Если хищник орудует на ваших глазах




 

 

Как вспомнишь – так в глазах темно,

За жизнь у ней лишь на одно

Умения хватило –

Свести его в могилу!

 

А где же были мы – друзья?

Тут виноват и ты и я!

Молчали, замечали

Да головой качали:

 

Мол, вроде неприлично

Касаться жизни личной.

Да так и не коснулись,

Как умер лишь – проснулись!

 

(Констатин Симонов)

Допустим, вы заметили, что ваш знакомый человек вовлекается (или уже вовлекся) в отношения, по всем признакам напоминающие деструктивные. Или вы видите, что ваш экс‑мучитель развил активность в отношении другой потенциальной жертвы. Должны ли мы предупредить людей об опасности?

Моя позиция: непременно. Не боясь прослыть неделикатными, «сдвинутыми», «зацикленными» и т. д. Мы не можем помешать хищникам рыскать в поисках добычи, но безучастно наблюдать, как на наших глазах когтят очередной трофей – на мой взгляд, безнравственно. Я уверена, что это одна из тех ситуаций, когда мы имеем полное право отбросить так называемую деликатность и вмешаться в жизнь других людей. Да, подобное поведение зачастую осуждается – мол, не стоит лезть в чужую жизнь, и без нас разберутся. Более подкованные психологически могут заподозрить вас в синдроме «спасателя» и напомнить, что дорога в ад вымощена благими намерениями.

Но я в этом случае предлагаю оценить последствия «деликатности» и невмешательства. А они, как минимум, печальны. Поэтому истинное человеколюбие, на мой взгляд, несовместимо с «деликатностью» – в том виде, в каком она часто понимается в нашем обществе. И которая больше похожа на равнодушие.

При этом не стоит ожидать от предупрежденных благодарности – разве что в отдаленной перспективе. Мало того, вас могут отбрить, указав, что вы лезете не в свое дело, все неправильно поняли, наговариваете… Неважно! Ваше дело – предупредить, а, значит, поневоле заронить в действующую или потенциальную жертву зерно сомнения в своем Неотразимом. Так или иначе, это сподвигнет ее на то, чтобы повнимательнее присмотреться к партнеру и более критично отнестись к его финтам.

«Теперь наблюдаю, как он „имеет“ двоих новеньких, еще ни о чем не подозревающих. Речь идет о творческой профессии, о паразитировании на других, более умных и талантливых женщинах, – пишет блогер Barbara Haus. – Понимаю, что нехорошо быть злопамятной, нехорошо жаждать мести, но, с другой стороны, понимаю, скольким женщинам он еще отравит жизнь, как отравил мне и многим до меня. Хочется, чтобы зло было наказано при жизни».

Хочется? Значит, надо действовать. Как, например, lengu:

“Сейчас я на него и на его театр одного актёра со стороны „любуюсь“, постепенно вывожу на чистую воду перед его жертвой”.

И lengu совершенно права! Как тут в очередной раз не вспомнить слова Сэма Вакнина о том, что ничто не дезинфицирует тайную агрессию так, как дневной свет. Поэтому не стесняемся и предаем гласности все козни наших «друзей». Пишет блогер kkaktugi:

«Документирую теперь если не всё, то очень многое, – ах эти чудесные камеры и диктофоны в телефоне! Некоторые вещи я уже вынесла на публику – ах, эти чудесные соцсети! Прочитав про их боязнь огласки, поняла, что сделала правильно. Сейчас готовлю еще одну штучку для всеобщего обозрения».

Правда, редкий перверзник будет опутывать новую жертву на глазах бывших – особенно тех, от кого боится «подлянки», т. е. публичного разоблачения. Поэтому lengu идет еще дальше и предлагает формировать в Сети базы данных на перверзников:

“Когда‑то общество не знало, как с педофилами быть, но теперь многие из них навеки зарегистрированы в компьютерных базах развитых стран, и за ними присматривают. Пока что действия нарцисса не попадают под закон, но и на них найдут управу однажды, как нашли средства затруднить педофилам жизнь”.

И, конечно, ни одному человеку не повредят знания о приемах манипуляций и способах противостояния им. Психологическая безграмотность плюс неверные жизненные установки делают нас беспечными и беззащитными перед хищниками.

“Чтобы понизить вероятность стать жертвой нарцисса нужно знать о таком явлении и его повадках, а друзей и родных держать в общем курсе всех ваших новых отношений, – здраво размышляет lengu.

 

Антижертвы

 

 

Как бы не так – я пою и танцую,

Сердце моё бьётся музыке в такт.

Ну‑ка, чудак, отыщи‑ка такую,

Как бы не так, как бы не так.

 

(Таня Буланова)

Наверно, вам интересно, а есть ли такие, кто на раз‑два раскусывает хищников, и кого они предпочитают не трогать? Отвечает accion pozitiva:

“Есть люди, которые „с полпинка“ не только способны разоблачать его симуляционные маневры, но и ни минуты не усомнятся в оповещении всех об истинных намерениях перверзного. Такими людьми являются либо точно такие же перверзные нарциссисты, либо „истинные“ тираны».

Как ведут себя наши герои, столкнувшись с себе подобными? Продолжает accion pozitiva:

«В отношении с этими двумя особенно ярко проявляется характер перверзного как характер хищника (профессионалы психиатрии используют в отношении перверзных именно слово predator). Своему „брату“ перверзному нарциссисту он покажет зубы и постарается никогда не поворачиваться спиной, хотя сделает всё, чтобы избежать находиться с ним на одной территории – опасность разоблачения велика.

В отношении „истинного“ тирана – личности с паранойяльно‑психопатической структурой (или тенденцией) перверзный нарциссист будет проявлять показную лояльность и пытаться стать «приближенным». В мультяшной аналогии это отношения Табаки и Шер‑Хана. Тиран всегда говорит, что думает, и делает то, что говорит, между мыслью и делом у него не стоит ничего, поэтому он тиранствует „без страха и упрёка“, применяя силу по своему усмотрению. Тиран не дает себе труда адаптироваться.

Перверзный нарциссист (как активно‑бездарная посредственность) поступает с точностью до наоборот. Он никогда не делает того, что говорит, и отрицает на словах то, что делает. Он никогда не решится на открытую и прямую борьбу за власть или на открытое и непосредственное злоупотребление властью. Он „сверхадаптирован“ к общественным требованиям, как если бы он положил себе за цель представлять собой парадигму социальной нормальности».

Если с этими двумя типами хищник попросту не будет связываться, то об так называемых «миротворцев» (термин – на мой взгляд, очень удачный – предложен блогером lengu) он может поломать зубы:

“Это обычные, милые люди, с душой и совестью, но это также особи, которых природа наделила повышенной агрессией в ситуации опасности и самозащиты, это нужно, чтобы защитить себя, близких и популяцию. Я бы сказала, что это те мальчики и девочки, кто в школе кидался на тех, кто обзывается, с кулаками вместо того, чтобы плакать и жаться к стенке, при это сами миротворцы агрессии первыми не проявляют. И плохо придется тому нарциссу, кто заранее не вычислил в милой и доброй жертве миротворца, потому что в этот день манипулятор в кои‑то веки вытащил в казино свой чёрный билет”.

Примерно в том же русле рассуждает Червонная Королева:

“В бою со своим «учителем» я убедилась, что нет ничего сильнее правды. Когда ты честен, открыт, тебе нечего скрывать и нечего бояться – никто тебя не потопит и не запачкает. Он будет есть своё говно сам”.

 

Тезисы на посошок

 

Наведите порядок в голове. Разберитесь, что такое любовь. В первую очередь, уясните, что это чувство ВСЕГДА конструктивно, ВСЕГДА базируется на принципах равноправия партнеров и не ущемляет ничьих интересов. Любовь не заставляет страдать и болеть. Все страдания «правильной» любви заключаются в желании поскорее увидеть любимого человека и стремлении к близости с ним. Но это ни в коем случае не страдание от преднамеренной жестокости, и тем более, не систематическое страдание!

Зависимость и созависимость, панический страх потерять – это тоже не любовь. Принесение себя в жертву и растворение в человеке – и это не любовь. Постоянный трезвон, тотальная ревность, миллион алых роз и ползание на коленях на виду у зевак – это стремление установить над вами контроль, а вовсе не страстная любовь.

Шлите всех подальше с ложными представлениями о романтике. Не позволяйте втереть себе очки. Игнорируйте восторженное пищание окружающих о том, как ваш новый знакомец невероятно романтичен со своими двадцатью звонками и тридцатью СМС‑ками за день. С большой долей вероятности, самым безжалостным образом с вами обойдется тот, кто застилает ваше ложе лепестками белых роз и целует пяточки. «Настоящую нежность не спутаешь/Ни с чем. И она тиха, – пишет Ахматова. Вот точно.

Психотерапевт Михаил Литвак утверждает, что по одному тому, как человек признается в своих чувствах, можно многое о нем сказать. И разбирает три варианта объяснений в любви.

 

«1. Я люблю тебя! Я без тебя пропаду. Узнав тебя, я понял, что мир прекрасен. Ты озарила мою темную душу! Выходи за меня замуж!»

2. «Я тебя люблю. Я тебе звезды с неба достану. Будешь как сыр в масле кататься! Выходи за меня замуж!» (При этом он осыпает вас цветами, делает подарки, удовлетворяет все желания.)

3. «Я тебя люблю. В мире все так непросто. Поддерживая друг друга, мы смогли бы вместе пойти по жизни. Выходи за меня замуж!»

Первое объяснение – объяснение алкоголика. Гарантия – 100 %. Второе – тоже, но вероятность 50–60 %. Остальные 50–40 % приходятся на тиранов. И лишь последнее предложение заслуживает серьезного рассмотрения».

 

Откажитесь от мысли «перевоспитать» человека. Это невозможно. Берите только готовый продукт. Никаких полуфабрикатов! Это еще одна мысль Литвака.

Не ищите скрытых сокровищ в заведомо убогих душах.

 

Считайте себя достойными исключительно взаимных чувств. Не соглашайтесь на меньшее. Не давайте меньшее и сами.

Не ждите, когда вас полюбят. Это происходит либо очень скоро, либо никогда.

Не пытайтесь заслужить любовь. Вы достойны ее по определению. Независимо от вашего возраста, веса, размера груди (обхвата бицепса), привлекательности, социального статуса. Работайте над адекватной самоценкой.

Бегите от тех, кто ищет «чистую нежную душу, способную возродить». Нормальный человек не умирает при жизни, чтобы нуждаться в возрождении. Нормальный человек возрождается сам, лишь опираясь на близких, а не перекладывая на них эту задачу.

Не судите всех своими нравственными категориями. Как видим, эта привычка служит дурную службу попавшим в перверзные отношения.

Искорените в себе преступный оптимизм. Не все проблемы можно решить, не со всеми людьми можно обрести гармонию. И не ваша в том вина.

Сохраняйте независимость. Стройте свою жизнь так, чтобы в любой момент у вас было достаточно сил (средств, поддержки близких и т. д.), чтобы разорвать деструктивные отношения.

Имейте жизненный план. Знайте свои цели и не отказывайтесь от них – тем более, под нажимом со стороны. Не плывите по течению. Время от времени останавливайтесь, чтобы понять, куда вас несет.

 

Вместо заключения. Они среди нас, или Мы где‑то встречались…

 

 

Хожу одна по людным

И суетным местам

И синеглазых мальчиков

Встречаю тут и там.

 

(Жанна Агузарова)

Пока эта книга создавалась, ее прочитало не меньше двадцати человек. Среди них были мужчины и женщины, бывшие и настоящие жертвы хищников, а также те, кто считал, что никогда в жизни не сталкивался с ними.

Парадокс, но как раз те, кто сильно пострадал от перверзников, сочли, что книга… не о них. Эти, без сомнения, жертвы говорили примерно следующее: «Не, мой все же был не таким подонком. Он сломал мне всего два ребра, а не три, как тут некоторым». Или: «Думаешь, у меня с NN было это самое? Он же только замахивался на меня, но не бил, а если оскорблял, то всегда просил прощения». Или: «Просто у моего работа такая – припирать людей к стенке и выворачивать им душу наизнанку. Вот он иногда и не успевал переключиться».

Поразил и самообман ныне действующих жертв. Стоило перверзнику достать из кармана кусочек сахарку, как они моментально «забывали» о фактах насилия, которые еще вчера вызывали у них негодование и боль. «Нельзя так взъедаться на человека только из‑за того, что он потерял симку с моим телефоном, – оправдывала передо мной поведение перверзника одна из жертв. – И эту девку не он привез, а его брат, специально чтобы досадить мне, так как видел, что NN в меня влюблен».

Слушать это было грустно. Я попробовала «освежить» память моей собеседницы: «А то, что он выклянчил у тебя свидание, а потом сам на него не явился – этого не было? А о том, что он выставил тебя с вещами в два часа ночи в чужом городе, забыла? А то, что ты уже три месяца плачешь и болеешь – это тоже не считается? Если такая забывчивая – записывай».

После подобных диалогов понимаешь, почему хищники не ощущают недостатка в жертвах. Да потому, что очень многие готовы играть с ними в эти игры. Отказываясь при этом признавать себя жертвами и руками‑ногами отбиваясь от информации, способной разрушить иллюзорный мир их «любви».

Меня, кстати, отговаривали писать эту книгу. Уверяли, что бесполезно. Мол, в чужих историях читатели не увидят параллелей со своими, а если и увидят, то все равно не уйдут от своих обаятельных и харизматичных мучителей. Что ж, это их выбор, их судьба. Мое дело – предупредить об опасности и уповать на то, что имеющий уши да услышит.

…Другая часть моих добровольных читчиков вообще отказалась признать то, что проблема существует. И это несмотря на то, что книга просто пестрит страшными картинками из жизни, а тема насилия и деструктивных отношений всесторонне исследуется, по меньшей мере, на протяжении века. Как тут не вспомнить Роберта Хэйра, который как‑то предложил научному журналу статью с электроэнцефалограммами агрессоров. Редактор вернул текст со словами: «Эти электроэнцефалограммы не могли быть получены от реальных людей». Тем не менее, это были электроэнцефалограммы реальных психопатов!

Хищники существуют, но мы почему‑то упорно не хотим этого признавать. Поэтому примерно треть аудитории отреагировала на прочитанное так: «Ужас‑ужас. Где они только их находят? Я вот ни разу таких уродов не встречал(а)».

Ой ли? Если учесть, что двуногие хищники составляют 4–5 % человечества, то нет никаких сомнений, что вы их встречали, но просто не отфиксировали, что это они. Многих из нас куснули походя, и мы, пережив недоумение и непродолжительную боль, со временем попросту забыли о них. И уж как минимум, каждый из нас слышал о таких людях. Или наблюдал их проделки со стороны, посмеиваясь, а то и откровенно потешаясь, как графиня Ростопчина, над «глупыми» жертвами. Это мог быть:

– ваш знакомый по вузу, который крутил роман одновременно с тремя вашими сокурсницами, две из которых были лучшими подругами. При этом с помощью «массовки» он обеспечивал мощную «информационную поддержку» кампании, благодаря которой над девушками за их спиной смеялся всяк, кому не лень, а ваш «герой» красовался в образе невероятно востребованного и утомленного женским вниманием парня. Итог «потехи»: одну «пассию» отчислили, вторая загремела на аборт, после которого не иначе как с горя выскочила замуж за алкаша. А третья после ряда абортов стала женой вашего «мачо». Но вскоре перестала ею быть. И где она сейчас – никому неизвестно. А наш «герой» – вот он, в соцсетях, гладкий и улыбающийся, с кучей «френдов».

– трогательно влюбленный в вашу приятельницу юноша, который три месяца носил ее на руках (в буквальном смысле!), а потом вдруг ни с того, ни с сего поставил на землю и безжалостно объявил о разрыве, отказавшись назвать причины. Красивая, умная и тонко чувствующая девушка десять лет шарахалась от мужчин, мучаясь несуществующей виной и сознанием собственной ущербности.

– коллега другой вашей знакомой, полгода бросавший на нее страстные взоры, а потом, наконец, пригласивший ее прогуляться, и после шестичасового общения «на одной волне», со стихами и откровениями, философски изрекший: «Вижу, что нравлюсь тебе. А ты мне, к сожалению, нет. И никогда не нравилась».

– шеф вашего родственника, назвавший сотрудников «картриджами», которые следует выбрасывать по мере выработки, и коварно уволивший свою заместительницу и по совместительству невесту.

– любовник вашей одноклассницы, который прожужжал ей все уши о желании заиметь от нее «не менее трех деток», и обругавший ее окотившейся вагиной, едва она забеременела,

– главврач одной из поликлиник, которая на интервью осыпала вас комплиментами и потчевала печеньем, а едва за вами закрылась дверь, позвонила вашему начальнику с требованием лишить вас гонорара из‑за вашего вопиющего непрофессионализма. А потом, не удовлетворившись этим, в течение месяца названивала в департамент, жалуясь и на вас, и на вашего начальника, требуя закрыть ваше издание, а вам самой выдать «волчий билет».

– муж вашей знакомой, который живет в ее квартире и за ее счет, а за каждую прогулку с общим ребенком требует оплаты по таксе няни. И который параллельно навещал другую женщину, одевался и отдыхал за ее счет, при этом брал с нее деньги даже за купленный батон и бросил ее, когда она вернулась из роддома с ребенком от него,

– кандидат наук, крупная специалистка, скажем, по Фету, которая в свое время попросила у подруги почитать вступительное сочинение и незаметно пририсовала к паре букв закорючки. В результате, девушка не набрала проходного балла.

– ваша коллега, которая…

– ваш сосед, который…

– директор домоуправляющей компании, который…

– депутат Городской Думы, который…

Словом, каждый из нас так или иначе с ними сталкивался.

Кроме того, надо принимать во внимание и разную выраженность деструктивных черт. Вашего вечно всем недовольного, брюзжаще‑язвительного полуальфонса‑мужа можно поставить на нулевую отметку шкалы хищников – как пассивно‑агрессивного типа. На пятидесятой отметке разместится, например, садист‑психопат Пол Бернардо, а на сотой – разрушитель всех времен и народов Гитлер. Но все они – и смертоносные тираны, и мелкотравчатые мерзавцы – будут одного поля ягодками. Разница – пожалуй, лишь в количестве жертв и масштабах разрушений. У кого‑то это будут умершая нестарой жена, с десяток «кинутых» друзей и ребенок с поломанной психикой. У другого – миллионы отправленных в газовые камеры людей.

К сожалению, повсеместная распространенность насилия искривила мозги многих из нас и стала чуть ли не нормой жизни. Девушка на одном из Интернет‑форумов доказывала мне, что слова «Я твоему коту башку сверну» не являются угрозой – «просто муж вспылил из‑за усталости». Другой участник дискуссии ратовал за семейные стычки с взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством, как путь к «более страстным поцелуям». Что с нами происходит? Почему мы перестали считать насилие насилием? Почему считаем допустимым терпеть жестокость по отношению к себе и быть жестокими самим?

Последствия такого попустительства более драматичны, чем можно себе представить. Наша терпимость ко злу и готовность его оправдывать льют воду на мельницы хищников. Четыре процента недолюдей вольготно расхаживает среди нас, высматривая добычу пожирнее и обзаводясь подражателями, которые считают, что быть жестоким равно быть сильным. Быть крутым. Быть хозяином жизни.

Сами же агрессоры расценивают свое хищничество как… священную миссию. Дескать, природа создала их как «санитаров» человеческих «джунглей». И мы прислушиваемся к подобным сентенциям, не видя почему‑то, что за ними стоит непомерно раздутое нарциссическое самомнение. Тогда как куда более здравой мне кажется мысль о том, что человеческое сообщество не джунгли, а добрый и чувствительный человек не больная косуля, подлежащая уничтожению.

Исследователи с тревогой отмечают: на планете становится все больше людей с «душевной недостаточностью». И это чревато глобальными последствиями для всего человечества. Хищники разбивают наши сердца и калечат тела, опустошают наши счета в банке, сводят на нет наши достижения, сталкивают между собой народы, разрушают мир на Земле.

Но ограничить рост популяции хищников – в наших силах. Давайте перестанем их кормить! Своим невежеством, легковерием и наивным всепрощением. Своей любовью, терпением и страхом. Пусть умрут с голоду или перегрызут себя сами, оставив нам наш мир с его искренними чувствами, чистыми помыслами, вдохновением, красотой и созиданием. Да пребудет с нами сила.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: