Одной из важнейших задач конкурентной политики государства, предусмотренных в Программе развития конкуренции в России, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 9 мая 2009 г. № 691 -р!, является повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов и органов власти посредством совершенствования антимонопольного регулирования.
Антиконкурентные, или ограничивающие конкуренцию, действия хозяйствующих субъектов в основном подлежат преследованию путем запрещения и пресечения правонарушений, именуемых монополистической деятельностью.
Законодатель определяет понятие монополистической деятельности посредством перечисления основных видов данного правонарушения: монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Монополистическая деятельность определяется в законодательстве как правовая категория, а именно как правонарушение, т.е. противоправное, виновное действие (бездействие) субъектов предпринимательства (группы лиц), причиняющее вред и влекущее применение мер юридической ответственности.
Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства, которые носят комплексный характер (т.е. нормами конституционного, гражданского, административного и уголовного права). Бездействие является противоправным, если лицом добровольно не исполняется обязанность, возложенная на него нормой антимонопольного законодательства.
Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего, данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц — права предпринимателей и потребителей на рынке. Указанным лицом может быть причинен имущественный вред в виде убытков (ст. 15, 16 ГК РФ).
При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. Зачастую они могут вообще отсутствовать. В связи с этим в общем определении монополистической деятельности не содержится указания на убытки как последствия данного правонарушения. В п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции упоминается лишь об «ущемлении интересов других лиц». В связи с этим для установления и запрещения (пресечения) монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей. В то же время для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи является обязательным. Данные элементы состава правонарушения также имеют значение при возложении мер уголовной ответственности за монополистическую деятельность при особо отягчающих обстоятельствах (п. 3 ст. 1 78 УК РФ).
Нарушая права и законные интересы отдельных субъектов предпринимательства, а также потребителей (частные права и интересы), монополистическая деятельность наносит вред публичным правам и интересам, т.е. государству и обществу в целом. Он заключается в посягательстве на правопорядок в сфере конкуренции, т.е. нарушении правил конкуренции, которые определяются в основном нормами законодательства и обычаями делового оборота.
Субъектами данного правонарушения (т.е. правонарушителями) являются: предприниматели: хозяйствующие субъекты (группа лиц), к которым относятся индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход, а также финансовые организации.
Вина — необходимый элемент состава правонарушения, составляющего монополистическую деятельность. Вина при совершении монополистической деятельности состоит в двух основных формах: умысла и неосторожности.
Виды монополистической деятельности. Данное правонарушение подразделяется на два основных вида: злоупотребление субъектом предпринимательства своим доминирующим положением на рынке и соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию.
В принципе само по себе наличие доминирующего (монопольного) положения на рынке уже ограничивает конкуренцию и в этом смысле является нежелательным для конкурентных отношений.
В Программе развития конкуренции в России указывается, что основными угрозами для конкуренции на российских рынках со стороны хозяйствующих субъектов являются злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, в том числе в сферах деятельности естественных монополий. Нарушения со стороны субъектов естественных монополий, как правило, связаны с несоблюдением установленных сроков и порядка заключения договоров. Пресечение таких нарушений посредством штрафов, начисляемых исходя из выручки, неэффективно, поскольку уплата штрафа в конечном итоге компенсируется потребителями услуг естественной монополии за счет тарифа.
Для квалификации данного правонарушения необходимо, чтобы хозяйствующий субъект занимал доминирующее положение на рынке.
Последствия монополистической деятельности конкретизированы применительно к рассматриваемому виду правонарушения. Запрету подлежат действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц
В исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными (допустимыми), если такими действиями (бездействием) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результате является или может являться:
1) совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия) (ст. 13 Закона о защите конкуренции).
Однако действия (бездействие), запрещенные п. 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 ч. 1 ст. 1 0 Закона о защите конкуренции, являются абсолютно недопустимыми без применения к ним указанных изъятий.
Предусмотренный в антимонопольном законодательстве перечень конкретных форм злоупотребления доминирующим положением на рынке не является исчерпывающим. Перечисляются лишь типичные правонарушения, которые можно свести в две группы: договорные и односторонние.
Договорные злоупотребления заключаются в том, что субъект предпринимательства, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, злоупотребляет таковым посредством принуждения своего контрагента заключить договор лишь на выгодных для первого условиях, либо необоснованного отказа от заключения договора при наличии к тому возможности. В основном подобные злоупотребления имеют место на этапе заключения договора.
К ним относятся, в частности:
—навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
—создание дискриминационных условий (п. 8 ст. 4);
—установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
—нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. (п. 1 ст. 1 0 Закона о защите конкуренции).
Целью указанных действий является повышение конкурентоспособности субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке (группы лиц), и получение им прибыли за счет дискриминации (нарушения принципа юридического равенства) других субъектов предпринимательства и потребителей, желающих заключить с первым договор.
Наиболее распространенной формой злоупотребления доминирующим положением на рынке во взаимоотношениях продавцов (поставщиков, исполнителей) и покупателей (заказчиков, потребителей), основанных на договоре, является установление монопольных цен. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие (ст. 6 Закона) и на монопольно низкие (ст. 7 указанного Закона).
Например, монопольно низкая цена может быть установлена покупателем, занимающим доминирующее положение на рынке. Она навязывается, например, продавцу, являющемуся субъектом малого предпринимательства, оказавшемуся в зоне искусственно созданного избытка товаров.
Установлением монопольных и необоснованных цен нарушаются не только права и частные интересы отдельных субъектов предпринимательства и потребителей, но и установленный государством режим свободного ценообразования. Свобода договора предполагает свободу установления цены, т.е. формирование последней под влиянием спроса и предложения, а не внеэкономическими методами. Исключения составляют предусмотренные Законом случаи государственного регулирования цен (тарифов). Такое регулирование распространяется, в частности, на продукцию субъектов естественных монополий (например, на электрическую и тепловую энергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, почтовую связь и т.д. (ст. 4 Закона о естественных монополиях).
Односторонние (недоговорные} злоупотребления непосредственно не связаны с заключением договоров, а носят односторонний характер.
К ним относятся, в частности:
— создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).
Соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию, в свою очередь, подразделяются на следующие группы: горизонтальные (картельные) соглашения (согласованные действия); вертикальные соглашения (согласованные действия); неправомерная координация экономической (предпринимательской) деятельности.
Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 1 8 ст. 4 Закона).
Согласованными действиями признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1)результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2)действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в п. 2 упомянутого постановления от 30.06.2008 г. № 30, согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, — может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Горизонтальные (картельные) соглашения (согласованные действия). Субъектами рассматриваемого варианта правонарушений являются субъекты предпринимательства (группа лиц), которые выступают по отношению друг к другу как реальные или потенциальные конкуренты на рынке.
Законодательство содержит примерный перечень запрещенных горизонтальных соглашений (согласованных действий), которые приводят или могут привести к следующим последствиям:
—установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
—повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
—разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
—сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 11 Закона).
Рассмотренные выше горизонтальные соглашения получили наименование картельных. Картель используется для обозначения устойчивых союзов и соглашений, посредством которых их участники, сохраняя производственную и правовую самостоятельность, вырабатывают общую политику на рынке, делят его территорию между собой, ограничивают доступ на рынок других хозяйствующих субъектов, устанавливают единые цены и т.д.
Как указано в Правилах развития конкуренции в России, усилия антимонопольного органа должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения картелей и снижение их устойчивости.
Перечисленные составы правонарушений признаются абсолютно неправомерными.
Однако в отношении других (прямо не перечисленных в Законе) горизонтальных соглашений (согласованных действий) допускается возможность доказывания их правомерности. В частности, хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с нормами ст.12 и ч.1 ст.13 Закона. Правительством РФ по предложению ФАС также могут быть определены допустимости подобных иных соглашений и согласованных действий (т.е. общие исключения), соответствующие следующим условиям:
1)совершенствованию производства, реализации товаров или стимулированию технического, экономического прогресса либо повышению конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2)получению покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
Вертикальные соглашения (согласованные действия) — это соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4 Закона).
Субъектный состав данного правонарушения имеет следующие особенности: субъекты предпринимательства не должны являться конкурентами между собой (реальными или потенциальными), каждый из них осуществляет свою деятельность на различных рынках или занимает различные ниши в производстве и распределении (например, поставщики и покупатели).
Вертикальные соглашения (согласованные действия) в качестве конкретных целей имеют, например, установление исключительного права продажи по типам покупателей или ограничение деятельности правомерных пользователей объектами промышленной собственности на основе лицензионных договоров и др.
В связи с отсутствием в законодательстве примерного перечня рассматриваемого типа соглашений (согласованных действий), последние подлежат запрету, если будет установлено, что они имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
В исключительных случаях вертикальные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными. В частности, допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии. Кроме того, допускаются иные вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением вертикальных соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20% (ст. 1 2 Закона о защите конкуренции).
Неправомерная координация экономической (предпринимательской) деятельности. Антимонопольным законодательством установлено правило, в соответствии с которым физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, в частности, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) и т.п.
Под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка (п. 14 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Гражданское законодательство предоставляет право коммерческим организациям в целях координации их предпринимательской деятельности создавать объединения в форме союзов или ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями (п. 1 ст. 121 ГК). Однако недопустимой и противоречащей антимонопольному законодательству последняя признается в том случае, если она имеет (либо может иметь) своим результатом нарушение соответствующих правил конкуренции, а также прав и законных интересов участников конкурентного рынка.