Лекция 5 Студентоцентристский и компетентностный подходы в системе высшего образования.




План

1 Студентоцентристский подход в системе ВПО.

2. Концепция компетентностно-ориентированного образования.

 

Студентоцентристский подход в системе ВПО.

Рассматривая социальный аспект проблемы качества образования, прежде всего, следует отметить, что система образования представляет собой социальный институт, призванный удовлетворять запросы общества и граждан. Одной из основных функций института образования является социализация молодого поколения, обеспечивающая не только преемственность культуры в широком смысле (в том числе и профессиональной), но и устойчивое развитие данного общества за счет смены поколений и инновационной деятельности молодежи. При этом следует учитывать мировые тенденции развития как образования, так и общества, чтобы «вписать» молодое поколение в социальные структуры, сделать его жизнеспособным в современном российском обществе.

В настоящее время, как справедливо отмечается многими учеными, наступила эпоха информационной цивилизации, где главной ценностью выступают уже не материальные блага, а обладание информацией и ее использование в социокультурной и производственной сферах жизни общества. В то же время резко возросла роль человеческого фактора, значимость субъектных качеств личности гражданина и специалиста, а, прежде всего, ответственность за свое саморазвитие и самореализацию.

В настоящее время в педагогической теории и практике выделяются два основных подхода к подготовке специалистов: студентоцентристский и компетентностный. Студентоцентристский подход рассматривается на основе социоцентристского и личностноцентристского (или антропологического).

Использование социоцентристского подхода в системе профессионального образования определяется, прежде всего, типом общества. Это может быть общинный тип социума (например, «развитой социализм»), т.е. там, где сохранение и устойчивое развитие социума обеспечивалось за счет совместной деятельности людей, объединенных единой целью (например, «строительством коммунизма»), а также способом деятельности и достижения цели или другими факторами. Здесь проявления индивидуальных особенностей каждой личности в совместной деятельности не требуется. Обществу нужны не творческие личности, а образованные специалисты, умеющие хорошо работать в коллективе (бригаде, цехе, отделе и т.д.).

Кроме того, социоцентристский подход следует соотнести не только с типом общества, но и с профилем профессии или специальности. Например, в сфере подготовки военнослужащих главное – это формирование необходимых социальных качеств и профессиональной квалификации, поскольку здесь не ставится задача развития творческого потенциала личности. То же самое можно сказать и про инженерные специальности и многие другие.

Использование личностноцентристского подхода в системе профессионального образования также, во многом, зависит от типа общества и его требований к личности специалиста. Например, развитие демократического общества, в большей степени, осуществляется за счет личностного потенциала и творческих способностей личности в различных сферах социально-значимой деятельности. Задача социализации специалиста не имеет такой же значимости, хотя и здесь совместное производство требует согласованных действий квалифицированных работников в реализации технологических процессов.

По отношению к профилю специальности личностноцентристский подход эффективно используется в подготовке специалистов творческих специальностей. Это особенно ярко проявляется в сфере художественного творчества, науке и др. Например, артисты, художники, ученые, конструкторы, дизайнеры – это, по большей части, специалисты с высоким творческим потенциалом и личностной спецификой профессиональной деятельности.

В то же время, как в первом, так и во втором подходах к образованию, общество определяет тип обучения (система образования здесь выступает как социальный институт) и несет ответственность за уровень подготовки специалиста, поскольку он является объектом образовательной деятельности. Конечно, сегодня в высшей школе формируются определенные субъектные качества специалистов, которые реализуются, как правило, во внеучебном процессе: система СНО, кружки по интересам, студенческое самоуправление и другие формы. Однако, в любом случае, студент не несет ответственности перед обществом за качество своего образования, поэтому его нельзя считать полноправным субъектом образовательной деятельности, поскольку за качество его образования в большей степени отвечает вуз и преподаватель. Это достаточно четко проявляется в процессах государственной аттестации вузов, где государство определяет способность вуза готовить специалистов в соответствии с требованиями ГОС.

Российское общество в настоящее время находится на переходном этапе своего развития, поэтому оно в значительной степени имеет неустойчивый характер. Особенно это проявляется в социально-политической и экономической сферах. Пока еще не достаточно четко определен общий вектор развития Российского государства, не определена социокультурная миссия России в развитии мирового сообщества. Поэтому здесь требуется особый тип личности, жизнеспособный в данном обществе, способный к саморазвитию и самореализации, а также социально активный по отношению к развитию социума. При этом специалист должен совмещать высокий уровень развития своего творческого потенциала и социализации во всех сферах его социальной жизнедеятельности с такой же социальной ответственностью за свое развитие, высокий уровень профессиональной подготовки. Кроме того, выпускник вуза, как полноценный гражданин, должен быть готов принять на себя ответственность за устойчивое развитие российского общества и государства.

В такой ситуации особенно возрастает социальная значимость системы образования как социального института по воспроизводству молодого поколения российских граждан и специалистов нового типа, способных эффективно работать в условиях нестабильности. Система образования в таком случае выполняет функцию социализации в социально-значимых сферах жизни общества, включая профессиональную, семейно-бытовую, гражданскую и другие сферы. Социализация выступает как освоение прошлого опыта данного социума, его культуры, в том числе и профессиональной, а также формирование у человека социально-значимых качеств личности, позволяющих ему успешно осуществлять свою жизнедеятельность и саморазвитие в современном обществе. В соответствии с этим, одной из главных задач системы образования является подготовка человека к жизни в данном обществе, к эффективной профессиональной деятельности, ориентированной на развитие этого социума. Поэтому качество образования в вузах следует определять не столько уровнем профессиональной подготовки, а оптимальным соответствием требованиям общества, профессионального сообщества и потребностям самой личности.

Следовательно, необходимо разрабатывать и внедрять в систему профессионального образования студоцентристский подход к подготовке специалиста, где студент становится полноценным субъектом образовательного процесса. Сам социальный субъект (индивид или социум) также формируется в процессе деятельности, осознавая при этом окружающий мир и самого себя, а также свое место в данном социальном сообществе.

В общем можно отметить, что принцип субъектности является одним из основополагающих практически во всех философских системах и характеризует, прежде всего, активную деятельность субъекта по отношению к своему бытию или во внешней социоприродной и в социокультурной среде.

Отсюда следует, что в качестве субъектных характеристик социального субъекта выступают не только активная деятельность по преобразованию природы и самого себя, но и его интересы, для реализации которых осуществляется эта деятельность, а также сознание и осознание самого себя как субъекта, т.е. самосознание. На личностном уровне у молодежи формирование субъектности обеспечивает ее устойчивость в социальной среде, что проявляется в ее жизнеспособности, развитии жизненных сил и конкурентоспособности во всех сферах социальной жизнедеятельности. Жизнеспособность можно рассматривать как одну из базовых характеристик проявления субъектности, поскольку она предполагает высокую социальную активность личности, направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя, в соответствии с заданными целями.

Уровнем субъектности, во многом, сегодня определяется конкурентоспособность молодых людей на современном избыточном рынке труда, особенно по специальностям социально-гуманитарного профиля. Поскольку молодежь – это социально-возрастная группа населения, которая находится в стадии своего социального и личностного становления, то в данной сфере для молодежи важными этапами будут: профессиональное самоопределение, профессиональное становление как специалистов в системе профессионального обучение и профессиональная самореализация на рабочем месте по избранной специальности. Активность личности здесь проявляется как на этапе осознанного выбора профессии, так и на этапе получения профессионального образования и квалификации определенного уровня, востребованного на рынке труда.

Профессиональная подготовка студента как будущего специалиста включает в себя профессиональную составляющую (соответствующие знания и умения), формирование профессионально важных личностных качеств (по видам профессий), а также профессиональную социализацию. Субъектный подход к образованию в данном случае будет ориентировать учебный процесс не на освоение различных компетенций, как это предполагается в соответствии с ориентацией образования на Болонский процесс, а на формирование у будущего специалиста соответствующих способностей: технологических, творческих, организаторских и других, необходимых специалисту для эффективного выполнения профессиональной деятельности.

Тенденция к снижению уровня патернализма по отношению к молодежи и к повышению ее субъектности проявляется в личностной и социальной активности, ответственности за свое саморазвитие, достижение определенного социального статуса и материального благосостояния в настоящее время все более возлагается на молодое поколение.

Рассматривая становление субъектности как процесс, можно выделить два аспекта, включая экзистенциальную субъектность и деятельностную субъектность. Первая из них направлена на развитие внутреннего мира молодого человека, его внутренней активности и психологических качеств, которые позволят ему стать жизнеспособным и реализовать себя как самостоятельного субъекта своей собственной жизни.

В структуру экзистенциальной субъектности личности необходимо включать и такой системный элемент как мировоззрение, определяющее смысложизненные приоритеты и социокультурную направленность саморазвития молодого человека. Кроме того, субъектность в данном аспекте обеспечивает психологическую устойчивость человека, развитие его индивидности за счет повышения уровня субъектной позиции по отношению к собственному бытию и саморазвитию.

Второй аспект – деятельностная субъектность. Она связана с проявлением жизнеспособности и жизненных сил субъекта во внешней социальной среде. Жизнеспособность можно рассматривать как имеющийся у социального субъекта потенциал жизненных сил в различных сферах их проявления. Она будет складываться из проявления жизненных сил человека, прежде всего, в эффективном выполнении социальных ролей и функций в соответствии с требованиями общества.

В процессе своего социокультурного становления молодому человеку для того, чтобы создать ресурс жизнеспособности, необходимо активно осваивать социальные роли через активное участие в различных видах социальной жизни, развивать свои задатки, формируя способности к соответствующим видам социокультурной деятельности. Человек во всех формах своего бытия выступает как субъект, поэтому здесь важную роль выполняет понятие «жизненная субъектность человека», которая определяется как «способность к удовлетворению его потребностей посредством активной деятельности в основных сферах общества».

В связи с этим, для достижения нового качества образования необходимо использовать студоцентристкий подход на основе субъектного в образовательном процессе, который рассматривается как познавательный процесс, где студент выступает полноправным субъектом познания и саморазвития как гражданин российского общества. Приоритетной здесь может быть поставлена цель формирования жизнеспособной личности в условиях развивающегося российского общества, развития субъектных качеств личности, ее социальной активности и ответственности за качество своего профессионального образования.

Концепция компетентностно-ориентированного образования

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: "компетенция" и "компетентность".

Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий "компетенция" и "компетентность", как не существует и единой, принятой всеми классификации компетенций.

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенции. Включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

То есть компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач/проблем.

Различают несколько видов компетенций: общие, предметные, надпредметные, профессиональные, надпрофессиональные и др.

Общими (ключевыми) компетенциями должен обладать каждый человек, уже сам термин указывает на то, что они являются "ключом", основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности, они используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. В европейском проекте "Определение и отбор ключевых компетенций" ключевые компетенции определяются как важные "во многих, жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества".

Конкретное наполнение понятия "компетенция" связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Таким образом, определено пять ключевых компетенций, которыми "должны быть оснащены молодые люди":

Компетенции общие (базовые, универсальные, ключевые)
политические и социальные способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно
связанные с жизнью в многокультурном обществе уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий
относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией важны для работы и социальной жизни, так как людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком
связанные с возрастанием информатизации общества Владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон. Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ
способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни

 

Современная педагогика содержит большое количество различных подходов: системный, традиционный, комплексный, личностно - ориентированный и др. Компетентностный подход в профессиональном образовании является из всех перечисленных выше подходов наименее разработанным.

Свое начало компетентностный подход в профессиональном образовании ведет с начала восьмидесятых годов двадцатого века. Вначале был применен не термин "компетентностный подход в профессиональном образовании", а понятие компетентности. Под компетентностью понималось какое - либо освоенное умение или знание предмета. С течением времени это понятие расширилось, и в педагогику вошел компетентностный подход в профессиональном образовании.

Если рассматривать образование человека в контексте его социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы знаний, накопленных человечеством, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами ОУ. Причём компетенции можно понимать и шире, а именно как освоение тех или иных форм мышления и деятельности. Тогда смысл образования человека, состоит в освоении им какой - либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств, позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовывать себя как "Я" и быть успешным в данном обществе. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции "усвоения знаний", а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего образования (в том числе и предметного обучения).

Нормативно переход на компетентностно-ориентированное образование в России закреплен в 2001 г. в Концепции модернизации российского образования и Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. В Федеральной целевой программе развития образования среди основных направлений обозначено приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. Одним из механизмов успешного решения поставленных задач рассматривается введение в системе профессионального образования образовательных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода.

Новые стандарты образования предполагают и компетентностно- ориентированный подход, а значит проектные методы обучения, апробацию различных форм работы, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты обучения самих обучающихся.

Требования ФГОС к результатам обучения (в том числе к осваиваемым видам профессиональной деятельности, компетенциям, практическому опыту, умениям и знаниям) являются обязательными для выполнения, во ФГОС уже зафиксирован перечень общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по профессии. Определены следующие общие компетенции:

ü Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

ü Организовывать собственную деятельность;

ü Анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы;

ü Использовать информационно- коммуникационные технологии, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ü Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Для каждой профессии определены и профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности.

В чём причина такого интереса к компетенциям и придания им в современном образовании центрального места?

В первую очередь это связано с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой информации, но и к её быстрому старению, постоянному обновлению, что приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет, и чтобы быть успешным, человеку приходится не только менять место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности, зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Соответственно претерпели серьёзные изменения и требования к сотрудникам. Мало быть специалистом, надо ещё быть хорошим сотрудником. Место эффективно справляющегося со своими обязанностями исполнителя занял образ работника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределённых ситуациях, умеющего работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

Компетентностно-ориентированное образование предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности педагогов, в способах оценивания образовательных результатов обучающихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции "усвоения знаний".

Принципиально изменяется и позиция педагога. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем "объективного знания", которое он пытается передать студенту. Его главной задачей становится мотивировать студентов на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность студентов, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создаёт условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций.

Внедрение модели образования, ориентированного на результат, требует совершенствования как систем управления, методической работы, так и подходов к конструированию урока, его содержанию, разработке и внедрению компетентностно-ориентированных заданий. При этом важная роль отводится контрольно-измерительным материалам, предполагающим отслеживание результатов не только знаниевого уровня, но и компетентностного, так как в соответствии с изменившимися требованиями к промежуточной аттестации контрольная работа больше не может являться формой промежуточной аттестации дисциплин, поэтому компетентностно-ориентированные задания должны иметь практическую направленность, социальную и личную значимость, соответствовать уровню образования. Эффективным является решение компетентностно - ориентированных заданий (КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации.

Социально-экономические преобразования и формирование свободных рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности, появление конкуренции на рынке труда требуют изменений в сфере профессиональной подготовки специалистов.

В новой концепции развития образования России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее развитие личности, освоение и реализацию студентами ключевых функций, социальных ролей, компетенций в контексте нового подхода. Отсюда ещё более возрастает роль учебной практики (производственного обучения). Она должна быть максимально приближена к условиям современного производства. Успешность профессиональной деятельности выпускников образовательного учреждения обусловлена переходом от процесса получения общетеоретического профессионального образования к формированию комплекса профессиональных навыков, востребованных в трудовой деятельности в условиях свободного рынка.

Соответственно программы учебно-производственных практик должны ориентироваться на непрерывное повышение таких характеристик, как квалификация и уровень подготовки, которые являются составными частями профессиональной компетентности, которая обеспечивается приобретением профессионального опыта работы в процессе поэтапного прохождения всех видов учебных практик.

Одной из острых проблем компетентностного образования является проблема учебника. За исключением некоторых, очень немногих, новых учебных книг, ни один учебник не ориентирован специально на реализацию компетентностно-ориентированного подхода. Поэтому построение занятий по учебнику, на основе текстов, вопросов и заданий, содержащихся в нем, в условиях компетентностного подхода оказывается совершенно непригодным. Чаще всего требуется принципиально иной отбор содержания, включая вопросы и задания. Учебник, конечно, может использоваться, но лишь как одно из вспомогательных учебных или справочных пособий. Более соответствует компетентностному подходу использование одновременно двух-трех учебников различных авторов по одному и тому же курсу. Это позволяет учащимся сопоставлять и анализировать различные авторские подходы к изложению одной и той же темы.

Компетентностный подход в подготовке специалистов позволяет сформировать такие способности и умения как:

· конкурентоспособность;

· уметь использовать знания по смежной специальности;

· уметь на научной основе организовывать свой труд;

· уметь использовать современные информационные технологии.

Компетентностный подход, конечно, требует совершенствования образовательных технологий. Но именно в современных условиях он является одной из гарантий качества образования.

Подводя итог можно сказать, что компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты. На основе компетентностного подхода к организации образовательного процесса происходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: