Расчёт динамического фактора автомобиля Зил ММЗ 4502
Выполнил: ст.гр. МТА-11
Семенов Д.Г.
Проверил: старший преподаватель
Коликов М.И.
Новокузнецк, 2012
Автомобиль Зил ММЗ 4502
Выпускается Мытищинским машиностроительным заводом с 1975г. на базе автомобиля Зил-130. Кузов- цельнометаллический, прямобортный, с надставными бортами и разгрузкой назад, рассчитан для работы без прицепа.
Модификации: ЗИЛ ММЗ 45021-грузоподьемностью 5,8т, предназначен для работы без прицепа. ЗИЛ ММЗ 45022 и ЗИЛ ММЗ 45023 (газобаллонный)-грузоподъемностью 5,75т, наличие буксирного устройства и гидро- пневмо- и электроприводами для подключения соответствующих систем прицепов, предназначены для работы с прицепом общей массой до 8т.
Техническая характеристика автомобиля
Общая характеристика | ||
Название | Зил ММЗ 4502 | |
Разработчик и изготовитель | Завод имени Лихачева Мытищинский машиностроительный завод | |
Тип шин | 8.25-20 | |
Статический радиус шин | 508±5 | |
Масса-габаритные характеристики | ||
Полная масса, кг | ||
Грузоподъёмность, кг | ||
Допустимая масса прицепа, кг | ||
Длина, мм | ||
Ширина, мм | ||
Высота, мм | ||
Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики | ||
Двигатель | ЗИЛ 157Д, рядный, шестицилиндровый, 100х114,3мм | |
Рабочий объём, л | 5,38 | |
Порядок работы цилиндров | 1–5–4–2–6–3–7-8 | |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) | 110 (80.85) | |
Коробка передач | 5-х ступ. с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах | |
Передаточные числа коробки передач | 7,44; 4,10; 2,29; 1,47 з.х.-7,09 | |
Передаточные числа главной передачи | 6.32 | |
Сцепление | однодисковое сухое | |
Главная передача | двойная: пара конических шестерен со спиральными зубьями и пара цилиндрических | |
Подвеска | передняя | на двух продольно полуэллиптических рессорах; амортизаторы гидравлические, телескопические |
задняя | на двух продольно полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами | |
Максимальная скорость, км/ч | ||
Объём топливных баков, л | ||
Расход топлива на 100 км, л | ||
Радиус поворота, м | 8,9 | |
Тормозной путь со скоростью 50 км/ч |
Задача№1. Расчёт динамического фактора автомобиля
В данной задаче необходимо вычислить динамический фактор, выражающий удельную (приходящую на единицу веса) силу тяги автомобиля, которая может расходоваться на преодолении дорожных сопротивлений. Также будет необходимо построить динамическую характеристику автомобиля, указанную в задаче.
Динамический фактор определяется как разница между силой тяги на ведущих колёсах автомобиля и сопротивлением воздушной среду, отнесённых к весу автомобиля. Это выражается в следующих формулах.
а) - для гружёного автомобиля:
где сила тяги на колесе, Н;
сила сопротивления воздушной среды, Н;
полная масса автомобиля автомобиля, кг;
g – ускорение свободного падения, .
Полная масса автомобиля – сумма собственной массы автомобиля и массы груза в нём, масса водителя и пассажиров в кабине из расчёта 75 кг на человека.
Собственная масса автомобиля – масса автомобиля в снаряжённом состоянии без нагрузки. Слагается из сухой массы автомобиля, массы топлива, охлаждающей жидкости, запасного колеса (колёс), инструмента, принадлежностей и обязательного оборудования (огнетушитель, лента, дуги и т.д.) без массы водителя и пассажиров в кабине.
Сухая масса автомобиля – масса не заправленного и не снаряжённого автомобиля.
б) – для автомобиля в порожном состоянии
где собственная масса автомобиля.
Динамическая характеристика выражает зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля. Для построения этого графика необходимо заполнить таблицу.
Таблица №1. Таблица динамических характеристик
S, | V, км/ч | , об/мин | , % | , % | , Вт | , H | , H | ||||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | I ПЕРЕДАЧА | 6,55 | 3655,2 | 114,2 | 94,3 | 17448,25 | 40,833 | 0,2975 | 0,488 | ||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 6,55 | 3133,1 | 97,91 | 99,2 | 0,3653 | 0,5992 | |||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 6,55 | 2610,9 | 81,59 | 92,6 | 20,833 | 0,4098 | 0,6721 | ||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 6,55 | 2088,7 | 65,27 | 25253,81 | 13,333 | 0,4314 | 0,7076 | ||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 6,55 | 1566,5 | 48,95 | 60,3 | 26026,53 | 7,5 | 0,4447 | 0,7294 | |||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 6,55 | 1044,4 | 32,64 | 25227,91 | 3,3333 | 0,4311 | 0,7071 | ||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | II ПЕРЕДАЧА | 3,09 | 739,02 | 23,09 | 24,6 | 10619,55 | 7,5 | 0,1814 | 0,2975 | ||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 3,09 | 985,36 | 30,79 | 36,2 | 11720,36 | 13,333 | 0,2001 | 0,3282 | |||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 3,09 | 1231,7 | 38,49 | 47,7 | 12365,3 | 20,833 | 0,211 | 0,3461 | |||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 3,09 | 46,19 | 57,1 | 12324,72 | 0,2101 | 0,3447 | |||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 3,09 | 1724,4 | 53,89 | 12210,63 | 40,833 | 0,208 | 0,3412 | ||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | III ПЕРЕДАЧА | 1,71 | 681,62 | 21,3 | 5698,295 | 20,833 | 0,097 | 0,1592 | |||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1,71 | 817,94 | 25,56 | 28,3 | 6108,4 | 0,1039 | 0,1704 | ||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1,71 | 954,27 | 29,82 | 34,7 | 6419,832 | 40,833 | 0,109 | 0,1788 | |||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1,71 | 1090,6 | 34,08 | 41,1 | 6656,645 | 53,333 | 0,1129 | 0,1851 | |||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1,71 | 1226,9 | 38,34 | 47,5 | 6835,076 | 67,5 | 0,1157 | 0,1897 | |||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1,71 | 1363,2 | 42,6 | 6863,855 | 83,333 | 0,1159 | 0,1901 | ||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1,71 | 1499,6 | 46,86 | 57,9 | 6816,762 | 100,83 | 0,1148 | 0,1883 | |||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | IV ПЕРЕДАЧА | 797,22 | 24,91 | 27,3 | 3535,533 | 83,333 | 0,059 | 0,0968 | |||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 876,94 | 27,4 | 31,1 | 3661,508 | 100,83 | 0,0609 | 0,0998 | ||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 956,66 | 29,9 | 34,8 | 3755,694 | 0,0621 | 0,1019 | |||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1036,4 | 32,39 | 38,5 | 3835,391 | 140,83 | 0,0631 | 0,1036 | ||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1116,1 | 34,88 | 42,3 | 3912,953 | 163,33 | 0,0641 | 0,1051 | ||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1195,8 | 37,37 | 3971,539 | 187,5 | 0,0647 | 0,1061 | |||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1275,5 | 39,86 | 49,7 | 4022,802 | 213,33 | 0,0651 | 0,1068 | ||||
0,4572 | 4,92 | 6,32 | 1355,3 | 42,35 | 52,7 | 4014,708 | 240,83 | 0,0645 | 0,1058 |
Пояснения к таблице
1. - статический радиус шин под нагрузкой, м
2. – площадь лобового сопротивления
S=0,775·B·H, где
В, Н – габариты автомобиля - высота и ширина, м
3. - передаточное число главной передачи
4. - передаточные числа для каждой передачи
5. Скорость для каждой передачи (достаточно пяти значений). Значения скорости отличаются на 2 – 4 – 5 км/ч. Для первой передачи скорость определяем по формуле:
затем после динамического фактора, начальная скорость для последующих передач выбирается по графику.
6. - скорость вращения коленчатого вала двигателя при соответствующей скорости движения автомобиля, об/мин. Определяется для каждой передачи ( по следующей формуле:
где - передаточные числа главной передачи и коробки передач.
7. - отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя , к её же максимальному значению , %. Определяется для каждой скорости движения,
8. - отношения мощности двигателя к её максимальному значению, %. Расчёт производить с использованием метода интерполяции
, % | ||||||
, % |
9. - мощность двигателя, Вт:
где - максимальная мощность двигателя, Вт
10. - сила тяги, приходящаяся на одно колесо, Н:
где - КПД трансмиссии. Для автомобилей с одинарной главной передачей КПД принять равным 0,87÷0,9.
11. - сила сопротивления воздушной среды, Н. Зависит от скорости движения автомобиля V, км/ч; его лобовой площади S, ; коэффицента обтекаемости k, Н· (принять равным 0,6÷0,8)
12. Динамический фактор () для загруженного автомобиля:
где - сила тяги на колёса, Н;
- сила сопротивления воздушной среды, Н;
- полная масса автомобиля, кг;
- ускорении свободного падения, м/с2
13. Динамические факторы () для порожнего автомобиля:
где - собственная масса автомобиля, кг