирования можно технологизировать, то есть имеет смысл говорить о технологии проектирования педагогических объектов и технологичной проектировочной деятельности.

Проектирование делает педагогическую деятельность технологичной, поскольку задаёт определённую последовательность этапов и процедур. Оно выступает средством и осмысления, анализа (рефлексии) прежних подходов и поиска новых смыслов, ценностей в педагогической деятельности.

С другой стороны, в процессе проектирования создаются новые знания и ценности, происходит переосмысление сущности педагогической деятельности и обновление традиционных подходов к её реализации, что даёт педагогу возможность реализовать своё видение решения проблем, содействует его личностному и профессиональному саморазвитию и самоопределению.

Проектирование создаёт условия для превращения педагога в субъекта профессиональной деятельности, а в тех случаях, когда субъектом выступает группа или коллектив, оно содействует развитию сотрудничества и взаимообогащению. Проектирование – это средство формирования творческой индивидуальности субъектов педагогической деятельности и выработки у них проектных способностей.

Проектирование имеет целостный характер, что обеспечивается не только взаимосвязью составляющих его компонентов, но и их подверженностью изменениям, которые обеспечивают перевод объекта в качественно иное состояние.

Педагогическое проектирование требует от педагога не только высокого уровня знаний и умений, но и, как отмечалось, сформированности целостного представления о педагогической деятельности, концептуального видения проблемы проектирования образовательных систем, процессов, маршрутов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: