Тема 3 Современный ВУЗ как самообучающаяся организация.




План:

1. Современные требования к качеству образования.

2. Содержание образования: знания, умения, навыки, ценности, творческая деятельность и компетентности.

3. Модернизация методик и технологии обучения и воспитания в рамках современных изменений в формировании личности и ее образования.

Современные требования к качеству образования

В последнее время на всех уровнях широко обсуждаются вопросы качества образования и управления им. На первый взгляд, кажется, что все это искусственно, надуманно, ибо уже несколько десятков лет мы только тем и занимаемся, что боремся за качество образования, за его постоянное повышение. Проблема качества образования вызывает жаркие споры, особенно качества вузовского образования.

Университет – один из наиболее устойчивых институтов современного общества. А современный университет должен выступать как самообучающаяся организация, так как только самообучающаяся организация может быстро и успешно изменять формы своего поведения, впитывать, производить и распространять внутри себя новое знание. Такая организация сама проектирует своё будущее, а не просто ждёт, когда будущее наступит.

Понятие самообучающейся организации впервые появилось в 90 годах ХХ века, в книге известного специалиста по менеджменту Питера Сенге. Основная идея Сенге проста: каждый сотрудник большой корпорации способен не только обучаться, но и обучать. Любой работник может быть проводником знаний и опыта из быстро меняющийся внешней среды - в стабильную, неповоротливую внутреннюю систему огромной корпорации. Все 100% сотрудников компании должны иметь возможность внедрять что-то новое, менять свою организацию, сообщать полезные сведения всем остальным.

Едва появившись, идея самообучения сразу же была подхвачена главами многих американских компаний, от школ и больниц - до ведущих корпораций (таких, как «HP», «Ford motors», «Shell Oil», «Intel»). Ведь если сотрудники компании обучают друг друга, если организация готова немедленно внедрить любое полезное новшество – можно оперативно реагировать на изменения внешних факторов, всегда быть «на гребне волны».

Университет тоже может стать самообучающейся организацией. Студент, попадая в пространство вуза, не хотел бы оказываться в «аквариуме», оторванном от мира. Наоборот, университету необходимы инструменты, чтобы выбирать лучшее во внешней среде, концентрировать в себе новейшие знания и технологии в разных профессиональных областях.

Сам университет должен стать мобильным - не только соответствовать требованиям времени, но и формировать эти требования. Здесь как раз и пригодились бы технологии взаимного обучения, новации в кадровой политике! Однако все новое в вузах сталкиваются с трудностями:

· Во-первых, система высшего образования в целом очень консервативна. Любое нововведение вызывает подозрение – не пострадает ли качество образования, не вытеснят ли «новомодные технологические штучки» те традиционные формы работы, без которых сейчас даже трудно помыслить себе университет? И это – нормальная, естественная позиция, самосохранение сложившейся системы. Но не стоит забывать – когда-то ведь и лекция (та самая лекция - типичная, консервативная) считалась революционной, почти хулиганской формой работы со студентами! Для выживания и развития в организации должен быть точный, выверенный баланс инноваций и традиций.

· Во-вторых, преподаватели любого университета – это люди высокой квалификации, среди них много докторов и кандидатов наук. Каждый из них знает, чему и как нужно учить студентов. И в какой-то момент может возникнуть соблазн считать своё собственное образование «завершённым». Но информационный бум заставляет «быть в тонусе» даже маститых, заслуженных профессионалов. Хотим мы этого или нет – но каждые 10 лет суммарный объём информации, доступной человечеству, удваивается, и каждые 7 лет он обновляется на 50%. То, что 5 лет назад было передним краем науки, сегодня стремительно устаревает. И дело не только в новом содержании учебников – меняются технологии, появляются совершенно новые профессии. И люди желают этим новым профессиям и технологиям где-то обучаться. Если не справился вуз – значит, доучивать будет компания-работодатель (отсюда, собственно, и взрывообразный рост объёмов внутрикорпоративного обучения). Те вузы, которые пытаются стать «музеями академических традиций», рискуют не выжить. Потому что студентам нужны актуальные знания, а без студентов университеты никто содержать не будет. Значит, для преподавателей становится нормой постоянный пересмотр всего багажа знаний, обновление опыта. Сложившаяся, традиционная система повышения квалификации уже совершенно не спасает. Если проходить переобучение один раз в пять лет (да даже если и один раз в два года) – отставание неизбежно. Мы оказываемся в положении Алисы в Зазеркалье - ей приходится очень быстро бежать, только чтобы остаться на месте. Если же ставить цели не просто «оставаться на месте», а вырваться вперёд… только представьте, насколько тогда нужно форсировать процесс развития и обновления опыта преподавателя.

К счастью, для становления самообучающегося университета в современных вузах уже многое есть – существуют наработки, которые можно использовать, трансформировать, развивать. Это и использование метода бенчмаркинга – обучение на опыте других компаний, и система стратегического и тактического планирования, и создание оперативных коммуникаций на всех уровнях, между всеми подразделениями (информационные сервисы). В любой самообучающейся организации должно быть развитое внутреннее информационное пространство: газеты, сайты, нужна целостная система развития сотрудников. Это значит, что все элементы кадровой работы (отбор, оценка, адаптация, обучение и развитие, мотивация, кадровое планирование) должны быть взаимосвязаны, логичны, прозрачны и – главное - сформированы «под задачи» университета.

Сейчас уже яснее видны основные направления, по которым целесообразно развиваться современному вузу как самообучающейся организации. Во-первых, необходимо разработать систему объективной оценки профессиональных качеств сотрудников по ключевым компетенциям и усовершенствовать систему вознаграждений и оплаты труда. Необходимо также регулярное повышение квалификации, быстрое и качественное внедрение «завезённых» из командировок технологий. Необходимо создать условия для развития и самореализации всех энтузиастов. Каждый сотрудник, в идеале, должен хорошо представлять себе, какова его личная траектория развития в университете.

Чтобы создать полноценный самообучающийся университет, потребуется не один год. Здесь важен принцип критической массы – когда значительная часть сотрудников университета включится в общеуниверситетские коммуникативные потоки, последует «цепная реакция».

Самообучающиеся организации по самой своей природе прозрачны и по вертикали, и по горизонтали. Они поддерживают естественное стремление сотрудников к профессиональному росту, открыты для привнесения нового. Создание и внедрение принципов новой кадровой политики в современном вузе как самообучающейся организации даст возможность каждому из коллег осознанно строить карьеру, научную и преподавательскую деятельность, получать актуальные умения и знания, внедрять их в своей собственной работе. А там, где актуальные передовые знания, современные технологии, высочайший профессионализм преподавателей – там и лидирующее положение среди вузов.

 

Содержание образования: знания, умения, навыки, ценности, творческая деятельность и компетентности.

Современное развитие российского общества неотъемлемо связано не только с модернизацией экономики, созданием и внедрением передовых технологий, но и с построением новой образовательной парадигмы – «компетентностный подход». Данное направление в развитии образования является актуальным, так как общество в большей степени заинтересованно в развитии институтов, обеспечивающих высокий уровень подготовки кадров (и личности в целом) для выполнения своих функций: способность к самостоятельным активным действиям, анализу ситуаций и принятию решений в постоянно изменяющихся условиях. Повышение требований к современному высшему образованию требует переосмысления не только образовательной парадигмы, но и целей и задач образования в целом. Так современное высшее образование выходит на более высокий технологический уровень, который включает в себя не только получение знаний, умений и навыков, основой которых являются фундаментальные знания (традиционный подход), но и нормативно-ценностные ориентиры (компетентностный подход). Компетентностный подход в образовании получает все больший статус. Свидетельством этого являются, внедрение в образовательную систему новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 4-го поколения, которые ориентированы на компетенции; на создание многоуровневой системы образования; интеграция и интернационализация образования в рамках болонского процесса. ФГОС дает следующие определения:

компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных и жизненных ситуациях;

компетентность – уровень владения выпуск­ником совокупностью компетенций, отражающий степень готовности к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.

В соответствии с данными определениями, понятие компетенции значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Таким образом, под компетентностью, с одной стороны, понимается интегрированная характеристика качеств личности, с другой – результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Проявление компетентности оцениваются на основе сформированной у выпускника вуза совокупности умений (интегративно отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях. В настоящее время для оценки компетенций студентов ВПО имеются множество достижений и нововведений.

1. Создание и использование общепринятой модели компетенций первокурсника/выпускника. Данная модель включает перечень ключевых компетенций студентов в начале обучения, которые основаны: на главных целях высшего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности выпускника средней общеобразовательной школы, а также на основных видах деятельности обучающегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В обобщенном варианте базовые компетенций первокурсника разбиты на основные группы: ценностно-ориентационные; самообразования; предметно-ориентационные; деятельностно-коммуникативные; социально-трудовой деятельности; самоорганизации; общекультурные. Каждая группа состоит из профилей компетенций, которые задают начальный вектор профессионального развития первокурсника.

2. Внедрение балльно-рейтинговой системы (модульно-рейтинговая оценка по дисциплинам). Балльно-рейтинговая система позволяет оценить индивидуальные достижения студентов по дисциплинам. С внедрением компетентностного подхода балльно-рейтинговая система используется для оценки образовательных компетенций студентов, осуществления непрерывного контроля за усвоением учебного материала и повышенияобъективности оценки качества учебной работы студентов преподавателями. Балльно-рейтинговая система оценки образовательных компетенций студентов (БРС) также эффективна в процессе мониторинга качества обучения по дисциплинам учебного плана и стимулирования систематической работы студентов как аудиторной, так и самостоятельной.

3. Внедрение шкалы перевода баллов. В рамках интеграции системы образования стран участниц болонского процесса, разработана система ECTS, которая предназначена для перевода баллов в международные буквенные оценки и их числовые национальные эквиваленты.

4. Внедрение новых форм и методов оценки. Кейс метод (англ. Casemethod, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Портфолио – подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них. Основной идеей портфолио как формы и метода оценки студента ВПО предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогических акцентов с авторитарной оценки на самооценку.

5 Педагогические тесты. В настоящее время в этом направлении сделан большой шаг. С внедрением компетентностного подхода происходит переход от традиционного тестирования к тестированию разрабатываемому на основе теории педагогических измерений (психометрии, теория IRT, тестология). Новая теория тестов основана на математических моделях, которые позволяют дать наиболее объективные результаты тестирования. Основные модели: Модель Раша (логистическая, однопараметровая), где s-уровень подготовленности участника тестирования; t-уровень трудности тестового задания; p-вероятность правильного выполнения задания. На практике используют видоизмененную формулу, где б – латентные переменные зависящие друг от друга. Двухпараметрическая модель Бирнбаума, где d – параметр дискриминации; Трехпараметрическая модель Бирнбаума где: c – параметр угадывания; d – параметр дискриминации.

 

Модернизация методик и технологии обучения и воспитания в рамках современных изменений в формировании личности и ее образования.

Примерно до 2000 г. применение информационных технологий рассматривалось как средство, оптимизирующее традиционный учебный процесс. В настоящее время с использованием в учебном процессе возможностей Интернет и развитием на этой основе электронного обучения, применение электронных технологий становится одним из основополагающих факторов развития системы образования, изменяющим суть инструментов и методов управления университетом, обеспечивающим более высокое качество образования и формирующим новое видение университета - электронного распределенного университета как центра анализа и создания знаний. Доказано, что основой реализации технологий электронного обучения является единая информационно-образовательная среда, основывающаяся на следующих принципах: управляемость, реалистичность, открытость, единообразие, продуктивность. Внедрение электронных технологий, технологий электронного обучения является теми самыми движущими факторами, которые приводят к трансформации всего университета, в том числе инструментов и методов управления им, быть в информационном обществе и не использовать его инструментарий невозможно.

Информационные технологии и электронное обучение меняют концептуальную модель образовательной деятельности. Основными характеристиками, отражающими эти тенденции, являются:

ü доступность, мобильность, гибкость, распределённость, индивидуальная направленность, централизация учебно-методических материалов и преподавательского состава, эффективная адаптация выпускника к работе в современных условиях только с применением и на базе электронных технологий;

ü адекватность используемых технологий обучения современным средствам интеллектуальной деятельности;

ü открытость;

ü смена методов работы преподавателей и взаимоотношений с обучающимися;

ü индустриализация;

ü унификация и стандартизация;

ü интеграция национальных образовательных систем;

ü виртуализация учебного процесса;

ü интенсификация знаниевых потоков;

ü сохранение и совершенствование знаний;

ü своевременный доступ к своевременной информации;

ü большое количество одновременно обучающихся;

ü формирование индивидуальных компетенций и мотивации;

ü повышение качества;

ü экономическая эффективность;

ü превращение знания в товар;

ü развитие рыночных отношений в сфере образования;

ü преодоление отсталости в развитии цивилизации.

Электронный распределенный университет - единый образовательный комплекс, включающий вуз, реализующий образовательные программы с использованием электронных технологий, а также его филиалы, представительства, центры и пункты доступа к образовательным ресурсам, связанные единой корпоративной сетью и реализующие образовательные программы на основе единой информационной образовательной среды, с использованием единого контента, библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования, имеющий экстерриториальную структуру (включающую реальное и виртуальное пространство) и развивающийся как мультидисциплинарный инновационный центр образования, науки и культуры.

Построенная на основе процессной модели университета коммуникативно-интегрированная система управления обеспечивает синхронное воздействие на все объекты управленческой деятельности и является надежным инструментом управления электронным распределенным вузом.

Эффективная образовательная деятельность базируется на активной персональной заинтересованности в результатах труда, как сотрудников университета, так и его студентов. Внешне такой взгляд на проблему целесообразности создания единой образовательной среды в университете достаточно близок к диалектическому пониманию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: