Предмет прокурорского надзора определен в ст. 32 Закона о прокуратуре и включает следующее.




1. Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом. Законность нахождения лиц в указанных местах оценивается с учетом законности их водворения и содержания, а также освобождения, соблюдения сроков пребывания в этих местах.

Законным водворение и содержание лица считается тогда, когда для этого имеются оформленные в соответствии с требованиями закона соответствующие документы: протокол задержания; постановление (определение) суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера или мер воспитательного воздействия; обвинительный приговор.

Сроки содержания в указанных местах устанавливаются уголовно-процессуальным, административным законодательством (сроки задержания, сроки содержания под стражей, ареста) либо приговором суда.

 

Для каждого задержанного и заключенного под стражу сроки его пребывания под стражей персонифицируются в процессуальном документе, служащим основанием для его водворения в соответствующие учреждения (протоколе задержания, постановлении, определении, приговоре). Проверяя соблюдение сроков нахождения лица в учреждении, прокурор ориентируется на те сроки, которые указаны в названных процессуальных актах.

В предмет надзора входит также законность освобождения лица из места лишения или ограничения свободы. Для этого должны быть соответствующие основания, которые указаны в ст. 172 УИК: отбытие срока наказания, отмена приговора суда с прекращением дела производством; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; помилование или амнистия, тяжелая болезнь или инвалидность, иные основания, предусмотренные законом.

2. Соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, - еще один элемент предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

Лица, находящиеся в изоляции в соответствующих органах и учреждениях, тем не менее не лишаются основных конституционных прав, обеспечение защиты которых, безусловно, входит в предмет надзора прокурора. Однако эти лица, будучи участниками в сфере пенитенциарных отношений, наделяются специальными правами и обязанностями, которые тоже находятся под защитой прокуратуры в рамках рассматриваемой отрасли надзора. Эти права и обязанности закреплены федеральными законами. Права подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, закреплены в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ст. 17-26, 36), права и обязанности лиц, которые осуждены но приговору суда, предусмотрены УИК (ст. 10-15).

Обеспечение строго соблюдения и исполнения этих прав и обязанностей как со стороны администрации поднадзорных объектов, так и со стороны лиц указанной категории и составляет содержание предмета прокурорского надзора.

3. Составной частью предмета надзора является соблюдение порядка и условий содержания лиц в местах лишения и ограничения свободы.

В своей совокупности порядок и условия образуют режим, который устанавливается в местах содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Он регламентируется федеральными законами и конкретизируется ведомственными нормативными правовыми актами, издаваемыми по линии ФСИН России, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, в чьем подчинении находятся соответствующие органы и учреждения.

Составляющими режима являются правила, обеспечивающие охрану и изоляцию лиц указанной категории, постоянный надзор за ними, применение профилактического и дисциплинарного воздействия, физической силы, специальных средств и оружия. Установленное законодательством РФ материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение указанных лиц тоже охватывается понятием режима.

Строгое соблюдение режима является непременным условием обеспечения соблюдения прав и обязанностей лиц, находящихся в изоляции, а также решения задач, стоящих перед администрациями соответствующих органов и учреждений.

4. Законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, тоже входит в предмет рассматриваемой отрасли надзора. В соответствии с предметом надзора прокуроры осуществляют контроль за соблюдением порядка и условий исполнения таких видов наказания, как штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, ограничение по военной службе, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

5. Прокуроры осуществляют систематический надзор за соответствием действующему законодательству нормативных актов, издаваемых администрациями поднадзорных объектов: приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей. И в случае несоответствия этих актов закону прокуроры обязаны незамедлительно их опротестовывать.

Пределы прокурорского надзора. Вне пределов рассматриваемой отрасли находится ОРД, проводимая в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и в исправительных учреждениях уголовно-исправительной системы. Законность осуществления ОРМ, проводимых оперативными подразделениями указанных учреждений, входит в предмет другой отрасли - прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы проводят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных их сотрудниками, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами. Законность этой деятельности входит в предмет другой отрасли прокурорского надзора - надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Не входит в предмет рассматриваемой отрасли оценка судебных решений (приговоров, определений, постановлений), являющихся основанием для водворения лиц в места лишения и ограничения свободы и их освобождения. Законность, обоснованность и справедливость таких решений оспаривается в рамках другого направления прокурорской деятельности - участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: