Общий перечень директивных навыков слушания и их обычного




  воздействия  
  Директивные Описание Основное
  навыки слушания назначение/воздействие
   
  Валидизация Утверждение, Способствует
  чувств поддерживающее, взаимопониманию. Временно
    одобряющее или снижает тревожность. Может
    подтверждающее эмоции, привести к тому, что интервьюер
    выраженные клиентом будет восприниматься
      в качестве эксперта
  Интерпретативное Утверждение интервьюера Может способствовать эмпатии
  отражение чувств о том, какие чувства, по его и стимулировать самоанализ
    мнению, скрыты за мыслями эмоций клиента,
    и действиями клиента эмоциональный инсайт
  Интерпретация Мнение интервьюера Способствует размышлению
    о значении эмоций, мыслей и вниманию клиента
    или действий клиента. Часто к собственным эмоциям,
    относится к прошлому опыту мыслям и действиям
  Конфронтация Утверждение, определяющее Способствует обращению
    или указывающее на внимания клиента на себя,
    несоответствия или свои модели мышления, чувств
    противоречия клиента. и поведения. Результатом может
    Может меняться от очень быть изменение и развитие
    мягкой до очень резкой личности
  Вопрос Непосредственное Средство получения
    обращение интервьюера информации. Усиливает
    к клиенту для получения контроль интервьюера. Может
    информации. Существуют помочь клиенту говорить или
    различные формы вопросов стимулирует его размышления
      на определенную тему

Директивные отклики слушания (например, интерпретация;

 

46.Недирективное отражение чувств. Главная цель недирективного отражения чувств — посредством эмоцио­ нально ориентированного перефразирования сообщить клиенту о том, что интервьюер настроен на его эмоциональное состояние. Недирективное от­ ражение чувств также стимулирует дальнейшее эмоциональное самовыра­ жение клиента. Предлагаем пример беседы интервьюера с 15-летнимпод­ ростком о его учительнице.. Недирективные отклики слушания и их обычное воздействие на клиентов

Недирективный отклик слушания

Поведение

внимания

Молчание

Перефразирование

Прояснение

Описание

Визуальный контакт, наклон тела по направлению к клиенту, кивание головой,

участливая мимика и т.д.

Отсутствие вербальной деятельности

Основное

назначение/воздействие

Способствует спонтанности речи клиента

Оказывает давление на клиента, заставляя его говорить. Дает клиенту время “остыть”. Позволяет клиницисту обдумать свой следующий отклик

Осмысление или Сообщает клиенту о том,  
перефразирование что интервьюер правильно его  
сообщения, понял, позволяет клиенту  
поступающего от клиента услышать сказанное им самим  
Изменение формы или Уточняет неясные утверждения  
средств выражения клиента и подтверждает  
исходящего от клиента правильность понимания его  
сообщения, за которым интервьюером  
следует общий вопрос    
(например: “Я правильно    
вас понял?”)    
  Перефразирование Перефразирование Повышает взаимопонимание
  на сенсорной с использованием ведущей и эмпатию между
  основе репрезентативной системы интервьюером и клиентом
    клиента  
  Недирективное Интервьюер пересказывает Обогащает эмпатический опыт
  отражение чувств или перефразирует описание клиента, стимулирует дальнейшее
    клиентом своих эмоций выражение им своих эмоций
  Обобщение Краткий обзор Способствует запоминанию
    нескольких тем, содержания интервью, устанавли­
    затронутых в ходе вает связи между отдельными
    клинического интервью темами, которые упоминались
      клиентом в ходе интервью
           

 

47.Директивные техники клинического интервью.

 

48.Директивные отклики действия. Обзор директивных откликов действия и их обычное воздействие

Директивные Описание
отклики
действия  
Объяснение Утверждение, предоставляю­
  щее фактическую инфор­
  мацию, обычно о процессе
  интервьюирования,
  проблеме клиента или
  терапевтической стратегии
Внушение Утверждение интервьюера,
(суггестия) которое открыто или
  опосредованно говорит
  об определенном явлении
  в жизни клиента
  или предсказывает его

Основное назначение и воздействие

Корректирует неверные представления клиента. Помогает клиенту извлечь максимальную пользу из процесса психологического консультирования

Может помочь клиенту осознанно или неосознанно приблизиться к определенной модели поведения, мысли или чувству

Совет Рекомендация, которую Обеспечивает клиента информацией
  интервьюер дает клиенту. относительно нового образа действий,
  Указание клиенту действовать, мышления или ощущения. Преждевре­
  мыслить или чувствовать менный совет неэффективен и может
  определенным образом подорвать авторитет клинициста
Согласие/ Утверждение, Согласие может ободрить клиента,
несогласие выражающее общность усилить взаимопонимание либо
  или различие мнений привести к тому, что клиент прекратит
    анализировать свои мысли и чувства.
    Несогласие может привести к конфлик­
    ту между интервьюером и клиентом,
    вызвать пререкания или враждебность
Понуждение Оказание давления Может привести к желаемым
  или настойчивые просьбы переменам либо дать обратный
  к клиенту совершить эффект и вызвать сопротивление
  определенные действия клиента. Некоторые клиенты могут
  или обдумать воспринимать понуждение как
  определенные проблемы проявление агрессии со стороны
    интервьюера
Одобрение/ Положительное или Одобрение может укрепить
неодобрение отрицательное суждение взаимопонимание, а также вызвать
  о мыслях, чувствах или у клиента зависимость.
  поведении клиента Неодобрение может снизить
    взаимопонимание и вызвать
    у клиента чувство отверженности

 

49.Сопротивление в консультировании. Понятие сопротивления было привнесено в психологическое кон­сультирование из психоаналитической психотерапии, где под со­противлением понимается защитный механизм личности, обеспечивающий подсознательное противодействие клиента переводу бессознательного материала в область сознания. В психо­логическом консультировании сопротивление определяется как такая система внешней или внутренней защиты клиента, при которой клиент сознательно или бессознательно противостоит терапевтическому воздействию консультанта, что делает труд­ным или невозможным достижение целей консультирования.

Существуют некоторые отличия в понимании феномена сопро­тивления в психотерапии и в психологическом консультировании:

• в психотерапии сопротивление понимается как объект работы психотерапевта, цель которого — раскрытие и глубокий анализ сопротивления клиента и использование этого феномена для те­рапевтического воздействия и помощи клиенту в решении его глубинных проблем и конфликтов;

• в консультировании сопротивление понимается как препятст­вие для осуществления целей консультирования, и задача кон­сультанта — ослабление этого феномена.

Сопротивление имеет следующие характерные особенности:

• является специфической защитной формой переноса;

• имеет бессознательную природу, то есть не осознается клиентом;

• амбивалентно, то есть проявляется в двойственном отношении клиента к консультациям, когда клиент одновременно и хочет получить помощь, и сопротивляется ей;

• выполняет защитную функцию для личности клиента.

Сопротивление имеет следующие положительные функции:

• служит основой для диагностических заключений и позволяет кон­сультанту делать прогнозы относительно исхода консультирова­ния, так как обнаружение сопротивления — это первый шаг к ис­пользованию его в терапевтической работе с клиентом;

• является защитным механизмом, помогающим адаптации клиен­та к реальности в случаях, если тревога или иные негативные чувства клиента слишком сильны и могут мешать ему адапти­роваться;

• сигнал к прекращению консультирования или приостановлению консультантом интервенций, так как достигнут определенный уровень бессознательного, в котором существует множество глубоких и непроработанных конфликтов, и к контакту на этом уровне клиент пока не готов.

2. Сопротивление возникает как реакция клиента на ощущение психологической опасности, источником которой может быть сам консультант, тема беседы, предложенное упражнение или задание или какая-либо ситуация, возникшая внутри консуль­тационного пространства.

Сопротивление может иметь сле­дующие источники возникновения:

внутренние, которые формируют сопротивление клиента как реакцию, возникающую из структуры самой личности, в част­ности из таких ее проявлений, как:

- склонность к проявлению тревожности как защитного механиз­ма, оберегающего индивида от болезненного анализа элемен­тов поведения или структуры личности;

- страх перед проявлением себя и своих качеств, основанный на прошлом негативном опыте такого проявления;

- использование личностью своего "фасада", то есть выдвижение клиентом рациональных, внешних причин, объясняющих его поведение, проблемы, конфликты, неудачи;

- "тревожное предугадывание", когда клиент встревожен и напу­ган мыслью о том, что вербализация его негативных чувств и мыслей может привести к непоправимым последствиям, напри­мер к их осуществлению;

внешние, которые детерминируют проявление сопротивления как реакции личности на угрозу со стороны внешних объектов, а именно:

- поведения консультанта, используемых им техник, интерпретаций,

- ситуации консультирования в целом и т. п.;

- внутренней неготовности клиента к тому, что предлагает кон­сультант;

- общего физического и психического самочувствия, серьезных бо­лезней, усталости клиента;

психотические, то есть источником сопротивления является психоз, и от него зависит и характер сопротивления. Например, у шизофреника сопротивление проявляется через галлюцинации, негативизм и тотальное молчание, а невротик демонстрирует сопротивление с помощью излишней детализации, споров, раз­дражительности в процессе консультативной встречи.

 

50.Значение психологических защит в консультировании.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: