Тема 11 Управление инновационным вузом: проблемы, риски, технологии, практики.




План:

1. Проектирование развития образовательного учреждения.

2. Проблемы и риски в инновационном образовательном учреждении.

3. Технологии и практики управления инновационным вузом.

 

Проектирование развития образовательного учреждения

Инновационные процессы, происходящие в реальном педагогическом коллективе, влекут за собой изменения в системе управления ими. Программно-целевое управление наиболее оптимально соответствует развивающемуся образовательному учреждению.

Режим развития образовательного учреждения – это обобщенная характеристика его работы, где акцент ставится на инновационной деятельности, причем имеет место направленность изменений.

В концентрированном виде процесс развития можно представить как направленное движение, причем процесс развития связан скорее с развитием как всех компонентов сразу, так и с развитием базового и нескольких определяющих компонентов. Отсюда, развития целостности образовательного учреждения можно достичь только благодаря системному проектированию. Успех в развитии образовательного учреждения зависит от умения предопределить возможности развития. Эффективное развитие может осуществляться не столько за счет сильных управленческих решений, сколько за счет наличия комплексной целевой программы развития образовательного учреждения, аспектных целевых программ, инновационных проектов, которые становятся универсальным средством управления перспективным развитием.

Комплексная целевая программа развития образовательного учреждения (институциональной образовательной системы) является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, отражающим специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса, учитывающим потребности всех субъектов образовательной политики (педагогов, обучающихся, их родителей, социальных партнеров). Комплексная целевая программа развития образовательного учреждения создается с целью систематизации всех объективных и субъективных факторов и условий, влияющих на организацию инновационного процесса. По сути дела, она представляет собой нормативную модель совместной деятельности педагогического коллектива и его партнеров.

Комплексная целевая программа развития образовательного учреждения – важнейший стратегический документ образовательного учреждения. Данная программа представляет:

· Модель системного решения проблем

· Проект желаемого будущего образовательного учреждения

· Средство качественного обновления жизнедеятельности образовательного учреждения как целостной педагогической системы

· Средство интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности

· Универсальное средство управления перспективным развитием.

Одним из главных условий обеспечения эффективности процессов развития образования является согласованная деятельность органов управления образованием различных уровней. В этой связи в последние годы идет активное инициирование разработки комплексных целевых программ развития образовательного учреждения (институциональных программ развития), которые в настоящее время имеются во многих образовательных учреждениях ВПО.

В образовательных учреждениях, где обеспечен неформальный подход к определению институциональной стратегии и тактики развития образования и осуществляется необходимое организационно-методическое сопровождение выполнения программных целей и задач, процессы развития образования протекают в общем русле федеральной, региональной и муниципальной образовательной политики, достигаются существенные результаты.

Вместе с тем анализ институциональных программ развития образования позволяет выделить наиболее типичные их недостатки. К ним относятся:

1. Перенасыщение информационно-аналитического раздела программы второстепенными сведениями и фактами, отсутствие в анализе постановочных проблем и их обоснования, а также взаимосвязи с заявленными задачами следующего раздела программы.

2. Неоперациональная постановка цели и задач развития системы образования, отсутствие прогноза достигаемых в ходе реализации программы результатов, несоответствие заявленных задач и результатов реализации программы.

Довольно часто поставленные в программах цели и задачи не имеют достаточного обоснования предшествующим их постановке анализом, а также не подкрепляются планируемыми затем направлениями и мероприятиями. К таким «повисающим в воздухе» задачам относятся, например, «более полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся», «усиление роли воспитательной направленности образовательного процесса» и ряд других.

3. Неконкретность программных мероприятий, использование при их формулировке слов «усилить», «улучшить», «продолжить» и т. п., слабость методического обеспечения инновационных процессов.

4. Узковедомственный подход к разработке и реализации программ развития образования, когда не учитывается наличие на территории образовательного учреждения потенциала учреждений социальной сферы, производственных и общественных организаций.

5. Отсутствие эффективного механизма управления реализацией программы развития, предусматривающего мониторинг реализации программных мероприятий, уровня достижения прогнозируемых результатов, влияния реализуемых инновационных проектов на качество образования и состояние системы образования, а также отсутствие системы отслеживания и рассмотрения хода реализации программы на педагогических советах, совещаниях администрации и представительного органа общественности.

6. Низкое качество технико-экономического обоснования программы, ведущее к недостаточному ресурсному обеспечению цели и задач программы развития образования.

В программе развития должна быть представлена научно обоснованная система концептуальных идей, принципов построения инновационного образовательного учреждения, особенности содержания, организации и управления им. Комплексная целевая программа развития образовательного учреждения должна являться средством интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности и должна быть направлена на качественное обновление жизнедеятельности образовательного учреждения как целостной педагогической системы.

Проблемы и риски в инновационном образовательном учреждении.

Инновационная деятельность учреждений ВПО происходит в условиях высокой неопределенности и связана с высокими рисками по сравнению с обычными процессами производственно-хозяйственной деятельности.

В общем виде, риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Развитие рыночных отношений в России определило инновационную деятельность как единственный способ выживания российских образовательных учреждений независимо от формы собственности и сферы их деятельности по всем стадиям жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.

В современных Российских условиях инновационная деятельность в значительной степени сопряжена с риском, так как полная гарантия ее благополучного результата в любых условиях практически отсутствует. Это обусловлено ролью человеческого фактора в процессе воздействия, а также динамикой объекта управления и его внешнего окружения. В условиях нестабильности экономической конъюнктуры проблема риска возникновения потерь при вложении образовательном учреждении средств в инновации становится особенно актуальной.

Под риском инновационной деятельности образовательного учреждения понимается многообразие ее промежуточных и окончательных результатов, которые имеют различную оценку в глазах инноваторов, инвесторов и других участников инновационных процессов.

Риск является важным элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в первую очередь, в силу того, что неопределенность - неизбежное условие функционирования любой экономики. Любая управленческая деятельность в той или иной степени имеет рисковый характер, что обусловлено как многофакторной динамикой объекта управления и его внешнего окружения, так и ролью человеческого фактора в процессе воздействия. Именно вследствие этого управление рисками определяет направления и возможности обеспечения устойчивости функционирования инновационных образовательных учреждений, способности противостоять неблагоприятным ситуациям.

Под управлением рисками в инновационной деятельности учреждения ВПО понимается совокупность практических мер, позволяющих снизить неопределенность результатов инновации, повысить полезность реализации нововведения, снизить цену достижения инновационной цели.

К числу основных задач управления рисками в инновационной деятельности относятся:

− прогнозирование проявления негативных факторов, влияющих на динамику инновационного процесса;

− оценка влияния негативных факторов на инновационную деятельность и на результаты внедрения нововведений;

− разработка методов снижения рисков инновационных проектов;

− создание системы управления рисками в инновационной деятельности.

Реализация целей и задач управления рисками в учреждениях ВПО возлагается на руководителей инновационных проектов.

Снижение неопределенности результатов инновационной деятельности достигается созданием базы данных об инновационных проектах и накоплением информации о степени и качестве их реализации. Однако избыток информации о нововведении не снижает неопределенности. Для управления рисками в инновационной деятельности необходимо обеспечение релевантности (достаточности) информации для принятия решений.

Если руководство образовательного учреждения решило выйти на новый для своей организации сегмент рынка, то никакая совершенная информационная база о состоянии исходного сегмента не снизит неопределенности деятельности в новом секторе, вся накопленная информация окажется нерелевантной и непригодной для управления рисками.

Рост полезности инновации напрямую связан с вариантностью нововведения. Разработка вариантов осуществления инновационных проектов является основной задачей теории управления инновациями. А поскольку число вариантов реализации инновации ограничено конечным множеством, то вполне удовлетворительные результаты дают детерминированные методы выбора альтернатив. На этом основан, в частности, метод конкурсного отбора проектов.

Цена достижения инновационной цели определяется экономическими показателями, ради которых инвестор или инноватор пошел на риск.

Инновационная деятельность образовательного учреждения ВПО происходит в условиях высокой неопределенности и связана с высокими рисками по сравнению с обычными процессами производственно-хозяйственной деятельности.

Под риском инновационной деятельности понимается многообразие ее промежуточных и окончательных результатов, которые имеют различную оценку в глазах инноваторов, инвесторов и других участников инновационных процессов.

Развитие рыночных отношений в России определяет инновационную деятельность как единственный способ выживания российских образовательных учреждений ВПО независимо от формы собственности по всем стадиям жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.

Риск инновационных проектов — неопределенность, зависящая от принятых решений, реализация которых происходит только с течением времени.

Управление рисками инновационных проектов предполагает решение следующих задач:

− обнаружение рисков;

− оценку рисков (частоту возникновения, масштабы и последствия рисков);

− воздействие на потенциальные риски;

− контроль рисков (сбор и анализ информации о возникающих в процессе реализации проекта риска, действия, направленные на ликвидацию рисков). Инновационные проекты являются одной из наиболее эффективных форм продвижения инноваций. Успешная реализация таких проектов во многом определяется не только техническими, но и финансовыми параметрами, и, в частности, зависит от объемов и способов их финансирования. С этой точки зрения особое значение приобретает развитие партнерства образовательных учреждений ВПО и частного бизнеса в сфере инноваций.

 

Технологии и практики управления инновационным ВУЗом.

Сегодня уже становится очевидным фактом, что у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на последних достижениях науки и техники, т.е. экономики инновационного типа, в которой основным ресурсом становится высококвалифицированный человеческий капитал. Развитие экономики инновационного типа требует достижения нового качества профессионального образования, соответствующего новой системе общественных отношений и ценностей.

В этих новых условиях развития экономики страны важная роль принадлежит высшей школе. Высшие учебные заведения должны осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих в ведущих отраслях народного хозяйства, создавать и совершенствовать инновационные структуры в вузах, обеспечивать подготовку специалистов, способных обеспечить построение и дальнейшее развитие инновационного цикла - от стадии фундаментальных исследований до выпуска и реализации наукоемкой продукции и технологий.

Возрастающая сложность технологических процессов, рост уровня их технической оснащенности, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловленные необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства, требуют наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки. Поэтому государственная система предоставления образовательных услуг в целом и услуги высшего профессионального образования в частности становятся важнейшими факторами формирования и развития экономического потенциала страны.

Выступая основным источником расширенного воспроизводства наиболее квалифицированной части совокупной рабочей силы, высшая школа оказывает долговременное и все возрастающее воздействие на преобразование экономики, все в большей мере определяет возможности и перспективы интенсивного развития народного хозяйства за счет использования достижений научно-технического прогресса.

Непрерывно происходящие изменения в производстве вызывают необходимость постоянного обучения занятого населения, и высокий уровень образования и квалификации позволяет облегчить этот процесс. Не менее важным является и переподготовка незанятого населения с целью уменьшения структурной безработицы.

Однако вузы России имеют недостаточный инновационный потенциал и поэтому не могут адекватно реагировать на изменения внешней среды, не говоря уже о возможности влияния на эти изменения. Требуются радикальные изменения в сфере профессионального образования, направленные на все аспекты подготовки специалистов: новые модели профессионального образования, организационные схемы, образовательные технологии, процессы интеграции обучения и воспитания с научными исследованиями и производственной деятельностью, методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также его кадровое сопровождение.

Осуществление широкомасштабного реформирования образования с целью всеобъемлющего повышения интеллектуального потенциала страны диктует необходимость смены парадигмы «поддерживающего» образования на инновационное «опережающее» образование. Дальнейшее развитие высшего профессионального образования требует внесения принципиальных корректировок в организацию действующей системы с учетом необходимости внедрения наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной системы.

Сегодня все большее число специалистов, занятых в инновационном секторе экономики страны, понимают, что решение многих проблем связано, прежде всего, не с экономическими механизмами и рычагами, а с людьми, осуществляющими создание национальной инновационной системы, ориентированной на ускоренное использование достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Сегодня в системе высшего профессионального образования различных стран мира происходят радикальные преобразования под воздействием изменений в их культурной, экономической и общественно-политической жизни. В последние годы во всем мире высшее образование находится под мощным давлением со стороны инновационно развивающейся экономики и культуры.

Вузы сегодня призваны готовить своих выпускников к жизни в постоянно изменяющемся поле профессиональной деятельности, к творческому осмыслению и преобразованию объектов и технологий деятельности, к продуктивной работе в условиях глобализации экономических, политических и информационных явлений и процессов. Новациями затронуты содержание и методы обучения, организационные структуры вузов и системы управления ими. Образовательные инновации перестали быть единичными, они касаются деятельности практически всех вузов, равно как и всех сфер вузовской жизни.

Реформирование отечественной системы высшего образования происходит в условиях системного экономического кризиса, что негативным образом влияет на объемы финансовой поддержки высших учебных заведений со стороны государства, на эффективность использования всех видов ресурсов системы высшего образования, а в итоге на результативность реформаторских замыслов.

В то же время, опыт функционирования отечественной системы высшего образования показывает, что в условиях затяжного экономического кризиса наиболее жизнеспособными оказываются те высшие учебные заведения, которые проводят активную инновационную политику: вводят новые специальности и новые учебные программы, практикуют новые технологии обучения, расширяют диапазон образовательных и научно-технических услуг, предоставляемых населению и организациям.

Требуют серьезного рассмотрения вопросы, связанные с теоретико-методологическими обоснованиями и научно-методическими положениями, на которых сегодня строятся новые технологии управления инновационным развитием образовательной деятельности высшего учебного заведения. В настоящее время среди отечественных исследователей существуют различные взгляды на решение этой проблемы. Однако все они сходятся на том, что в связи с обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг особую актуальность приобретают методы управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза, интеграцией обучения с научными исследованиями и производственной деятельностью, а так же повышением предпринимательской активности обучаемых и развитием в них инновационного типа мышления.

В последнее время актуальна стала теоретическая разработка вопросов, связанных с развитием новых образовательных технологий в системе инновационной деятельности высших учебных заведений и повсеместным внедрением новых информационных технологий в учебных заведениях Российской Федерации. Однако чаще всего это внедрение осуществляется исходя из имеющихся средств и решений, тогда как глобальные инновационные задачи остаются за рамками рассмотрения. Так, на рынке программного обеспечения предлагается огромное количество продуктов для автоматизации работы деканата, учебного управления, прочих структур вуза. Разработано множество учебных курсов в различных формах, предназначенных как для очного, так и для дистанционного обучения. Вместе с тем, отсутствуют не только стандарты на построение автоматизированных систем и систем дистанционного обучения, но даже и методические рекомендации по использованию уже разработанных материалов. Это существенно затрудняет использование уже имеющихся наработок в целенаправленной инновационной деятельности учебных заведений.

В этих условиях особую значимость приобретает комплексный подход к оценке уже имеющихся (и зачастую функционирующих в рамках одного вуза) новых образовательных технологий и материалов. Тщательный анализ позволит сформулировать рекомендации по внедрению этих технологий в инновационную деятельность вуза и заложить основы для создания стандартов в этой области. Это, в свою очередь, позволит управлять системным внедрением новых образовательных технологий с целью получения конкретных, заранее определенных результатов, как экономических, так и педагогических.

В современных экономических условиях все более обостряется конкуренция на рынке образовательных услуг. Замена стратегии своеобразной элитарности высшего образования на стратегию его массовой доступности на протяжении всей жизни граждан, желающих приобрести новые знания и компетенции, привела к существенному увеличению числа студентов. В то же время общепризнано, что уровень подготавливаемых вузами специалистов в большинстве случаев уже не соответствует тому уровню требований, который предъявляет современная экономика. В данных условиях обеспечить устойчивую конкурентоспособность на рынке образовательных услуг способен лишь переход вуза к инновационному образованию, предусматривающему обучение в стремительно изменяющейся окружающей среде, формирующему у студента инновационное мышление, обеспечивающему преодоление серьезных учебных нагрузок, которые привносит постиндустриальная, информационная цивилизация. В этом случае в сегодняшних условиях основным критерием успеха на рынке образовательных услуг будет критерий ценности и престижности образования на фоне его стоимости.

Инновационное развитие образовательной деятельности должно позволить вузу не только повысить качество подготовки и компетентность выпускаемых специалистов, но и дать ему определенную экономическую независимость, что на современном российском рынке образовательных услуг является немаловажным условием выживания. В связи с этим методы управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза требуют серьезного изучения. Опыт функционирования многих отечественных вузов показывает, что в современных социально-экономических условиях наиболее жизнеспособными оказываются те из них, которые проводят активную инновационную политику, вводят новые технологии управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза, внедряют в учебный процесс современные образовательные программы, направленные на создание новых промышленных технологий и техники, расширяют круг образовательных, научнотехнических и консалтинговых услуг, предоставляемых населению и различным организациям.

В связи с обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг особую актуальность приобретают новые методы управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза, направленные на повышение предпринимательской активности обучаемых и развитием в них инновационного типа мышления. На смену традиционного поддерживающего образования должно прийти инновационное опережающее образование.

В современных социально-экономических условиях формируется новый тип инновационно-ориентированного вуза, который является самостоятельным игроком на рынке профессиональных образовательных услуг и выстраивает стратегию своего развития, опираясь на собственные конкурентные преимущества. Современные инновационно-ориентированные вузы должны самостоятельно выявлять ключевые точки реформирования собственных образовательных процессов, требующих инновационных подходов и прилагать максимальные усилия для успешной их реализации. Использование инновационных методов управления образовательной деятельностью вуза позволит качественно изменить содержание обучения, стимулировать и активизировать познавательную активность студентов, развить высокую степень самостоятельности в приобретении и применении знаний. Главная задача новых инновационных учреждений высшего профессионального образования состоит в том, что жизненно необходимо повысить восприимчивость экономики к инновациям и замкнуть цепь образование ^ исследования ^ инновации ^ экономика ^ образование Ключевую роль в этом достаточно непростом деле могут сыграть университеты нового инновационного типа.

Главной сущностью организации управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза является обеспечение ее современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Для более полного раскрытия инновационной образовательной деятельности вуза необходимо уточнить его понятийный аппарат, который характеризует следующие терминологические понятия: инновационная система, инновационная образовательная деятельность, инновационная образовательная среда, инновационное обучение, инновационные методы в образовании, инновационный процесс, инновационный потенциал вуза, инновационная образовательная среда.

В результате анализа различных подходов к управлению инновационным развитием образовательной деятельности вуза можно выделить в ней следующие основные приоритетные направления:

- развитие многоуровневой системы обучения в учреждениях высшего профессионального образования России;

- ориентация новой парадигмы высшего профессионального образования на переход от образовательной концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в определенных типовых стандартных условиях в соответствии с заданной квалификационной характеристикой, к концепции развивающего личность образования, позволяющего эффективно действовать в профессиональной области в любых условиях и обстановке;

- формирование и развитие новых образовательных технологий на основе принципов фундаментальности, индивидуализации, креативности и саморазвития личности и активизации творческих способностей;

- эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;

- внесение принципиальных изменений в организацию образовательной деятельности вуза с учетом необходимости сохранения и развития наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной отечественной системы образования;

- развитие в вузе современных информационных технологий, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;

- подготовка специалистов готовых к инновационной деятельности на основе интеграции образовательных программ в рамках непрерывного многоуровневого образования;

- создание технологий непрерывного образования, которое должно стать доступным, развивающим и опережающим;

- формирование и развитие в вузе системы инновационного, опережающего образования, которое должно быть органично встроено в систему научных исследований вуза.

Анализ основных приоритетных направлений инновационной образовательной деятельности вуза показывает, что управление развитием этой деятельности является важнейшей и органической частью управления современного вуза, на долю которой приходится большая часть управленческих функций, основными из которых являются:

- социальная, связанная с удовлетворением образовательных потребностей личности и передачей культурных и образовательных традиций следующим поколениям;

- профессиональная, связанная с удовлетворением потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах и передачей профессиональных знаний;

- образовательная, связанная с подготовкой специалистов готовых к инновационной деятельности, которые через определенное время будут участвовать в управлении инновациями, и выбирать пути их развития.

Все три этапа ранее анализировались, как правило, изолированно друг от друга, что привело к недооценке образовательной деятельности вузов в социально-экономическом развитии. Сокращение финансирования высших учебных заведений лишь усугубило эти проблемы.

Высшим учебным заведениям отводится важнейшая роль в реализации стратегии экономического роста на основе знаний и в формировании демократического и социально взаимосвязанного общества. Высшее образование способствует совершенствованию институционального режима посредством подготовки компетентных и ответственных специалистов, которые требуются для умелого управления макроэкономикой и государственным сектором. Академическая деятельность вузов и научно-технические исследования, проводимые вузом, служат важнейшей опорой для национальных инновационных систем. Вузы также зачастую составляют костяк национальной инновационной системы. Нормы, ценности, установки и этические принципы, которые прививаются студентам в вузах, закладывают фундамент социального капитала, необходимого для формирования здорового гражданского общества и социально связующей культуры. Инновации являются одним из определяющих факторов долгосрочного экономического развития вуза, оказывают решающее влияние при создании стратегических планов и программ.

Наиболее важные направления формирования инновационного развития образовательной деятельности вуза:

применение новых инновационных подходов, обеспечивающих качество обучения;

опережающий характер высшего образования, его нацеленность на проблемы информационной цивилизации;

доступность получения высшего образования для любых категорий граждан, независимо от их местожительства;

повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах.

В сегодняшних условиях, одной из принципиально важных и конструктивных идей в области стратегии развития системы высшего образования является идея опережающего образования. Принципиально важным условием эффективности инновационного опережающего высшего образования является необходимость его органичной связи с наукой. Внедрение опережающего образования позволит вузу поддерживать высокий уровень подготовки специалистов в соответствии с передовыми требованиями современной науки и техники, а также обеспечить выпуск высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, что положительно отразится на имидже и конкурентоспособности вуза. Инновационная образовательная деятельность вуза обязательно должна включать в себя развитие у студентов личностных качеств, а также формирование как универсальных, так и профессиональных компетенций выпускников, определяющих их готовность к продуктивной, профессиональной деятельности в современном обществе.

Вуз должен постоянно развивать принцип непрерывного образования, стимулировать у студентов стремление к знаниям, обеспечивать возможность правильно адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим и социальным условиям. Разработка и внедрение новых образовательных технологий, современных методик и программ обучения должны быть нацелены в первую очередь на свободное развитие личности, развитие предпринимательской активности, способности быстрой адаптации к интенсивным переменам в современном мире, решение сложных профессиональных задач.

Принципиальные перемены в современном социально-экономическом развитии России требуют значительного повышения творческого потенциала и конкурентоспособности выпускников. Кроме того, высшие учебные заведения находятся в условиях усиливающейся с каждым годом конкуренции и вынуждены пересматривать традиционные подходы в управлении образовательным процессом с учетом современных требований рынка. Решение этой глобальной задачи определяется реализацией широкого комплекса мер по совершенствованию системы высшего профессионального образования, среди которых особую актуальность приобретает проблема эффективности управления вузом и качеством подготовки специалистов.

Обеспечение качества подготовки специалистов всегда было и остается одной из самых важных задач, с которыми приходится сталкиваться высшим учебным заведениям при предоставлении образовательных услуг. Эффективным средством успешного решения этой задачи является реализация положений международных стандартов ИСО серии 9000. В стандартах ИСО сконцентрирован мировой опыт различных организаций по обеспечению качества производимой продукции и оказываемых услуг. Создавая систему менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО, ориентированную на удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, образовательные учреждения высшего профессионального образования будут постепенно адаптироваться в рыночных условиях, а менеджмент качества станет ведущим менеджментом в системе управления инновационной деятельностью вузов. Высшее учебное заведение, имеющее хорошее материально-техническое обеспечение, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, а также эффективно действующую систему управления качеством, может обеспечить выпуск конкурентоспособных специалистов, главным критерием оценки которых будет качество их знаний и умений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: