Составить окислительно-восстановительный ряд хлора, определить роль хлора с различной степенью окисления в ОВР.




Тема: ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (ОВР)

После изучения темы студент должен знать:

1) Определение понятия «степень окисления», в чем отличие его от понятий «валентность», «заряд иона», «эффективный заряд»?

2) Какие процессы называются окислением и восстановлением?

3) Какие вещества и частицы проявляют свойства окислителей и восстановителей?

4) Что называется эквивалентом окислителя или восстановителя.

5) Что называется электродным потенциалом? Какова связь энергии Гиббса и электродного потенциала.

6) Как электродный потенциал зависит от концентрации, рН, комплексообразования, произведения растворимости? Уравнение Нернста.

7) В чем сущность электролиза растворов и расплавов солей и щелочей?

8) Принцип работы гальванических элементов.

Уметь:

1) прогнозировать на качественном уровне продукты ОВ реакции (выносится на экзамен);

2) подбирать коэффициенты ОВР методом электронного баланса и ионно-электронным методом;

3) вычислять реальные потенциалы, используя таблицу стандартных потенциалов и уравнение Нернста;

4) определять направление окислительно-восстановительных реакций по электродвижущей силе реакции, пользуясь таблицами электродных потенциалов

5) Составлять схемы электролиза растворов и расплавов веществ

6) Составлять схемы работы гальванических элементов.

 

Интегрированные ключевые умения (выносятся на экзамен)

1. Прогнозирование на качественном уровне продукты ОВ реакции;

2. Определение направления окислительно-восстановительных реакций по изменению ЭДС.

3. Составление уравнений ОВР с подбором коэффициентов ионно-электронным методом

4. Составление схем электролиза и расчет по ним.

 

Задания для подготовки к занятиям

1. Выучить наизусть определение понятий (знания 1-6).

2. Разобраться и потренироваться в умениях (умения 1-6). Использовать для этого домашнее задание.

3. Подготовиться к выполнению лабораторного эксперимента, оформить опыты по примеру. Таблица.

 

Таблица. Пример оформления опытов по изучению химических свойств веществ

 

№ п/п Название. Ход работы. Т.Б Результат Объяснение. Уравнения реакции. Выводы.
      КМnO4 окислитнль-ожоговое действие Обес цве чива ние 2КМnO4+5К2SO3+3H2SO4=6K2SO4+2МnSO4+ 3H2O
  Вывод: Продукты в ОВР зависят от реакции среды  

Обучающие задачи

1 Определить степень окисления в молекулах и частицах MnO2; K2MnO4; MnO4; Mn2O3.

Решение

MnO2: В молекулах суммарный заряд степеней окисления д.б. равен нулю, суммарная степень окисления двух атомов кислорода равна 2•(-2) = -4; поэтому марганец должен иметь степень окисления +4.

K2MnO4: Суммарная степень окисления четырех атомов кислорода 4•(-2) = -8, поэтому вся остаточная часть должна иметь суммарную степень окисления +8, т.к. два атома калия имеют суммарную степень окисления +2, то на марганец остается +8 – 2 = +6, т.е. Mn+6, или алгебраически:

+2 + х + (-8) = 0; х = +6, или:

(-2) • 4 = (8); – 8 => +8; 8 – 2 = 6; 6: 1 = (+6)

MnO4: Суммарная степень окисления иона равна его заряду, поэтому, обозначив степень окисления марганца за «Х», имеем:

–1 = х + (4•(-2); -1 = х – 8; х = +7

Формальная степень окисления марганца здесь +3; однако, такая степень окисления не характерна для него, поэтому следует подумать о том, что это сложный оксид

MnO × MnO2 где степень окисления соответственно +2 и +4.

Составить окислительно-восстановительный ряд хлора, определить роль хлора с различной степенью окисления в ОВР.

 

Решение

Электронная конфигурация валентного слоя хлора 3s23p53d0;

т.к. атом может принять один электрон, то минимальная степень окисления Cl–1, при возбуждении получается 1, 3, 5, 7 неспаренных электронов, которые атом может отдать, поэтому степень окисления может быть Cl+1, Cl+3, Cl+5, Cl+7. Окислительно-восстановительный ряд хлора:

Cl-1, Cl20, Cl+1, Cl+3, Cl+5, Cl+7,

т.к. Cl-1 может только по в ышать степень окисления, то Cl- является только в осстановителем (подчеркнутая буква «в»- мнемоническое правило для запоминания). Cl+7 может только уменьшать степень окисления, поэтому он проявляет только окислительные свойства. Остальные атомы хлора проявляют и окислительные и восстановительные свойства.

 

2. Определить роли в окислительно-восстановительных реакциях веществ: PbO2, H2O2, HNO3, H2SO3, H2Se.

Решение

Степень окисления свинца +4. Это максимальная степень окисления, поэтому PbO2 проявляет только окислительные свойства.

Кислород пероксида водорода может уменьшать степень окисления с О-1 до О-22О), а может увеличивать до нуля (О2).

Н2О2 + 2Н+ + 2ē = 2Н2О

О2 + 2Н+ + 2ē = Н2О2

Поэтому пероксид водорода проявляет окислительные и восстановительные свойства в зависимости от реагента.

Степень окисления азота N+5 в азотной кислоте максимальная. Азотная кислота проявляет только окислительные свойства.

Сера в H2SO3 находится в степени окисления +4, это промежуточная степень окисления, сернистая кислота проявляет и окислительные и восстановительные свойства.

Селен в H2Se находится в степени окисления (–2), поэтому H2Se обладает только восстановительными свойствами.

3. Определить эквиваленты веществ в следующих процессах:

а) MnО4 + 2H2O + 3ē = MnO2 + 4OH

б) превращение KI ® I2

Решение

Эквивалентом окислителя (или восстановителя) называется такое его количество, которое присоединяет (или освобождает) 1 моль электронов.

а) Составим пропорцию:

1 моль MnO4 присоединяет 3ē

х моль MnO4 присоединяет 1ē;

отсюда: 1/х = 3/1; х = 1/3, эквивалент MnO4 в данном процессе равен 1/3.

б) 2I- - 2ē = I20;

2моль I- освобождает 2 моль ē

х моль I- освобождает 1 моль ē,

отсюда 2/х = 2/1; х = (2 × 1)/2 = 1, эквивалент KI в данном процессе равен 1.

 

4. Закончить уравнение реакций

а) HBr + KMnO4 ® MnBr2 +

б) KI + KNO2 + CH3COOH ® NO +

в) P2O3 + H2O ® PH3 +

г) As3O33- + I2 + H2O ® AsO43- +

 

Решение

а) т. к. бром находится в минимальной степени окисления -1, то он может повысить степень окисления до 0 (Br2), марганец находится в максимальной степени окисления, может понизить свою степень окисления, т.к. среда кислая, то до Mn2+, который связывает ионы Br , образуется также вода

HBr + KMnO4 ® MnBr2 + Br2 + H2O + KBr

 

б) азот был в степени окисления +3, понизил степень окисления до +2(NO), поэтому I- должен только повысить степень окисления, обычно до I2

KI + KNO2 + CH3COOH ® I2 + NO + CH3COOH + H2O

 

в) фосфор изменяет степень окисления с +3 до –3. Другие элементы в данной реакции не измменяют степень окисления. Поэтому фосфор должен повысить степень окисления до +5, продукты:

P2O3 + H2O ® PH3 + H3PO4

 

г) мышьяк меняет степень окисления с +3(AsO33-) до +5(AsO43-). Иод тогда должен понизить степень окисления до –1(I-). Продукты:

As3- + I2 + H2O ® AsO43- + 2I,

или в молекулярном виде:

K3AsO4 + I2 + H2O ® K3AsO4 + HI.

 

Умение 6. Подобрать коэффициенты в уравнениях (умения 5).

а) HBr + KMnO4 ® MnBr2 + Br2 + H2O + KBr

 

Умения 6 – см. обучающие задачи в [5].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: