Тема 12. Правовое регулирование рекламной деятельности




Пнятие и признаки рекламы.

Слово «реклама» происходит от лат. Reclamer (выкрикивать). Реклама является одним из наиболее распространенных явлений современной жизни. В условиях современного развития рыночных отношений, реклама выступает важнейшим фактором, обуславливающем эффективность продвижения на рынке товаров, работ, услуг от изготовителя к потребителю. Высказанная видным предпринимателем царской России И.Метцелем известная фраза «Реклама – двигатель торговли» коротко и просто раскрывает ее предназначение.

В действующем законодательстве базовое определение рекламы содержится в ст.3 Закона о рекламе от 13.03.06г. №38-ФЗ

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

С учетом приведенного определения можно говорить о том, что для рекламы как правового явления характерно одновременно наличие следующих признаков.

Реклама – есть информация (признак информационной природы рекламы), т.е. сведения об объекте рекламирования. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом товар трактуется широко, включая работу и услугу, предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот. Целевое предназначение рекламной информации, а именно ее направленность к определенным действиям лиц, воспринимающих рекламу – это ключевой признак, позволяющий отличить ее от иных видов информации.

Реклама адресована неопределенному кругу лиц (признак публичности). Этими лицами являются, прежде всего, потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Вместе с тем воздействие рекламы всегда направлено на целевую аудиторию (домохозяйки, пенсионеры, молодежь). Т.е. рекламное обращение предполагает наличие хотя бы неперсонифицированного, но все-таки определенного круга потенциальных потребителей.

Реклама имеет определенную цель (признак функциональной направленности). Она направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама делается в расчете на побуждение потребителя, что подразумевает воздействие на его мотивацию при выборе товара или услуги.

Она может распространяться в любой форме – письменной, устной, в виде рисунков, схем, роликов и т.п., с помощью любых средств. Ими м.б. средства массовой информации, транспортные средства, почтовые отправления, демонстрация товарных знаков на упаковке и т.д.

Рекламу рассматривают также как способ информирования, форму распространения информации, т.е. подразумевают под рекламой определенную деятельность, которая по своей гражданско-правовой природе относится учеными к числу услуг.

Рекламная деятельность – это особая разновидность предпринимательской деятельности.

На основании действующего законодательства принято выделять три типа рекламы: предпринимательскую (коммерческую), социальную (направленную на достижение благотворительных и иных общеполезных целей, а также обеспечение интересов государства) и политическую. Отношения в связи с рекламой 1 и 2 типа регламентируются законом о рекламе. Вместе с тем, закон в большей степени касается именно коммерческой рекламы.

Законодательство о рекламе.

Правовое регулирование рекламной деятельности осуществляется на двух уровнях: нормативном правовом и договорном.

Законодательство РФ о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В процессе осуществления рекламной деятельности возникают отношения, являющиеся объектом регулирования нормами частного права, так и отношения, регулируемые публично-правовыми нормами. Законодательство РФ о рекламе носит комплексный характер. Публично-правовые нормы вводят требования к содержанию и оформлению рекламы, устанавливают требования и ограничения в отношении отдельных способов ее распространения, частноправовое регулирование направлено на обеспечение баланса интересов субъектов рекламной деятельности –участников обязательственных правоотношений по изготовлению и размещению рекламы.

Основными нормативными актами в сфере рекламы являются ГК, КоАП и Закон о рекламе. Нормы ГК определяют правовое положение субъектов этой деятельности, оформляют общий режим ее договорного регулирования, регламентируют иные сопутствующие правоотношения, регламентируют формы реализации исключительных прав (например, указание коммерческого обозначения в рекламе).

КоАП содержит правила об административной ответственности за рекламные правонарушения.

Закон о рекламе устанавливает систему требований и ограничений в рекламной сфере. Основным, наиболее распространенным приемом нормативного правового регулирования рекламной деятельности выступает установление в законодательстве о рекламе правовых запретов, т.е. ограничение свободы усмотрения субъектов рекламной деятельности в целях охраны субъективных прав потребителей рекламы и публичных интересов.

Требования технического регулирования определены в соответствующих документах по техническому регулированию (например, Госстандарт РФ ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

Договорное регулирование – изготовление и размещение рекламы.

Субъекты рекламных отношений

рекламодатель – лицо, являющееся источником рекламной информации (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо);

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

потребители рекламы – лица (ФЛ,ЮЛ), на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

 

спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Основные требования, предъявляемые к рекламе.

Закон о рекламе устанавливает требования к содержанию и способам распространения рекламы. Общими из них являются:

Реклама д.б. распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку, модель и т.п. для формирования и поддержания к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом.

В РФ она д. распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно6 по усмотрению рекламодателей.

Если деятельность рекламодателя является лицензируемой – в рекламе д.б. указан номер лицензии и орган, ее выдавший.

Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.

Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.

Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.

Не допускается реклама, нарушающая интересы н/л.

Общими требованиями, определяющими суть и назначение законодательства о рекламе, являются требование о: добросовестности и достоверности рекламы.

Закон рассматривает рекламу как недобросовестную, если реклама:

содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; Умаление чести, достоинства и деловой репутации нарушает личное неимущественное гражданское право, если такие сведения не соответствуют действительности.

представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом(н-р, запрет рекламы табака, реклама пива в телепередачах), в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара (зонтичная реклама);

является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Закон о защите конкуренции содержит примерный перечень форм недобросовестной конкуренции, в частности, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо его деловой репутации, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства товара и т.п. Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации ЮЛ, товаров, работ, услуг.

В силу ст.5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

о результатах исследований и испытаний;

о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

 

о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Кроме запрета на недобросовестную и недостоверную рекламу, закон налагает ряд ограничений (требований), которые д.б. соблюдены при рекламировании товара, работы или услуги. При этом несоблюдение этих требований характеризует рекламу как ненадлежащую.

Так, реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

Не допускаются в рекламе:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Законодательство налагает и ряд ограничений (требований), которые д.б. соблюдены при рекламировании товара, работы, услуги. Так, в рекламе не допускается:

1)использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного нследия, включенных в Список всемирного наследия.

2). Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

3) В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

4) В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

5) Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

6) Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.

7) При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ.

Кроме того, специальные требования установлены к отдельным способам распространения рекламы – в теле и радиопрограммах и теле и радиопередачах, в периодических печатных изданиях, наружная реклама, на транспортных средствах.

А также к рекламе отдельных видов товаров, в частности: алкогольная продукция, лекарственных средств, финансовых услуг и т.д.

В соответствии со ст.33,36,37 Закона контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет антимонопольный орган. Он предупреждает, выявляет и пресекает нарушения, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения з-ва о рекламе, выдает предписания о прекращении нарушения. За нарушения законодательства о рекламе предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность. Помимо государственных органов контроль в сфере производства и распространения рекламы осуществляют органы саморегулирования – саморегулируемые организации. Это НКО общественные организации, союзы и ассоциации ЮЛ. Н-р, Ассоциация рекламодателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: