Тема 4 Ведущие направления модернизации педагогического образования




План

1 Введение двухуровнего высшего профессионального образования.

2 Особенности и специфика четвертого поколения ФГОС ВПО.

3 Вариативность профессионального образования.

 

Введение двухуровнего высшего профессионального образования.

Смена политического строя в России в последнем десятилетии прошлого века привела к значительным изменениям в управлении экономикой и необходимости глубокой интеграции в мировое экономическое пространство, которое характеризуется высококонкурентной средой во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в образовательной сфере.

Для развития российской высшей школы государством была выбрана стратегия по расширению доступа граждан РФ к высшему профессиональному образованию, повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством внедрения системы ступеней высшего образования и применения системы учебных кредитов, аналогичной европейской (ECTS), выдача выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement).

Одним из принципов государственной политики в сфере образования является интеграция российской системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему, которая должна происходить при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Процесс гармонизации систем высшего образования стран Европы начался еще в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования, а в 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, которая заложила основу движения по построению единой образовательной среды в Европе и получило название Болонского процесса.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, став 34 страной-участницей уникального примера добровольного сближения образовательных систем разных стран, который стал возможным благодаря методам «мягкой» интеграции, принятым в Европейском союзе. Следует отметить, что этот процесс подразумевает проведение странами модернизации своих систем высшего образования в соответствии с определенными направлениями развития, в том числе внедрение двухуровневой системы образования, основывающейся на использовании системы зачётных единиц (академических кредитов), и введении докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня). Таким образом, формируется трехуровневая система высшего образования, имеющая отличия в зависимости от региона и представленная двумя доминирующими моделями.

Расширена автономия высших учебных заведений, которая позволяет внедрить систему кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета и накопления единиц трудоемкости образовательной программы. В 2004 году Министерством образования Российской Федерации была разработана и направлена во все вузы России «Методика расчета зачетных единиц для российских вузов». Эта методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS. С 2005 года Россия представляет на официальных встречах европейских министров образования Национальные доклады о реализации Болонского процесса.

В 2005 г. вышел приказ Минобрнауки "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы" и были утверждены "Перечень головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией" и "Перечень вузов, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией". Для обеспечения высокого качества образования Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Минобрнауки России прилагает усилия для согласования требований университетов Европейского Союза и высших учебных заведений России.

Согласно Федеральному закону от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» с 31 декабря 2010 года прекращен набор студентов на большинство направлений специалитета, а прием абитуриентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется по одной из соответствующих ступеней: бакалавр или магистр. Таким образом, в 2011 году начался массовый переход российских вузов на систему двухуровневого образования.

Предполагается, что создание единого образовательного пространства позволит национальным образовательным системам заимствовать лучшие практики, поэтому эти системы должны быть однотипными, состоять из единых образовательных циклов (бакалавриат – магистратура), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания получаемых квалификаций и т.д. По сути бакалавр - это законченное базовое высшее образование в той или иной сфере, имеющее общий практикоориентированный характер. Магистр - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В магистратуре углубленно изучается какое-либо направление профессиональной деятельности, причем не обязательно связанное напрямую с квалификацией, полученной в бакалавриате. Заканчивается обучение защитой магистерской диссертации. Таким образом, продолжить обучение в магистратуре могут выпускники, желающие совершенствовать свои профессиональные знания в каком-либо узком научном направлении. Кроме того, магистерская подготовка обязательно включает в себя научно-исследовательскую работу или практику и позволяет готовить специалистов высшей квалификации, склонных к аналитической деятельности.

Положительным моментом при внедрении двухуровневой системы образования является то, что после окончания бакалавриата выпускник может пойти работать, имея диплом о высшем образовании. В процессе своей работы выпускник вуза сможет определиться с тем, какое дальнейшее образование он хочет получить, какие практические навыки и знания у него есть, и хочет ли он получить специализированное образование в дальнейшем.

К отрицательным моментам можно отнести ограничение количества мест в магистратуру. Предварительные прогнозы позволяют сделать вывод, что в магистратуре будет обучаться не более 20 процентов бакалавров. Кроме того, введение двухуровневой системы образования потребует еще и структурной перестройки выпускающих кафедр многих крупных вузов, а также затронет учебно-вспомогательный персонал и практически весь профессорско-преподавательский состав, т.к. в связи с введением в действие федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, возникает необходимость переформирования состава кафедр из-за изменения учебной нагрузки преподавателей. Еще одним неоднозначным моментом является то, что переход на двухуровневую модель образования потребует от руководства вузов разработки или закупки нового программно-методического и информационного обеспечения основных образовательных программ, а также перестройки учебного процесса целого вуза. Особенно это касается высших учебных заведений, вводящих бакалаврские и магистерские программы обучения впервые.

Внедрение двухуровневой системы образования – это один из начальных этапов интеграции российской системы образования в европейскую. Дальнейшее продвижение требует разработки совместных с европейскими вузами международных образовательных программ. В тоже время состояние дел в российском образовании, с точки зрения анализа Болонского процесса, показывает, что лишь небольшое число российских вузов имеют совместные образовательные программы с университетами зарубежных стран, а практика выдачи совместных дипломов еще не получила достаточного распространения в российских университетах.

Несмотря на необходимость перехода на двухуровневую систему образования, в некоторых российских вузах сохранится и традиционная форма обучения. В основном это медицинские высшие учебные заведения и некоторые технические, по направлениям подготовки которых недостаточно 4 лет для освоения профессиональных навыков.

Особенности и специфика четвертого поколения ФГОС ВПО.

Состояние стандартизации высшего образования

Пришедшие на смену Государственным образовательным стандартам 2 поколения (ГОС 2) Федеральные государственные образовательные стандарты 3 поколения (ФГОС 3) введены в действие с 1 сентября 2011 года. Главной отличительной особенностью ФГОС 3 был фактический отказ от описания требований к минимуму содержания образовательных программ, как набору обязательных учебных дисциплин и дидактических единиц их составляющих, в пользу требований к результатам освоения образовательных программ, представленных в форме компетенций выпускников. Структура программ, установленная ФГОС 3, включала учебные циклы с указанием планируемых результатов обучения и разделы с установленной трудоемкостью освоения, выраженной в зачетных единицах. Вместо использовавшихся в ГОС 2 федерального, регионального и вузовского компонентов образовательной программы в ФГОС в каждом цикле выделены базовая и вариативная части. Результаты освоения вариативной части образовательных программ, согласно ФГОС 3, определялись вузом самостоятельно.

Введение в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 обусловило необходимость внесения изменений в действующие ФГОС 3 и разработку новой редакции стандартов, так называемых, ФГОС 3+.

Во ФГОС 3+ сохранен акцент на компетентностную форму представления результатов освоения программ, расширены права образовательных организаций в формировании структуры образовательных программ. Сделан определенный шаг по систематизации, укрупнению и унификации компетенций выпускников (общекультурных и общепрофессиональных) по областям образования. Требования ФГОС 3+ к структуре образовательных программ носят исключительно рамочный характер и включают три крупных блока: Дисциплины (модули), Практики и Государственная итоговая аттестация. В блоке Дисциплины (модули) выделены базовая и вариативная части с указанием интервала трудоемкости для их освоения. При этом дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы и являющиеся обязательными вне зависимости от ее направленности, определяются образовательной организацией самостоятельно.

В целях повышения государственной гарантии уровня и качества образования в ФГОС 3+ были детализированы требования к условиям реализации образовательных программ, включая требования к кадровому, учебно-методическому, финансовому обеспечению, научным публикациям, учебным площадям и т.п.

В настоящее время в формате ФГОС 3+ подготовлен 691 стандарт по направлениям и специальностям бакалавриата, магистратуры, специалитета и подготовки кадров высшей квалификации.

В соответствии с утвержденными Перечнями они разделены на 57 укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (далее укрупненные группы), которые, в свою очередь, объединены в 9 широких областей образования.

Основой объединения тех или иных направлений подготовки в одну укрупненную группу послужило наличие у них общего «предметного» (содержательного) ядра, сходные условия реализации образовательных программ (материально-технические, финансовые и др.).

Замена бывших в старом Перечне 29укрупненных групп на 57 позволила не только сблизить российскую и международную классификацию направлений, но и разделить некоторые проблемные укрупненные группы, сделав объединение направлений более логичным. Была решена также задача на первом этапе реформы сохранить все действующие направления и основные образовательные программы.

По всем направлениям подготовки бакалавриата выполнено разделение образовательных программ на программы прикладного бакалавриата и программы академического бакалавриата. Определяющим признаком отнесения образовательной программы к тому или иному типу является выбранный разработчиками программы основной вид профессиональной деятельности выпускников. Стандарты предоставляют существенную свободу образовательным организациям в формировании структуры и содержания образовательных программ.

Слабые стороны и недостатки

Поскольку ФГОС 3+ изначально вводился в формате изменения действующих стандартов (ФГОС 3), то по ряду позиций новая редакция стандарта сохранила присущие предыдущей версии недостатки:

· «привязка» стандарта к направлениям подготовки, обусловила их весьма существенное количество;

· сохранилась нечеткость формулировок и количественная избыточность результатов освоения программы (компетенций выпускников), их число в разных стандартах изменяется от 26 до 76;

· слабо выражена уровневая принадлежность результатов освоения программ (компетенций) и их преемственность на разных образовательных уровнях;

· связь заявленных результатов освоения программ с предполагаемыми областями, объектами и задачами профессиональной деятельности выпускников весьма условна;

· описательная часть областей объектов, задач и видов профессиональной деятельности часто излишне детализирована, содержит смысловые и текстуальные повторы, не всегда отражает специфику профессиональной деятельности.

Раздел ФГОС, посвященный оценке качества освоения образовательных программ, носит слишком общий, абстрактный характер.

Стандарты, отнесенные к направлениям, ограничивают возможности создания междисциплинарных образовательных программ.

Принципы разработки ФГОС 4

1. Переход к новому поколению стандартов должен исправить отмеченные недостатки предыдущих поколений стандартов, сохранив вместе с тем складывающуюся систему стандартизации высшего образования в части компетентностной формулировки результатов освоения программ, рамочного характера стандарта, расширения свободы действий образовательной организации, требований к обеспечению качества и ряде других положений.

2. Стандарты, как обязательные государственные требования к определенным уровням и специальностям, направлениям подготовки высшего образования, должны разрабатываться в соответствии с нормами образовательного законодательства и быть оптимально согласованы с другими нормативными правовыми документами Российской Федерации, Постановлений Правительства, приказов Минобрнауки. В соответствии с законодательством к нормативным правовым документам такого уровня отнесены положения о практике, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, порядок и форма проведения государственной итоговой аттестации и др.

3. Стандарты должны разрабатываться по укрупненным группам и сразу по всем уровням высшего образования с учетом требований к результатам образования каждого из них, на основе Уровня квалификаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Европейской рамки квалификаций и Европейской рамкой квалификаций высшего образования (Дублинские дескрипторы). Стандарты, соответствующие различным уровням одной укрупненной группы, объединяются в линейку стандартов по данной группе. Возможно включение в линейку стандартов среднего профессионального образования для обеспечения единого пространства профессионального образования.

4. Стандарты нового поколения будут разработаны на укрупненные группы, которые можно рассматривать как направления подготовки, и будут определять требования к образовательным программам бакалавриата, магистратуры, специалитета и подготовки кадров высшей квалификации. Таким образом, в случае соблюдения принципа непрерывности, будет разработано 57 линеек стандартов ФГОС 4.

5. Стандартом будут заданы общие для каждого образовательного уровня универсальные компетенции и общие для данной укрупненной группы общепрофессиональные компетенции.

6. В стандарте не содержится перечисление видов и задач профессиональной деятельности выпускников. Эти сведения формулируются разработчиками образовательных программ на основе профессиональных стандартов и примерных образовательных программ.

7. Выбранный разработчиками образовательной программы вид (виды) и задачи профессиональной деятельности выпускников будут определять отнесение образовательной программы к академическому или прикладному типу (при необходимости).

8. При успешном завершении образовательной программы (прохождении итоговой государственной аттестации, итоговой аттестации) выпускнику выдается диплом, подтверждающий получение соответствующего уровня высшего образования и квалификации отнесенной к соответствующей УГСН. Например, квалификация «бакалавр в области математики и естественных наук», тип образовательной программы: «академическая» или «бакалавр химической технологии», тип образовательной программы: «практико-ориентированная» (прикладная).

Предлагаемая структура ФГОС 4 (с учетом обязательных частей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»):

· Область применения стандарта. В разделе указывается образовательный уровень и укрупненная группа направлений, к которым относится стандарт.

· Концепция (основные цели) программ, реализуемых на разных уровнях высшего образования в данной укрупненной группе. В разделе содержатся требования к краткому описанию целей и задач образовательной программы, особенностям ее реализации, условиям приема и т.п.

· Требования к результатам освоения программ. Приводится обобщенный перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций.

· Требования к структуре программ. Требования к структуре программ должны сохранить рамочный характер. Введенные в ФГОС3+ «вилки» должны быть заменены нижним порогом «не менее…», либо процентным соотношением трудоемкостей отдельных блоков программы. Процентное соотношение дает возможность вводить, в случае необходимости, иные общие трудоемкости освоения программ высшего образования.

· Требования к условиям реализации программ. Требования к условиям реализации на данном этапе разработки соответствуют включенным в ФГОС 3+, но являются обобщающими для укрупнённой группы.

· Требования к обеспечению качества освоения программ. Раздел должен содержать требования к технологиям и инструментарию оценивания успешности достижения заданных результатов обучения, внутренним и внешним процедурам обеспечения качества образования.

Вариативность профессионального образования.

В настоящее время система высшего образования занимает значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. Образование этого уровня имеют 23 % населения России. В последние десятилетия в российском обществе наблюдается повышенный интерес к услугам высшей школы, что привело к значительному увеличению объемов высшего образования. Рост численности основных показателей высшего образования сопровождался переходом от унифицированной к вариативной модели, ориентированной на личность обучающегося, его потребности, возможности, запросы.

До начала процессов демократизации в России функционировали только государственные вузы, обучение в которых осуществлялось только на бюджетной основе. В конце прошлого века, наряду с бесплатным образованием, появилась возможность получения высшего образования на платной основе без прохождения жесткого конкурсного отбора. С одной стороны, это расширило возможность выбора индивидам уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. В конечном счете, снижение «порога» требований при поступлении в государственные вузы обеспечило доступность образовательных услуг для широких слоев населения и явилось основным импульсом резкого повышения спроса на образовательные услуги. Современная политика государства предполагает планомерное сокращение бюджетной формы обучения, поэтому ежегодно численность студентов, обучающихся в государственных вузах за счет внебюджетных средств, растет.

Дополнительный приток студентов в систему высшего образования стимулировал активное расширение сети высших учебных заведений, в том числе и за счет создания нетрадиционных видов и форм образовательных учреждений.

Рост численности государственного сектора высшего образования произошел, прежде всего, благодаря развитию сети филиалов и выделения их в самостоятельные учреждения. В 1993 году было всего 200 филиалов государственных вузов в стране, в 2008 году их стало уже 1393, а в 2012 году - 2100. Наибольший импульс данный процесс получил в период сложных экономических условий, когда мобильность

основной части населения страны была существенно ограничена. Единственной возможностью получения высшего образования для них стало обучение в филиалах вузов, которые активно создавались на территории всей страны, в том числе и небольших населенных пунктах. Очевидно, что данный процесс способствовал формированию сети малых вузов, которые преобладают в современной структуре высшего образования. Порядка 40 % вузов имеют численность студентов менее 1000 человек, основную часть из них составляют учебные заведения негосударственной формы собственности.

Высшие учебные заведения негосударственной формы собственности стали создаваться в России с 1993 г. Создание негосударственного сектора способствовало развитию конкуренции на рынке образовательных услуг. Индивид стал иметь возможность делать выбор между различными производителями образовательных услуг, т.е. выбирать формы обучения, методы работы педагогов, образовательные

программы, в том числе инновационные и авторские. Кроме того, в условиях перехода к рыночной экономике негосударственные вузы оказались более гибкими к структурным изменениям спроса на рынке труда, что позволило им за сравнительно короткий период времени занять значительную часть образовательного пространства. На сегодняшний день многие негосударственные вузы состоялись и заняли свою нишу в системе подготовки кадров высшего звена.

В последние годы на базе университетов и академий стали формироваться образовательные комплексы, объединяющие в себе нескольких вузов или учреждения разных уровней образования (ВУЗ-колледж, ВУЗ-лицей и др.). Укрупнение образовательных учреждений путем их интеграции позволяет улучшить материально-техническую базу и оснащение учебного процесса, повысить качество преподавательского состава, что, в конечном счете, приведет к повышению качества профессионального образования. С этой же целью в структуре высшей школы появились новые категории – федеральные вузы и национальные исследовательские университеты. На них возложена миссия локомотивов развития высшего образования России, выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования. Два вуза в России имеют особый статус и право выдавать дипломы собственного образца (МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет).

Безусловно, многообразие видов и форм образовательных учреждений

свидетельствует о многовариантности образования. Однако основными критериями, характеризующими вариативность образования, является многообразие реализуемых образовательных программ и многообразие форм их освоения. Современные высшие учебные заведения реализуют следующие виды образовательных программ:

- образовательные программы высшего профессионального образования (ООП);

- образовательные программы послевузовского профессионального образования;

- образовательные программы, направленные на подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной, научной и научно-педагогической деятельности.

Кроме того, они могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии. В результате современными вузами реализуется более 36 тысяч образовательных программ. По сравнению с 2000 годом их число выросло почти в 2 раза.

Интенсивное развитие видов профессиональной подготовки было вызвано, прежде всего, необходимостью открытия новых специальностей экономического, юридического и гуманитарного профиля, востребованных на современном рынке труда.

Кроме того, перечень образовательных программ существенно расширился в процессе перехода на многоуровневую систему подготовки кадров. В этот период высшее образование было дополнено различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня. Многовариантность современного высшего образования, предопределяет тот факт, что вузы, реализуя образовательные программы двухуровневой системы («бакалавриат-магистратура») продолжают осуществлять подготовку «дипломированных специалистов».

Общероссийский классификатор специальностей по образованию содержит (ОКСО) 28 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГС), которые содержат 175 направлений подготовки по уровню бакалавриата, 170 по направлению магистратуры с соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами. Перечень специальностей, утвержденный на уровне Правительства РФ, имеет 114 наименований, реализуемых соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Наибольшее количество специальностей в классическом образовании осталось в направлениях

«Культура и искусство, «Гуманитарные науки», «Здравоохранение».

Перечень подготовки направлений и специальностей высшего образования, разнообразие форм обучения создает индивиду условия найти образовательное учреждение, отвечающее его целям и потребностям. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы высшего образования могут осваиваться в различных формах: очной (дневной), очно-заочной (вечерней), заочной,

экстерната.

После вступления в силу No273-ФЗ «Об образовании в РФ новые формы организации образования: сетевая форма реализации образовательных программ и электронное (дистанционное) обучение. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. К последней категории

относятся организации, обладающие необходимыми ресурсами для реализации обучения, практики и т.д. (научные, медицинские, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.д.).

Сетевая форма обучения организуется преимущественно по перспективным (уникальным) образовательным программам, как правило, междисциплинарного характера в целях подготовки кадров для крупных отраслевых, научных и иных проектов, и позволяет:

- обеспечить подготовку кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;

- повысить качество образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;

- внедрить в образовательный процесс лучшие образцы отечественных и зарубежных практик с целью развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

Электронное обучение предполагает организацию обучения с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий. В основе электронного обучения, как правило, лежат дистанционные образовательные техноло-

гии (ДОТ). Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - к очной форме. Дистанционные образовательные технологии с использованием интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме оффлайн.

Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ. Во-первых, гибкость, так как студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте. Во-вторых, дальнодействие, которое предполагает, что обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания. В-третьих, экономичность, так как значительно сокращают расходы на дальние поездки к месту обучения.

Таким образом, формирование вариативной системы высшего образования в России происходило под воздействием множества социально-экономических факторов, структурной перестройки системы высшего образования, что и определило особенности ее современной структуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: