Правовой режим оффшорных зон.




Оффшорная зона — территория государства или её часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого государства.

Местная администрация оффшорных зон регулярно получает доходы от регистрационных сборов, ежегодных пошлин и платежей, местных налогов, пусть и взимаемых по льготным ставкам. Причем доходы эти растут пропорционально увеличению числа создаваемых кампаний. Местное население получает возможность работать в офисах иностранных фирм, в службах связи, гостиницах, на транспортных предприятиях и т.д. Для дополнительного стимулирования иностранных инвесторов на территориях ряда оффшорных стран созданы еще и свободные экслортные зоны.

Принципиальным моментом является то, что оффшорный режим вводится именно для привлечения иностранных инвестиций. Поэтому, как правило, налоговые и другие льготы устанавливаются лишь для иностранных компаний, и параллельно принимаются меры для изоляции оффшорного бизнеса от внутреннего рынка. Не случайно оффшорными становятся именно островные и анклавные территории отдельных государств. В большинстве случаев предусматривается, что владельцами и акционерами оффшорных компаний могут быть только иностранные юридические и физические лица. Весь необходимый им капитал они должны ввозить из-за рубежа. Ограничивается возможность выхода оффшорных компаний на внутренний рынок, чтобы не допустить использования ими льготного статуса для конкурентной борьбы с национальными компаниями и подрыва национального валютного, таможенного и налогового законодательства и контроля.

Выгоды от регистрации компании в оффшорной зоне заключаются в следующем:

1) регистрация осуществляется в короткий срок за относительно небольшую плату (50-70$)

2) в соответствии с законами оффшорных территорий их власти не предоставляют информацию о деятельности зарегистрированных в них компаний (т.е. имеет место режим полной конфиденциальности)

3) оффшорные компании не облагаются налогами в месте их регистрации, т.к. они не ведут хозяйственной деятельности (это им запрещено).

В России попытка создания классических оффшорных зон была предпринята ФЗ «О центре международного бизнеса «Ингушетия» 1996 года (в редакции 2004 года).

Согласно закону нерезиденты могут регистрировать в этом центре компании международного бизнеса в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Данные компании не могут осуществлять свою деятельность на территории России. При этом российские лица, резиденты не вправе выступать участниками (учредителями) этих компаний.

 

Гарантии защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года.

Согласно данной конвенции иностранный инвестор вправе застраховать свои инвестиции в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ). Страхование производится от следующих некоммерческих рисков:

· утрата инвестиций в результате войны или гражданских беспорядков

· утрата инвестиций в результате национализации

· утрата инвестиций в результате нарушения договора со стороны принимающего государства (речь идёт о концессионных соглашениях)

· невозможность конвертации валюты (когда государство запрещает конвертировать местную валюту в иную свободно конвертируемую валюту).

 

Конвенция устанавливает условия для страхования:

1) по отношению к принимающему государству инвестор должен быть иностранным лицом

2) принимающие государства и государство, из которого происходит инвестор, должны участвовать в конвенции

3) принимающим государством может быть только развивающаяся страна

Список этих стран является приложением к конвенции. Россия в этом списке не значится, хотя РФ участвует в конвенции.

При наступлении страхового случая агентство выплачивает иностранному инвестору компенсацию, а к агентству переходит право требования инвестора к принимающему государству.

Т.о., частно-правовой спор между инвестором и принимающим государством трансформируется в публично-правовой спор между агентством и принимающим государством.

Размер страхового возмещения зависит от условий договора государства с МАГИ.

Инвестиционные споры. Порядок их разрешения по вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 года.

Россия подписала эту конвенцию в 1995 году, но не ратифицировала. Согласно данной конвенции вес инвестиционные споры между государством и инвестором должны разрешаться не государственными судами, а в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, который создан при Международном банке реконструкции и развития (МБРР).

Для рассмотрения спора в данном Центре необходимо 2 условии:

1) государство, из которого происходит инвестор, и принимающее государство должны
быть участниками конвенции

2) между инвестором и принимающим государством должно быть заключено соглашение
о рассмотрении спора в Центре.

Спор рассматривается в 2 этапа. На первом этапе создаётся примирительная комиссия, которая принимает меры к дружественному урегулированию споров. Если эти меры не увенчались успехом, то на втором этапе при Центре образуется арбитраж, который разрешает спор.

Если стороны не договорились о порядке формирования арбитража, то первого арбитра назначает государство, второго - инвестор, после чего оба эти арбитра выбирают третьего арбитра - председательствующего.

Стороны вправе избирать применимое право к спору. Если они не изберут применимое право, то применяется право государства-участника спора.

Арбитраж вправе с согласия сторон рассмотреть спор на основе справедливости.

Решение арбитража окончательно и обжалованию не подлежит.

В случае необходимости в исполнении решения арбитража могут участвовать также другие государства-участники конвенции.

Для разрешения спора Конвенция предусматривает 2 вида процедур:

v примирительная – для ее проведения формируется примирительная комиссия, которая состоит из любого нечетного числа примирителей, которые назначаются по соглашению сторон. Комиссия осуществляет примирительные процедуры, суть которых в том, чтобы выяснить предмет спора между сторонами и добиться соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях. В этих целях комиссия вправе рекомендовать сторонам условия урегулирования спора. Стороны обязаны сотрудничать с комиссией и максимально учитывать ее рекомендации.

Результаты ИКСИД отображаются в протоколе и носят рекомендательный характер.

v арбитражная – для ее проведения формируется АС, который состоит из любого нечетного количества арбитров, назначаемых по соглашению сторон. Если стороны не пришли к согласию, то суд формируется в составе 3-х арбитров. При этом, каждая из сторон назначает по 1 арбитру, а 3-го арбитра назначает Генсек ИКСИД. Данный 3-й арбитр – председательствующий.

АС разрешает инвестиционный спор в соответствии с такими нормами права, которые м.б. согласованы сторонами. При отсутствии соглашения о применимом праве суд применяет право государства, являющегося стороной спора. Суд вправе применить соответствующие нормы МП.

Суд принимает решение простым большинством голосов. Решение составляется в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами суда. Решение м.б. пересмотрено только в случае выявления ранее неизвестного факта, который существенно влияет на решение суда. Факт д.б. неизвестен суду и заявителю.

Каждое государство-участник должно признавать арбитражное решение, вынесенное в качестве обязательного.

Также такое государство обязано выполнять финансовые обязательства, как если бы это было окончательное решение суда данного государства.

В целом в наст. время ИКСИД – наиболее авторитетный орган по рассмотрению инвестиционных споров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: