Дисциплине «Теория и методика обучения ОБЖ»




Программа разработана на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033300.00 «Безопасность жизнедеятельности» (квалификация – преподаватель-организатор безопасности жизнедеятельности)

1. Характеристика образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Актуальность введения ОО ОБЖ. История и логика развития предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе. Введение предмета. Особенности преподавания предмета после 2ой мировой войны. Смена приоритетов в целях обучения в конце 20 века. Структура ГОСта ОО ОБЖ. Социальное и педагогическое значение ГОСта. Определение школьного предмета и его отличие от науки. Цели и задачи образования по ОБЖ. Характеристика обязательного минимума содержания образования по ОБЖ. Особенности определения содержания ОБЖ. Роль государственных документов в определении содержания ОБЖ. Компоненты содержания образования по ОБЖ. Структура школьного предмета и содержание его разделов. Типы структурирования программного материала (линейный, спиральный, концентрический). Проблемы развития ОО ОБЖ. Разнообразие учебных программ по ОБЖ. Переход на ГОС второго поколения.

2. Система форм обучения ОБЖ. Определение форм организации учебно-воспитательного процесса по ОБЖ. Образовательное, развивающее, воспитательное значение различных форм обучения ОБЖ. Причины разнообразия форм изучения предмета. Взаимосвязь и примеры форм обучения на разных ступенях образования.

3. Планирование учебно-воспитательного процесса по ОБЖ. Направления работы преподавателя-организатора ОБЖ. Цели планирования. Виды планов и их определение. Разнообразие календарных планов. Этапы работы над тематическим планом. Поурочное планирование. Виды поурочных планов. Роль планирования в работе учителя.

4. Урок - ведущая форма организации учебно-воспитательного процесса. Определение урока. Типология уроков по дидактическим задачам. Виды уроков по ОБЖ. Нетрадиционные виды уроков: бинарный, проблемный. Урок – семинар. Виды семинаров. Урок-игра. Открытый урок. Активные виды уроков. Урок-лекция. Виды лекций. Типы и виды слушания. Приёмы активизации деятельности и внимания учащихся. Организация познавательной деятельности учащихся. Взаимосвязь урока с другими формами обучения ОБЖ. Особенности современного урока.

5. Педагогические требования к уроку и принципы его построения. Проблема целеполагания при подготовке к уроку. Определение и классификация целей образования. Задачи урока. Дидактические, воспитательные, организационные требования к подготовке урока. Структура уроков ОБЖ разных типов. Характеристика этапов урока. Макро- и микроструктура уроков разных типов. Методика проведения различных этапов урока. Методика анализа и самоанализа урока. Характеристика видов анализа урока.

6. Система понятий по ОБЖ. Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете «ОБЖ». Классификация понятий. Фундаментальные понятия по ОБЖ: опасность, системность, безопасность. Свойства системы: эмержментность, эргатичность, декомпозиционность. Условия первичного формирования понятий. Методика развития понятий. Уровни усвоения понятий.

7. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков. Классификация умений. Виды занятий по формированию умений и навыков. Учёт психологических особенностей при формировании умений. Методические принципы формирования умений и навыков. Метод упражнения. Тренировка. Сравнение умений и навыков. Правила проверки умений и навыков. Уровни сформированности умений. Методика формирования умений ПМП, методика обучения ориентированию по компасу, карте, природным объектам.

8. Общая характеристика методов обучения. Определение и принципы классификации методов обучения. Функции методов. Общая характеристика словесных, наглядных, практических методов обучения. Методические приёмы.

9. Словесные методы обучения. Общая характеристика словесных методов обучения.Разнообразие и признаки словесных методов обучения. Классификация и характеристика монологичных СМО (рассказ, описание, объяснение, лекция, инструктаж). Характеристика инструктажа. Роль инструктажа при обучении ОБЖ.Классификация и характеристика диалогичных СМО. Беседа – ведущий метод словесного обучения: виды бесед; педагогические требования к проведению беседы. Виды бесед по качеству вопроса. Виды бесед по месту в структуре урока. Виды бесед по логике построения. Условия успешного проведения беседы. Требования к постановке вопросов для беседы.Активные виды словесных методов обучения. Дискуссия.

10. Наглядные методы обучения ОБЖ. История развития наглядных методов обучения. Метод иллюстраций. Метод демонстраций. Наглядные методы обучения, основанные на применении электронных средств обучения. Условия эффективного применения наглядности: а) дидактические; б) технические.

11. Мультимедийные методы обучения. Характеристика электронных средств обучения. Мультимедийные методы обучения. Актуальность применения электронных средств обучения. Определение и функции электронных средств обучения. Классификация электронных средств обучения: а) реалистические; б) символьные; в) синтезированные. Требования к разработке электронных средств обучения. Критерии педагогической эффективности МСО. Специфические требования к применению МСО на учебных занятиях. Требования к МСО, применяемых на учебных занятиях разных видов. Правила разработки презентации. Условия эффективного применения мультимедийных средств обучения. Формирование информационных умений.

12. Методическое сопровождение ОО ОБЖ. Виды и функциидидактических средств обучения. Методическая литература. Специфика. Назначение. Структура. Специальная теоретическая литература для учителя-предметника. Учебные пособия. Школьный учебник. Компоненты методического аппарата учебника. Функции учебника. Особенности учебников альтернативных авторских линий. Литература различных жанров для учащихся. Ресурсы Интернет. Рабочие тетради на печатной основе. Ведение тетради по ОБЖ. Планирование учителем видов записей в ученической тетради. Опорный конспект. Логическая опорная схема. Виды и содержание заданий для работы учащихся в тетради. Требования к оформлению различных по содержанию записей. Таблица: виды; требования к оформлению. Схема: виды; требования к оформлению. Моделирование страницы ученической тетради.

13. Профессиональная ориентация по ОБЖ. Содержание разделов плана профориентационной работы. Типы профессиональной деятельности. Профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профконсультирование, профдиагностика. Этапы профориентационной работы и их характеристика. Содержание и формы внеклассной профориентационной работы. Военные училища. Кадетские корпуса.

14. Содержание и методика проведения занятий по гражданской обороне. Методика знакомства учащихся с историей, структурой, задачами ГО. Понятие о структуре и задачах РСЧС. Вопросы ГО в курсе обучения ОБЖ. Формы работы учителя ОБЖ по подготовке школьников по ГО. Методика проведенияобъектовой тренировки в средней школе. Темы объектовых тренировок. Методика проведения «Дня защиты детей». Методика изучения средств индивидуальной защиты.

15. Общие вопросы внеклассной работы по ОБЖ. Значение и место внеклассной работы по ОБЖ в учебно-воспитательном процессе. Образовательные, воспитательные, развивающие задачи внеклассной работы.Формы и виды внеклассной работы по ОБЖ:а) индивидуальная;б) групповая;в) массовая.Содержание внеклассной работы.

16. Методика изучения основ здорового образа жизни в процессе обучения ОБЖ. Здоровьеориентированные педагогические технологии. Ключевая компетенция «быть здоровым». Развитие понятия «здоровый образ жизни» на разных этапах обучения ОБЖ. Качественное отличие в подходах к формированию у учащихся основ здорового образа жизни при изучении биологии и ОБЖ. Роль межпредметных связей. Содержание и формы внеклассной работы по ЗОЖ.

17. Определение и актуальность профильного обучения. Модели организации профильного обучения. Направления профилизации. Структура ФБУПа профилей обучения. Сравнение количества часов, выделяемых на изучение ОБЖ в универсальном и профильных классах. Особенности набора учебных предметов. Сравнение базовой и профильной учебных программ по дисциплине ОБЖ. Признаки элективных курсов. Классификация элективных курсов. Особенности элективных курсов для 9 кл. и 10-11 кл. Роль элективных курсов в реализации целей профильного обучения. Роль элективных курсов в реализации целей общего образования. Требования к разработке программы и содержания элективного курса.

18. Цели, задачи и содержание предпрофильной подготовки обучающихся. Особенности базисного учебного плана на этапе предпрофильной подготовки. Информационные аспекты предпрофильной подготовки. Характеристика профильного самоопределения. Особенности содержания и методики проведения курсов по выбору. Общая характеристика портфолио.

19. Система воспитания в процессе обучения ОБЖ. Общая характеристика направлений воспитательной работы. Условия, содержание и методика нравственного, правового, экологического, эстетического, физического воспитания. Виды внеклассной и внешкольной работы. Военно-патриотическое воспитание при обучении ОБЖ. Патриот. Патриотизм. Ценности военно-патриотического воспитания. Становление военно-патриотической работы в России. Внутришкольное управление работой по военно-патриотическому воспитанию. Компоненты военно-патриотической работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: