Координационные способности




1.1 Понятие координационных способностей

В настоящее время существует огромное количество определений понятия «координационные способности». Вокруг него ходят различные споры и дискуссии. Каждый автор высказывает свое мнение, предлагает различные решения, тем самым формируя новые термины, определения, понятия. Терещенко И.А., Левчук Т.М., Болобан В.Н. относительно данной ситуации делает следующий вывод, что Координация - и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, т.е. превращение их в управляемые системы. Я считаю, что это определение является не понятным для человека, который мало знаком со спортом, автор рассматривает координационные способности только под одним углом.

Если взглянуть с точки зрения физиологии, данное определение рассматривает Е.В. Иванов, который воспринимает координацию - это согласованную деятельность различных органов и систем организма, обусловленная сочетанием возбуждения и торможения в ЦНС

Из книги П.Я. Захарова можно сделать вывод что, под общими координационными способностями мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Под специфическими – понимаем возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование, равновесие).

Тема координации неоднозначна, Е.Ю. Мукина, А.Ю. Бокин cчитают что, многочисленные исследования последних лет показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего ранее основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным и нечетким, ввели в теорию и практику физической культуры и спорта термин «координационные способности» (КС) и стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию. Рациональность двигательных действий в спортивных единоборствах имеет также качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности – целесообразность движений, количественная – их экономичность. Экономичность двигательной деятельности является весьма специфичным признаком, характеризующим КС. Такого же мнения Двейрина О.А. пишет, что длительное время для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры применялся термин "ловкость". Авторы определяли ловкость, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Я поддерживаю взгляды этих авторов на данное понятие, они рассматривают координационные способности со всех сторон и их виды.

А в этой работе мы будем обращаться к определению, Андреева Н.О., Жирнов А.В., Болобан В.Н., Координация, как взаимоупорядочение, приведение в соответствие понятий, действий, функций организма, согласование. Координировать – согласовывать. Сенсомоторная координация человека – это структура и процесс согласованной деятельности сенсорных и моторных систем, происходящий в неразрывной связи с функционированием центральной нервной системы, интегрирующей и систематизирующей локальные и глобальные движения – действия человека. В данном определении автор коротко и ясно описывает смысл координационных способностей.

1.2 Ловкость - одна из составляющих координационных способностей

Координационные способности тесно связаны с ловкостью. Якушев В.П. в, что: «ловкость - это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. В баскетболе ловкость является способностью изменять направление движения без снижения скорости.

Бернштейн Н.А., считал, что почти нет такого реального движения, в котором не было бы этого элемента приспособленности переключаемости к разным, хотя бы мелким, непредвиденностям.

Все двигательные проявления ловкости автор делит на два больших класса, характеризуемых по уровневым структурам. Телесная ловкость и предметная (ручная) ловкость. Телесная ловкость связанна с равновесием спортсмена, сохранение позы (стойки).

Рассмотрев воспитание ловкости Рохкина Е.Л., выделяет следующие задачи:

–осваивать координационно-сложные двигательные задания;

–быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);

–повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий. Ловкость это основа координационных способностей.

Как и координационные способности, ловкость сложно охарактеризовать, в этом можно убедиться у авторов Бойченко С.В., Лисенчук Г.А., что ловкость - это сложное, комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае (в зависимости от условий) необходимо выбирать тот или иной измеритель.

Паначев В.Д., Ощепков А.С., говорят, что в многообразных ситуациях в спорте, быту, на производстве предъявляются повышенные требования к координации движений, в которых проявляется сложное комплексное качество – ловкость, и она интегрирована во всех других видах двигательных действий и может проявляться только в связи с другими физическими и умственными качествами.

1.3 Классификация координационных способностей

Изученная нами по данной теме литература, позволяет выделить следующие виды КС: 1) общие КС 2) специфические КС, такую классификацию берут за основу Холодов Ж.К., и Кузнецова В.С.

Общие КС.

Под общими координационными способностями понимают способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи.

Общие КС так делят на группы:

1) Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

2) Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;

3) Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Общим видам координационных способностей характерно следующее:

- умение спортсменов управлять произвольными движениями;

- способность сочетать и согласовывать движения звеньев тела в пространстве и во времени;

- экономичность и находчивость при решении сложных и неожиданно возникающих двигательных задач;

- чем больше запас двигательных навыков у человека, тем шире его база для овладения новыми формами двигательной деятельности;

- готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательных действий;

- способность быстро, точно, целесообразно решать новые двигательные задачи.

Специфические КС

В.И. Лях систематизирует специфические координационные способности следующим образом:

- способность к точности дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений;

- способность к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве;

- способность к быстроте перестройки двигательной деятельности. Кроме того, автор указывает на четыре признака, которые позволяют дать оценку уровню специфических координационных способностей учащихся, это: правильность, быстрота, рациональность и находчивость выполняемых действий

У специфических координационных способностей Е.В. Старкова выделяет следующие виды: дифференцировочную способность, способность к сохранению равновесия, ориентационную, ритмическую, а также способность к реагированию и перестроению движений.

В спортивных играх наиболее важными показателями координационных способностей В.В. Гожин выделяет способность к переключению и перестройке двигательных актов адекватно меняющейся ситуации, реагирующая и дифференцировочная способности. Составной частью дифференцировочной способности является показатель точности двигательных действий.

Значимость тех либо других координационных способностей в разных спортивных играх неодинакова и что имеет место различие авторов на предмет определения ведущих координационных способностей для одной и той же спортивной игры.

Основные задачи координационной подготовки в спортивных играх видятся в том, чтобы:

- систематически овладевать новыми общими и специальными координационными упражнениями, совершенствовать и применять их в изменяющихся условиях;

- совершенствовать общие и специальные координационные способности, которые играют важную роль в достижении успеха;

- развивать психофизиологические функции (сенсорные, сенсомоторные, интеллектуальные, мнемические), связанные с развитием координационных способностей

Э.Б. Скрипец относит к специфическим координационным способностям в баскетболе следующие виды:

- оценивание и регулирование динамических и пространственно- временных параметров движений;

- сохранение устойчивого равновесия;

- ощущение и усвоение ритма;

- произвольное расслабление мышц;

- согласование движений во время двигательного действия.

Автор отдает ведущую роль в баскетболе способности к равновесию и характеризует её как, способность игрока сохранять устойчивую позу в статических и динамических условиях при наличии опоры или без нее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: