частной личности и государства




Поэма «Медный всадник» (1833)

История создания

Пушкин писал поэму с 6 по 31 октября 1833 г. в Болдине(во вторую болдинскую осень). Произведение сразу не было напечатано, т. к. Николай I потребовал переработать образ Петра и сцену бунта. Пушкин отказывается от публикации.

В 1837 г. поэма «Медный всадник» была опубликована с искажениями, цензурными купюрами и лишь в 1919 г. —полностью.

-Жанр — философская поэма

-Художественный метод — реализм

-Подзаголовок — «Петербургская повесть»

Композиция и сюжет

Предисловие

А. С. Пушкин описывает реальное наводнение 1824 г.:

«Происшествие, описанное в сей повести, основано

на истине. Подробности наводнения

заимствованы из тогдашних журналов »

Вступление

«На берегу пустынных волн» Петр I запланировал основать город, сковав в гранит Неву. «Прошло сто лет», и молодой Петербург превратился в прекрасную столицу с пышными дворцами, башнями, мостами. Повествователь выражает свою любовь к «Петра творенью» и подготавливает читателей к дальнейшим событиям: «Печален будет мой рассказ».

 

Главные герои

Петр I

Два лика Петра I

1) великая личность.

Петр во «Вступлении» живой и деятельный. С именем Петра связано начало реформ, преобразований в России. Петр — основатель прекрасной столицы, царь-труженик,

государственный деятель, патриот, мудрый правитель: «На берегу пустынных волн // Стоял он, дум великих полн, // И вдаль глядел». Он объединяет нацию (в его речи использовано местоимение «мы», а не «я»), думает о процветании всей империи

2) деспот-самодержец.

Петр в основном тексте предстает в образе Медного всадника

— статуи, памятника, неподвижного и окаменелого.

Медный всадник — олицетворение бесчеловечной государственности,

с презрением относящейся к проблемам «маленького

» человека.

Образ такого Петра появляется в конце первой части:

«Стоит с простертою рукою // Кумир на бронзовом

коне», и далее развивается во второй, обретая все более

эмоционально-оценочные характеристики: «Ужасен он

в окрестной мгле!», «мощный властелин судьбы», «державец

полумира», «горделивый истукан», «строитель чудотворный

», «грозный царь»

А. С. Пушкин не дает однозначной оценки деятельности

Петра I

 

Евгений

Два лика Евгения

1) потомок некогда знатного рода, а ныне бедный молодой

человек, зарабатывающий своим трудом, мечтающий

о собственном семейном счастье с любимой Парашей,

покорный судьбе.

До трагедии Евгений «молод и здоров, // Трудиться день

и ночь готов». «О чем же думал он? о том, // Что был он

беден, что трудом // Он должен был себе доставить //

И независимость и честь».

После катастрофы герой меняется:

«Он оглушен

Был шумом внутренней тревоги.

И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь ни человек,

Ни то ни се, ни житель света,

Ни призрак мертвый...»

2) обезумевший, сумевший пойти на бунт против великого императора, против власти.

Вернувшись во второй раз на Петрову площадь, но уже с новым знанием (ему, безумцу, понятны те смыслы, которые закрыты от других), вновь увидев памятник Петру, ответственному за гибель Параши, Евгений в порыве гнева выражает ему свой протест:

«Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..»

В образе Евгения присутствуют черты, типичные для «маленького человека» (бедность, забота о деньгах, мечты о счастье, волнение о близких, способность на внутренний протест и т. д.). Герой лишен индивидуальных черт, он один из многих.

 

Петербург

Два облика

1) Прекрасный европейскийгород, «юный град, //Полнощных стран красаи диво». Автор-повествовательвосхищен Петербургом:

«Люблю тебя, Петра

творенье, // Люблю твой

строгий, стройный вид»,

«Красуйся, град Петров,

и стой // Неколебимо как

Россия»

2) Искусственно созданный город,при строительстве которогопогибло много людей.Он не для частного человека;в нем заведомо не учтена жизнь. Это город, где сходят с ума (как позже герои Достоевского).

Петербург —город-мираж на болотах —противопоставлен Москве,естественно возникшей, однако

не столь пышной. Петербург является не просто пространством действия, а прямым участником конфликта

Нева — вольная стихия, закованная человеком в «гранитные

пределы», является частью города, практически действующим

лицом, как и Петербург. Бунтуя, она открывает

глазу то, что было тщательно сокрыто под внешней пышностью

и парадностью:

«Товар запасливой торговли, / Пожитки бледной нищеты,

/ Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища…

».

Бунт стихии порождает бунт человека.

Бедствие ассоциируется с «божьим гневом», наказанием.

Царь утверждает противоположность императорской и небесной

логики: «С божией стихией // Царям не совладеть». Любое насилие влечет возмездие

Конфликт:

частной личности и государства

Евгений — «маленькийчеловек», обезумевшийот открывшейся для него правды, столкнувшийся

с лицом государства, сумевший пойти на бунт, однако погибший в столкновении с бездушной властью

􀂜

Медный всадник — лицо государства, каменное, безжалостное. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, преследуя любого, помыслившего пройти против власти. Конфликт будет существовать, пока интересы личности не станут целью государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: