ПЕРВЫЕ КАДЕТСКИЕ КОРПУСА




Сухопутный Шляхетный Кадетский корпус [2]

Слово «кадет» происходит от французского «cadet», что означает младший, несовершеннолетний. Так называли во Франции молодых дворян, зачисленных в военную службу, до производства в офицеры. Французское слово «cadet» в XVIII в. вошло во все европейские языки.

Военные учебные заведения для молодых дворян в XVII - ХVIII вв. появились в разных странах Европы – в Германии, Франции, Дании, Англии. Во Франции при полках имелись роты кадет, в Германии с середины XVII в. существовали Рыцарские Академии (Ritter Akademie, нем.), в которых будущие офицеры изучали математику, курс военного искусства и военного управления, иностранные языки, обучались танцам, фехтованию и верховой езде. Курс наук мог быть расширен за счёт изучения естественных наук, древних языков и философии, гражданской и военной архитектуры, артиллерии и фортификации, геральдики и др. Уровень подготовки в Академиях был высоким, в них преподавали опытные военные специалисты и профессора университетов.

Первый Кадетский корпус был учреждён в 1717г. в Берлине при непосредственном участии прусского короля Фридриха Вильгельма I. Учебная программа корпуса была составлена из базовых общеобразовательных и сугубо военных дисциплин кадетских рот и Рыцарских Академий. Другим примером для составителей проекта военного учебного заведения для дворянских недорослей в России служил Кадетский корпус в Копенгагене.

С начала XVIII в. в России осознавали проблему создания высшего сословного общеобразовательного и воспитательного учреждения, предназначенного для подготовки дворян к военной и гражданской службе. Проекты такого учреждения писали во времена Петра I и Екатерины I. Идея воплотилась в начале царствования императрицы Анны Иоанновны, которой суждено было стать в России основательницей корпуса кадет и системы военного образования и воспитания юношества, не потерявшей до настоящего времени своей актуальности. Проект создания Рыцарской Академии, военного учебного заведения европейского типа для молодых дворян, был подготовлен генерал-прокурором Сената графом П. И. Ягужинским и президентом Военной коллегии графом Б.-К. Минихом.

Можно считать чрезвычайно удачным выбор императрицей места для размещения корпуса – в новой столице, рядом с дворцом, домом директора корпуса и Сенатом, и в то же время – в бывшей усадьбе князя Александра Даниловича Меншикова (1673 – 1729), удобной, обширной, не утратившей особенностей налаженного быта. Корпус кадет расположился во дворце Меншикова почти на два века, дав зданию и территории новое имя – Кадетский дом, постепенно вошедшее в официальные документы.

Реальное начало корпусу кадет положил указ императрицы Анны от 29 июля 1731 года: «Дабы Шляхетство от малых лет к тому в теории обучены, а потом в практику годны были…учредить корпус кадетов…». 20 ноября 1731 года был утверждён Регламент, в соответствии с которым учебный курс в корпусе разбивался на четыре класса и в трёх высших продолжался пять или шесть лет. Корпус разделялся на две роты по 100 человек. 150 воспитанников набиралось из дворян российских, 50 – из эстляндских и лифляндских. По указу возраст воспитанников был от 13 до 18 лет. Сама императрица назначила в кадеты 12 пажей незадолго перед тем скончавшихся царицы Евдокии Фёдоровны и царевны Прасковьи Иоанновны. В составе корпуса были воспитанники из знатных российских, лифляндских и эстляндских фамилий.

Первым главным директором корпуса стал граф Миних, превративший Рыцарскую Академию в Санкт-Петербурге в один из культурных центров столицы и её достопримечательность.

17 февраля 1732 года было положено начало занятиям в корпусе. В этот день в классах было 56 кадет. Впоследствии этот день стал почитаться как день основания корпуса и стал днём празднования его годовщин. В марте 1732 года число записавшихся в Корпус составляло уже 308 человек. По ходатайству графа Миниха штат Корпуса был расширен до 360 человек. 12 мая 1732 года Корпус получил новое разделение на 3 роты, каждая в 120 человек. 14 июня классы Рыцарской Академии были открыты вновь, а на исходе лета 1732 года императрица Анна пожаловала «рыцарям» знамя.

День воспитанников корпуса начинался с пробитием зари. Кадеты молились и завтракали, с 6-ти до 10-ти часов утра занимались в классах, потом до 12-ти занимались воинскими упражнениями или экзерцициями, в 12 обедали, в 2 часа дня начиналось время классных занятий, в 4 их сменяли экзерциции, продолжавшиеся два часа. В 7 с половиной вечера кадеты ужинали, в 9 часов, с вечернею зарёю, ложились спать. Жили кадеты по шесть и семь человек в одной комнате и имели позволение держать при себе прислугу. Одевались в тёмно-зелёные суконные кафтаны с красным подбоем и золотым позументом по борту, лосиного цвета суконный камзол и такое же нижнее платье.

В царствование Анны Иоанновны в корпусе говорили и преподавали на русском и немецком языках. Воспитанники изучали следующие предметы: русский и иностранные языки (немецкий и французский), латынь, историю, географию, математику, физику, чистописание, грамматику, риторику, юриспруденцию, гражданскую и военную архитектуру, рисование, музыку, мораль и геральдику. В корпусе читали курсы военных наук: фортификации, артиллерии и других. Преподавали также фехтование, танцы и верховую езду. Некоторые предметы не были обязательны для всех кадет, ими занимались по способностям и личным склонностям. Каждую треть года кадет экзаменовали, а в конце года назначали публичные экзамены в присутствии самой императрицы или же «при министрах, генералитете и прочих духовных и гражданских знатных персонах».

Несмотря на обширную образовательную программу, процесс обучения в корпусе налаживали с большим трудом. Ситуация стала меняться постепенно, особенно после того, как к преподаванию в корпусе стали привлекаться профессора Академии Наук, была сформирована библиотека и музейно-познавательные коллекции корпуса.

Выпускники корпуса, не служа в нижних чинах, предназначались на службу «в полки от кавалерии или инфантерии в фортификации или в артиллерии» унтер-офицерами, прапорщиками, подпоручиками и поручиками или получали соответствующие им чины и ранги в гражданской службе.

Вскоре после указа об учреждении корпуса Анна Иоанновна пожаловала кадетам в вечное владение землю, дворец, и все постройки на Васильевском острове, ранее принадлежавшие светлейшему князю А. Д. Меншикову. Кадеты стали приспосабливать это обширное хозяйство под свои нужды.

С юга и с севера эта территория была ограничена двумя рукавами Невы. С центральными районами столицы корпус соединял Исаакиевский наплавной мост, ведший от здания манежа корпуса к Исаакиевской церкви на левом берегу Невы, возведенный впервые в 1727 г. До 1754 г. въезд на мост был платным, но воспитанники и преподаватели корпуса пользовались им свободно, без оплаты. В 1804 г. в этой части острова стали возводить капитальную гранитную набережную, получившую наименование Кадетской. Западной границей владений корпуса служила Кадетская линия, получившая свое название в ХVIII веке. Вдоль Кадетской линии, от набережной до Большого проспекта для корпуса в 1730 –1770 годах были возведены здания, слитые воедино. В царствование Екатерины II ансамбль Кадетского дома был продолжен строительством восточного крыла дворца А. Д. Меншикова, фундамент которого был заложен еще при жизни светлейшего князя. Второй этаж этого здания занял большой зал, предназначенный для рекреаций и встреч кадет с родственниками. За годы существования зал много раз менял свои имена. В начале ХХ в. в нем располагался музей корпуса. Кадеты постепенно осваивали каменный дворец светлейшего князя. Центральная его часть, занятая помещением греко-российской церкви, получила наименование «церковный флигель». В царствование императрицы Елизаветы Петровны были произведены изменения в архитектуре старейшей части дворца А. Д. Меншикова: Для нужд корпуса центральный Большой зал дворца был перестроен в церковный зал. Освящение церкви состоялось в праздник Рождества Святого Иоанна Крестителя в присутствии самой императрицы. Этот день, 24 июня по старому стилю, стал вторым праздничным днём в корпусе. Тогда же изменения претерпел и фасад. В 1776 – 1779 гг., в царствование Екатерины II, церковь была ещё раз переделана, увеличена, декорирована в стиле раннего классицизма и освящена.

Часть комнат дворца сохранила свою историческую отделку голландскими плитками. Свой родной декор сохранила Ореховая князя Меншикова. Здесь в екатерининские времена проходили заседания Совета корпуса, во время проведения которых у входа в Ореховую выставляли караул из часовых кадет.

Особой заботой для корпуса стало размещение церквей для отправления духовных нужд воспитанников. По повелению Екатерины II в корпусе была устроена молельная комната для кадет католического исповедания. Лютеранская церковь корпуса находилась с 26 декабря 1732 года в одной из комнат корпусного дома и в 1745 году, по тесноте занимаемого помещения, была перенесена в отдельный флигель. В качестве самостоятельного архитектурного ансамбля до нашего времени сохранился двор лютеранской церкви корпуса, в 1797 г. он был обозначен на Чертеже о действительном положении Васильевского острова. Интерьер самого церковного помещения не сохранился, однако, «Санкт-Петербургские ведомости» поместили в 1801 г. объявление Иогана Олина, бывшего «в сухопутном кадетском корпусе органистом при церкви», что свидетельствует о том, что в церкви был орган.

В царствование Елизаветы Петровны корпус получил название Сухопутный Шляхетный кадетский. В это время в корпусе преподавали разнообразные гуманитарные дисциплины. В 1730-х гг. в среде его учащихся возник литературный кружок, где открылся талант поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова (1717 – 1777). А. П. Сумароков был принят кадетом в первый набор в корпусе и выпущен из корпуса поручиком. В конце 1740-х гг. кадеты начали ставить на своей сцене пьесы на французском, а затем и на русском языке. Трагедию А. П. Сумарокова «Хорев» кадеты сыграли на сцене императорского дворца. На обучение в корпус императрица Елизавета Петровна определила актёров ярославской труппы, в числе которых был Ф. Г. Волков, основатель русского профессионального театра.

В ХVIII – ХIХ вв. в корпусе получили воспитание и образование: литератор М. М. Херасков, поэт М. Г. Собакин, поэт и переводчик А. В. Олсуфьев, драматург В. А. Озеров, поэты К. Ф. Рылеев и Ф. Н. Глинка и многие другие.

Крупные реформы в корпусе были произведены в 1766 г., в царствование Екатерины II, выдающимся российским деятелем эпохи Просвещения Иваном Ивановичем Бецким (1704 – 1795). И. И. Бецкой написал новый Устав для «корпуса кадетов». По Уставу обучение в корпусе продолжалось 15 лет. Корпус был взят под особое покровительство Екатерины II и стал называться Императорским. В число кадет был зачислен сын императрицы А. Г. Бобринский (1762 – 1813). В 1766 г. штат корпуса был увеличен до 600 воспитанников, которые подразделялись на пять возрастов. К первому, младшему возрасту причислялись кадеты от пяти до девяти лет. К старшему пятому возрасту – от восемнадцати до двадцати одного года. Продолжительность пребывания в каждом возрасте составляла три года. Родители воспитанников давали подписку о добровольном помещении детей в корпус, преимущество при поступлении получали дети из малоимущих семей и сироты, чьи отцы погибли на войне. Императрица взращивала в корпусе «новую породу людей». В корпусе работало малолетнее отделение, в котором служили дамы – воспитательницы. Старшие возрастные группы подразделялись на военное и гражданское отделение. По результатам обучения и экзамена выпускники корпуса награждались золотыми и серебряными медалями, самые лучшие получали право совершить за казённый счёт образовательное путешествие в чужие края сроком на три года.

Блестящей эпохой в жизни корпуса стали 1786 - 1794 гг., когда главным начальником корпуса был назначен генерал-поручик граф Фёдор Евстафьевич Ангальт (1732 – 1794), который имел выдающийся талант педагога и всецело посвятил себя своим воспитанникам. В это время был определён тот высокий уровень патриотического духа и необходимого для русского офицера профессионального и общего образования, который позволил в течение двух последующих веков воспитанникам корпуса гордиться своей alma mater. Корпус дал государству многих видных деятелей. Екатерина II назвала корпус «рассадником великих людей». В это же время оформились основные коллекции корпуса – его библиотека, архив, музей. При корпусе работала типография, аптека, был построен зал для игры в мяч, один из первых в Европе. Особенным раритетом корпуса была говорящая стена в саду с поучительными изречениями философов на языках оригиналов.

В 1794 - 1797 гг. генерал-директором корпуса был генерал-поручик М. И. Голенищев-Кутузов. Будущий герой Отечественной войны 1812 года особое внимание уделял преподаванию практических военных наук – фортификации, артиллерии, топографии, сам читал воспитанникам тактику военного дела.

В XVIII столетии из корпуса было выпущено 3300 воспитанников, в том числе: А. А. Прозоровский (выпуск 1736 г.), М. Ф. Каменский (выпуск 1755 г.), М. Н. Волконский (выпуск 1736 г.), П. И. Репнин (выпуск 1737 г.), П. И. Мелиссино (выпуск 1750 г.), М. В. Каховский (выпуск 1757 г.), А. А. Вяземский (выпуск 1747 г.), А. А. Беклешов (выпуск 1764 г.), М. И. Мордвинов (выпуск 1747 г.), И. Л. Голенищев-Кутузов (выпуск 1743 г.) и многие другие выдающиеся деятели военной и государственной службы, науки и культуры.

10 марта 1800 г. по указу императора Павла I корпус получил наименование Первого Кадетского корпуса.

В 1818 г. на площади рядом с корпусом был установлен памятник победам выдающегося полководца генерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1725 – 1796), который учился в корпусе и был выпущен в 1740 г.

 

Морской Кадетский корпус [3]

К середине XVIII в. три учебных заведения в России готовили специалистов для флота: школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне в Москве, Морская Академия и Гардемаринская рота в Санкт-Петербурге и Кронштадте.

В 1715 г. в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных (навигаторских) классов школы в Сухаревой башне была создана Морская Академия (Академия Морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. В Академию также перевели учеников из Новгорода и из Нарвской навигационной школы. Морская Академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Академия готовила для флота специалистов в области навигации, артиллерии, фортификации, устройства корабля. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов, топографов и картографов. Ученики Академии числились на военной службе. Инструкцию для прохождения обучения с перечнем наук и службы в Академии, создал Пётр I по проекту, предложенному царю генерал-лейтенантом бароном Сент-Илером, который до 1717 г. был в Академии директором. В проекте Сент-Илера впервые применительно к российским реалиям было применено слово «кадет» (cadet, франц.) - так во Франции называли младшего сына в дворянской семье, проходящего начальную военную службу. «Высший надзор» за деятельностью Академии Морской гвардиив начале её существованиябыл поручен Андрею Артамоновичу Матвееву (1666 - 1728). Сроки обучения в Академии определялись уровнем знаний учеников. Лучшие ученики Морской Академии, прошедшие теоретический курс, зачислялись в Гардемаринскую роту, открытую в 1718 г. Воинское звание гардемарин (garde de marine – морской страж, морской гвардеец, франц.) получали старшие воспитанники роты при переходе в унтер-офицерский чин мичмана. В офицеры гардемариновпроизводили после практических летних плаваний в качестве матросов на кораблях Балтийского флота и заграничной «стажировки». Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей учащегося и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 г. в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. Гардемаринская рота неоднократно переводилась из Санкт-Петербурга в Кронштадт. В разное время в роте обучалось от 300 до 144 человек. Всего за период с 1717 по 1752 гг. из Морской Академии было выпущено более 750 человек.

Программу преобразования военно-учебных заведений для подготовки моряков в единый Морской корпус, имеющий расширенную образовательную программу по примеру существующего Сухопутного, предложил вице-адмирал Воин Яковлевич Римский-Корсаков (1702 – 1757). 15 декабря 1752 г. императрица Елизавета Петровна (1741 – 1761) подписала указ о создании Морского Кадетского Шляхетного корпуса на базе Морской Академии в Санкт – Петербурге. В связи с учреждением корпуса были упразднены Школа морских и навигацких наук, Морская Академия, Гардемаринская рота и Морская артиллерийская школа. Воспитанники этих военно-учебных заведений и их имущество были переведены в корпус. Первоначально в корпусе было 360 учащихся, по 120 человек в каждой из трёх рот. В связи с растущими потребностями флота в 1783 г. штат воспитанников был увеличен до 600, к 1791 г. в корпусе фактически обучалось около тысячи человек.

Старшие воспитанники первой роты (класса) назывались гардемаринами и изучали сугубо морские науки. Во втором классе проходили навигацию и науки общеобразовательного характера. В третьем, младшем классе, изучали тригонометрию и получали начальное образование. Учеников второго и третьего класса называли кадетами.

В 1762 г. по новому штату в корпусе в помощь директору назначили заместителя по строевой части в чине капитана 1-го ранга, которому подчинялись командующие ротами старшие офицеры. В каждой роте было по четыре офицера. Для кадет ввели единую форму, однотипное вооружение и снаряжение. Деятельностью преподавателей в корпусе руководил профессор. В 1764 г. по инициативе директора корпуса И. Л. Голенищева-Кутузова ввели должность инспектора классов, отвечавшего за организацию учебного процесса. В 1769 г. была основана библиотека Морского Кадетского корпуса, которая пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками. Кадеты изучали следующие дисциплины: арифметику, геометрию, тригонометрию, алгебру, механику. Обязательным было изучение истории, географии, политики, риторики, а также фехтования и танцев. На выбор учили иностранные языки: английский, французский или немецкий. Из военных и морских наук: навигацию, артиллерию, фортификацию, тактическое маневрирование (морские эволюции), морскую практику и такелажное дело.

Для расположения корпуса был отведён дом на Васильевском острове, на углу набережной Большой Невы и 12 линии, принадлежавший ранее графу Б.- К. Миниху, впавшему в немилость и сосланному в начале царствования Елизаветы Петровны. С 1743 г. в этом доме располагалась Морская Академия. Перестроить здание для размещения корпуса императрица поручила главному архитектору Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинскому. В 1762 г. Морской Шляхетный Кадетский корпус был переименован в Морской Кадетский корпус. В 1771 г. все постройки корпуса на Васильевском острове сгорели, и он был переведён в здание Итальянского дворца в Кронштадте, где оставался до конца 1796 г., когда был возвращён в Санкт-Петербург.

Первым директором Морского Шляхетного Кадетского корпуса стал воспитанник петербургской Морской Академии капитан 1-го ранга, с 1769 г. – адмирал, Алексей Иванович Нагаев (1704 – 1781), участник нескольких морских компаний, специалист в области гидрографии, разработавший атлас Балтийского моря, составивший карты Камчатского моря и Американского берега. С 1762 г. корпус возглавлял адмирал, президент Адмиралтейств-коллегии (с 1782 г.) Иван Логинович Голенищев-Кутузов (1729 – 1802). Настоящий вельможа екатерининского времени, разнообразно одарённый директор занимал должность в течение сорока лет. И. Л. Голенищева-Кутузова называли «отцом всех русских моряков»

С 1753 г. по 1802 г. из корпуса было выпущено 3036 офицеров. Среди первых выпускников корпуса были прославленные флотоводцы адмиралы Фёдор Фёдорович Ушаков (выпуск 1766 г.), Дмитрий Николаевич Сенявин (выпуск 1780 г.), Михаил Петрович Лазарев (выпуск 1808 г.), мореплаватели - открыватели новых земель и континентов Иван Фёдорович Крузенштерн (выпуск 1788 г.) и Фаддей Фаддеевич Белинсгаузен (выпуск 1797г.).

 

Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус [4]

25 октября 1762 г. императрицей Екатериной II на базе Соединённой Артиллерийской и Инженерной дворянской школы был учреждён Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетский корпус (АИШКК). За основу плана создания и развития военного учебного заведения был взят проект графа Петра Ивановича Шувалова (1711 – 1762). Этот проект был существенно изменён Александром Никитичем Вильбоа (1716 – 1781), сменившим Шувалова на посту генерал-фельдцейхмейстера.

Проект А. Н. Вильбоа был нацелен на приобретение офицерами практических военных знаний и специальных навыков в артиллерийском и инженерном деле. Проект П. И. Шувалова предполагал самое широкое военное образование для дворян. Шувалов видел в учреждении корпуса возможности для взращивания и воспитания российской государственной элиты, А. Н. Вильбоа довольствовался тем, чтобы корпус выпускал сведущих в инженерных и артиллерийских науках офицеров. В своих поправках к проекту предшественника А. Н. Вильбоа существенно уменьшил количество воспитанников и штат преподавателей в корпусе. По поправкам Вильбоа в корпусе были упразднены некоторые должности, урезано жалованье, сокращено количество средств, выделяемых казной на его содержание. Существенным было исчезновение из проекта старшего военного класса с двухгодичным обучением, число рот было сокращено с четырёх до одной, вместо отдельной бомбардирской роты предполагалось набирать 40 человек бомбардиров. Объём изучаемых дисциплин остался прежним. Комплект учащихся был определён в 146 человек, позднее 274. Три четверти комплекта воспитанников следовало набирать из российского и четвёрть - из лифляндского и эстляндского дворянства.

По плану Вильбоа, Соединённая Солдатская школа осталась при корпусе и была преобразована в Школу художеств. В эту школу перевели 171 человек из числа солдатских детей. В Школе художеств готовили унтер-офицеров, воспитанников обучали машинному, литейному, инструментальному, чеканному, слесарному и столярному делу, работам по дереву и камню.

Домом для корпуса определили деревянное строение Соединённой Артиллерийской и Инженерной школы.Первым директором корпуса стал командир школы инженер-подполковник М. И. Мордвинов, выпускник Сухопутного Шляхетного Кадетского корпуса (выпуск 1747 г.). Директор Мордвинов составил подробную инструкцию для руководства над классами, которая оставалась неизменной во все годы его управления.

В течение первых четырёх лет кадеты младших возрастов (8 - 12 лет) обучались арифметике, геометрии, родному языку, французскому и немецкому, истории и географии, рисованию, фехтованию и танцам. В старших классах проходили курс специальных наук и изучали физику, химию, фортификацию, гражданскую архитектуру, тактику, черчение, рисование. В программу обучения входили военные экзерциции - строевые занятия на корпусном плацу с оружием и без него и верховая езда в манеже. Практические занятия проводили на полигоне в лагере на Выборгской стороне, где осваивали искусство фейерверков, стреляли из пушек по целям, изучали на практике минное дело.

Кадеты жили в каморах, учились в специализированных классах. Летом поднимались в шесть часов, молились и завтракали. С 7 часов утра до 11 учились, в полдень обедали и опять учились с 3 до 6 часов вечера. В 7 часов ужинали, по пробитии вечерней зари в 9 часов вечера, ложились спать. Зимой вставали на час позже и распорядок дня сдвигался на час. По средам и субботам были занятия в манеже, в фехтовальном и танцевальном классах. По воскресеньям успешно учащиеся кадеты отправлялись гулять в Летний сад и на острова.

Производство кадет в офицеры могло состояться только после пребывания в течение трёх лет в кадетских классах и двух лет - в старших, офицерских. Впоследствии срок обучения в корпусе увеличился до семи лет.

Реальные возможности для преобразования школы в корпус появились после того, как на должность Главы Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации был назначен граф Григорий Григорьевич Орлов (1734 – 1783). Начиная с 1770 г. граф приказал представлять ему каждую треть года списки воспитанников с подробными отметками корпусного начальства об успехах и поведении кадет. На основании этих списков он назначал воспитанников к выпуску, когда в армии появлялась надобность заместить имевшиеся офицерские вакансии. Позднее в корпусе был введён ежегодный генеральный экзамен. Отличившихся в обучении кадет производили в унтер-офицеры при корпусе и назначали к выпуску в офицеры, «нерачительных» определяли в артиллерию и инженерный корпус унтер-офицерами и рядовыми. Кадеты, преуспевающие в науках, получали серебряные и позолоченные медали с надписью «За прилежность и хорошее поведение». С 1771 г. в корпусе был усилен приём за счёт разрешения принимать 40 сверхкомплектных учеников, детей небогатых родителей.

В корпусе работала типография, появилась должность инспектора классов, контролирующего учебный процесс, было введено смотрение за библиотекой корпуса.

Занятия в классах в корпусе были с 7 до 11 и после обеда с 2 до 6 часов, включая гимнастические упражнения. Два раза в неделю кадеты слушали толкования катехизиса, и тогда классы начинались с 8 часов утра. В каждом классе при годичных испытаниях кадет экзаменовали те учителя, к которым они должны были поступить. Дежурные офицеры находились в ротах безотлучно, днём и ночью. Немцы были разделены по всем каморам, и строго соблюдалось, чтобы русские говорили по-немецки, в каждую камору назначался старший.

В 1783 г. в командование корпусом вступил генерал-майор артиллерии Пётр Иванович Мелиссино (1726 – 1797), отличившийся в боях при Ларге и при Кагуле и известный своими обширными познаниями. Так же, как и Мордвинов, Мелиссино был выпускником Сухопутного Шляхетного Кадетского корпуса.

В соответствии с инструкциями директора П. И. Мелиссино был установлен новый порядок экзаменов, которые должны были производиться каждую треть года. Директором было предписано в праздничные дни давать увольнительные «со двора» только воспитанникам с одобрительными аттестациями; унтер-офицерам и кадетам по особым билетам было дозволено ходить гулять в корпусной сад, дабы директор имел возможность лучше познакомиться с воспитанниками во время прогулок. Вскоре после своего назначения директор П. И. Мелиссино представил государыне свой проект усовершенствования корпуса. Сутью проекта было увеличение комплекта воспитанников и введение систематического образования, в том числе преподавание общеобразовательных наук, а также учреждение нравственного воспитания кадет на основании определённой и полной педагогической системы. Для надлежащего исполнения плана обучения воспитанников каждой роты надо было прежде всего разделить по возрастам и классам, обеспечив тем самым постепенное и последовательное усвоение кадетами всего курса наук: «в таких летах, когда силы разума ограничены, а память может быть с успехом изощрена, за лучшее почтено занять разум воспитанников предметами, соразмерными слабости молодости, нежели такими, которые уже отчасти зрелому приличны». «Вернейшее средство к достижению онаго зависит единственно от выбора учителей, от надёжного способа в учении и от неусыпного присмотра в исполнении». По проектному предложению П. И. Мелиссино была введена в корпусе должность директора классов, обоснованы высокое жалованье и пенсии учителям. Особое внимание в корпусе стали уделять обучению иностранным языкам (французскому и немецкому), чтению профессиональных руководств на иностранных языках и преподаванию ряда предметов. В главе проекта «О нравах учителей и учащихся» говорилось: «Всякое училище, желающее доставить отечеству граждан полезных, должно их сделать и добродетельными. Сие требование столь праведно, что Корпус употребит все силы к его исполнению».

В корпусе были запланированы ежегодные выпуск старших воспитанников офицерами, переводы успевающих воспитанников из одного класса в другой и приём малолетних на свободные вакансии. На экзаменах при переводе учащихся из класса в класс присутствовали директор и члены канцелярии, на выпускных - члены Военной Коллегии и руководители других корпусов. Проект Мелиссино был рассмотрен в Комиссии о народных училищах, которая предложила директору более заботиться о профессиональном образовании будущих инженеров и артиллеристов, но позволила принимать в корпус детей как старше 10 лет, так и младше, смотря по смышлёности и начальной домашней подготовке. В 1784 г., по представлению проекта императрице, было решено учредить корпус на 400 кадет и составить для утверждения новое штатное расписание, по которому корпус делился на три роты. Каждой роте кадет в 1785 г. было пожаловано знамя с вензелем императрицы. За прилежание и доброе поведение кадетам выдавали медали, которые обеспечивали целый ряд привилегий для их обладателей. Для преподавания были определены 48 учителей наук, языков и искусств. К предметам обучения были прибавлены тактика, натуральная история и верховая езда, при этом тактику читали на немецком языке, а натуральную историю - на французском. Милости императрицы позволили директору увеличить библиотеку, завести кабинет натуралий, ввести обучение кадет плаванию и устроить при корпусе артиллерийскую лабораторию, в которой кадеты сами делали заряды для своих лагерных занятий и заготовляли фейерверки. Для артиллерийской экзерциции по заказу корпуса в арсенале были изготовлены пушки. Одним из преподавателей, которые обучали кадет лабораторному делу и стрельбе из орудий был Алексей Андреевич Аракчеев (1869 – 1834).

Тем кадетам, которые проявляли интерес к морской службе, преподавали астрономию и кораблестроение - с 1786 г. в течение нескольких лет из корпуса выпускали в морскую артиллерию и учебный флот.

В корпус также принимали сверхкомплектных учеников, которые сами оплачивали своё обучение (200 рублей в год). Нередко за них платила сама императрица из сумм своего Кабинета. В корпусе дополнительно составилась гренадерская команда из старших и егерская команда из малолетних воспитанников.

Таким образом, в конце XVIII в. в корпусе произошла организация воспитательно-учебного процесса на основании педагогической системы эпохи Просвещения.

Вместо Школы художеств при корпусе была учреждена Солдатская рота (для солдатских детей) на 145 человек. Количество изучаемых ремёсел было увеличено, определены мастера для преподавания литейного дела, резьбы на дереве и камне, а также столярной, лафетной, токарной, машинной и шорной работы.

Екатерина II посетила корпус вместе со своими внуками великими князьями Александром Павловичем и Константином Павловичем. Корпус и его директор П. И. Мелиссино привлекали к себе внимание значительных людей века Екатерины. Г. А. Потёмкин, А. А. Безбородко, Г. Р. Державин, А. А. Вяземский и другие входили в нужды корпуса и часто в нём бывали.

Императрица предполагала построить для корпуса новые здания, в том числе здание манежа, на что были выданы соответствующие суммы из казны.

В 1794 г. по повелению Екатерины II был разработан проект здания корпуса архитектором Ф. И. Демерцовым, который учился в Школе художеств и позже преподавал в ней. Строительство центрального здания было закончено в 1796 г. и украшено надписью в память основательницы-императрицы. В этом здании располагались учебные классы, музей, танцевальный зал, католическая и лютеранская церкви. Позднее были пристроены кадетские «каморы» и открыта православная церковь св. Александра Невского. Полностью строительство корпуса было завершено в 1806 г., было построено здание для размещения квартир корпусных офицеров, кухни и столовый зал. Архитектор Фёдор Иванович Демерцов (1762 – 1823) много работал по заказам военного ведомства, пользовался покровительством военного министра А. А. Аракчеева, в 1814 г. стал профессором архитектуры Академии Художеств.

В продолжении всего царствование императрицы Екатерины II в Артиллерийский и Инженерный Кадетский Корпус было принято 1638 воспитанников. Корпус стал крупнейшим в России центром по подготовке инженерных и артиллерийских офицерских кадров.

Среди первых выпускников корпуса: генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов, генерал от инфантерии Ф. Ф. Буксгевден (выпуск 1770 г.), военный министр и генерал от артиллерии А. А. Аракчеев (выпуск 1787 г.); генералы от артиллерии П. И. Меллер-Закомельский (выпуск 1768 г.) и А. И. Корсаков (выпуск 1768 г.); генерал от инфантерии, военный министр и Главный директор военных учебных заведений П. П. Коновницын (выпуск 1774 г.) и многие другие прославленные военные деятели.

В краткое правление Павла I в корпусе сохранялся, в основном, принятый прежде порядок. Император пожелал лично делать назначения в корпусе, экзаменовать выпускников стали не на публичном экзамене, а в Артиллерийской Экспедиции Государственной Военной Коллегии. Кадет, не способных по болезни к военной службе, стали выпускать чинами 14-го класса.

10 марта 1800 г. Артиллерийский и Инженерный Шляхетский Кадетский корпус (АИШКК) был переименован во 2-й Кадетский корпус. Обучение во 2-м и в 1-м кадетских корпусах проходило по единой программе, структуры военно-учебных заведений были схожи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: