Вопрос 2. Служба скорой медицинской помощи. Организация работы медицинских формирований при чрезвычайных ситуациях




Вопрос 1. Планирование и организация оказания медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях

В решении задач защиты, сохранения жизни и здоровья населения в чрезвычайных ситуациях решающее значение имеет четко организованное медицинское обеспечение при возникновении катастроф природного и техногенного характера.

Медико-санитарное обеспечение населения в ЧС представляет совокупность мероприятий по охране здоровья населения и поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия в очагах катастроф, на маршрутах и этапах эвакуации населения и районах его расселения (отселения), по своевременному оказанию экстренной медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации и лечению с целью уменьшения случаев летальности, инвалидизации и восстановлению трудоспособности. Медико-санитарное обеспечение населения в ЧС включает в себя лечебно-эвакуационные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые службой медициныкатастроф при ликвидации медико-санитарных последствий при возникновении ЧС.

В системе лечебно-эвакуационных мероприятий предусматривается оказание первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лечение пораженных и больных в зависимости от вида и масштаба ЧС, характера медико-тактической обстановки, наличия и состояния готовности сил и средство службы медицины катастроф.

Санитарно-гигиенические мероприятия проводятся в зоне ЧС, на путях и этапах медицинской эвакуации пораженных и больных, в районах расселения людей, эвакуируемых из очагов катастроф, и должны обеспечивать санитарно-гигиеническое благополучие при организации питания, водоснабжения, размещения, труда и отдыха персонала, занятого на спасательных работах при ликвидации последствий в ЧС, а также населения, пораженных и больных.

Противоэпидемические мероприятия проводятся с целью предупреждения возникновения эпидемических очагов, а при их возникновении - локализации и ликвидации очагов инфекционных заболеваний.

Планирование лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий осуществляется путем обработки согласованного с соответствующими ведомствами органами здравоохранения и службами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций документа - плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Основным принципом планирования медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях является преемственность на всех уровнях. А также единое понимание организации и тактики проведения лечебно-эвакуационных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении стихийных бедствий, аварий и катастроф, вспышек массовых инфекционных заболеваний.

План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС отражает содержание и объем проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий прогнозируемых ЧС в масштабе всей территории, отдельных городов и районов и является исходным документом для определения потребностей и финансирования, медицинского снабжения, материально-технического и транспортного обеспечения планируемых мероприятий.

Цели планирования:
· повышение оперативной готовности службы медицины катастроф;
· наиболее рациональное распределение и использование кадров медицинских работников и организация их целевой подготовки к выполнению функциональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций;
· обоснованное с учетом необходимой достаточности, создание и подготовка медицинских формирований, коечной сети в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий при возникновении ЧС;
· организация управления силами и средствами службы медицины катастроф на основе разработанного плана медико-санитарного обеспечения населения и с учетом конкретной обстановки при возникновении ЧС.

Основанием для планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС является задание и приказ вышестоящего органа управления здравоохранения по подчиненности. Задание является нормативным документом, определяющим количество и состав создаваемых сил и средств службы медицины катастроф, и выдается в письменной форме за подписью должностного лица, уполномоченного на его выдачу.
В приказе на организацию планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС определяется состав группы разработчиков и сроки разработки планирующих документов, порядок их согласования и представления на утверждение, сроки экспертной проверки реальности отработанного плана и внесения в него соответствующих корректив.

План отрабатывается в 3-х экземплярах, которые хранятся: первый экземпляр - в органе управления здравоохранения административной территории (УЗО), второй - в территориальном центре медицины катастроф, третий - в ЛПУ.

Вопрос 1. Планирование и организация оказания медицинской помощи населению в ЧС (продолжение)

Структура и содержание плана
План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС отрабатывается на карте с приложением пояснительной записки и карт организации медико-санитарного обеспечения по каждой наиболее вероятной чрезвычайной ситуации (землетрясения, химической аварии, радиационной аварии и др.) На карту могут наноситься другие данные, отражающие особенности данной территории, службы медицины катастроф.

В пояснительной записке отражаются:
- Выводы из прогнозируемой медико-тактической обстановки, возможные санитарные потери населения, выход из строя медицинских учреждений, потери медицинского персонала, влияние обстановки на организацию медико-санитарного обеспечения населения.
- Краткая характеристика органов и учреждений здравоохранения территориального и ведомственного подчинения, являющихся базой создания службы медицины катастроф. Дислокация органов и учреждений здравоохранения, в том числе и ведомственного подчинения.
- Задачи службы медицины катастроф с учетом прогнозируемой обстановки и имеющихся возможностей по созданию ее сил и средств.
- Силы (формирования, учреждения, подразделения) службы медицины катастроф территориального и ведомственного подчинения с указанием сроков приведения их в готовность.
- Организация снабжения созданных формирований и медицинских учреждений (коечной сети) медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом, кровью и ее препаратами.
- Организация транспортного обеспечения формирований и учреждений службы медицины катастроф, в соответствии с проводимыми службой мероприятиями.
- Организация защиты персонала службы медицины катастроф от воздействия поражающих факторов при возникновении чрезвычайных ситуаций. При планировании (в зависимости от прогнозируемой медико -тактической обстановки) эвакуации лечебно-профилактических учреждений отрабатывается расчет транспорта для их эвакуации.
- Организация материально-технического, продовольственного снабжения формирований и учреждений службы медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий (с указанием порядка технического обслуживания транспорта, снабжения горюче-смазочными материалами, продовольственными товарами и водой, средствами связи, вещевым и другим имуществом).
- Организация взаимодействия территориальной службы медицины катастроф с органами управления, учреждениями и формированиями здравоохранения ведомственного подчинения, имеющимися в границах территории, с силами гражданской обороны объектов.
- Организация управления силами и средствами службы медицины катастроф с указанием органов управления, сроков приведения их в готовность, порядка представления донесений.

План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях подписывается руководителем центра медицины катастроф, согласовывается с заинтересованными органами управления ведомств, участвующих в ликвидации ЧС, и утверждается руководителем органа управления территориального здравоохранения.

На организацию системы ЛЭО влияют следующие основные условия:
· вид катастрофы;
· размеры очага поражения;
· количество пораженных;
· характер патологии;
· степень выхода из строя сил и средств здравоохранения в зоне катастрофы;
· состояние материально-технического оснащения СМК;
· уровень подготовки кадров;
· наличие на местности опасных поражающих факторов (РВ, АХОВ, пожаров) и др.

Пли планировании учитывается то, что потребность в госпитализации пораженных с механической травмой составит до 35%,а с ожоговой - до 97%. При катастрофах 20% поступает на 2-й этап медицинской эвакуации в состоянии шока.
В квалифицированной и специализированной медицинской помощи на втором этапе эвакуации 25-30% пораженных будет нуждаться в неотложных по жизненным показаниям лечебно-профилактических мероприятиях.

Для 65-70% пострадавших с механической травмой и ожогами и до 80% терапевтического профиля квалифицированная медицинская помощь является завершающим видом.

На втором этапе медицинской эвакуации в лечебных учреждениях, расположенных за пределами очагов катастроф (с учетом вероятной структуры санитарных потерь) в специализированной медицинской помощи и лечении до полного исхода будут нуждаться следующие категории пораженных:
- с повреждениями органов головы, шеи, позвоночника и периферических нервных стволов;
- с механическими повреждениями опорно-двигательного аппарата;
- с повреждениями органов груди, живота и таза;
- с ожогами кожных покровов;
- с лучевой болезнью, с отравлениями (АХОВ) и бактериальными токсинами;
- инфекционные больные, в том числе с особо опасными инфекциями;
- с расстройствами психической деятельности и др.

Таким образом, четко организованное медицинское обеспечение согласно разработанному плану позволяет решать задачи по защите, сохранению жизни и здоровья населению при возникновении катастроф природного и техногенного характера.

Вопрос 2. Служба скорой медицинской помощи. Организация работы медицинских формирований при чрезвычайных ситуациях

Организация работы бригад скорой помощи в очаге поражения
Традиционно бригады службы скорой помощи являются медицинскими работниками первого контакта в чрезвычайных ситуациях и в подавляющем большинстве случаев, первыми обеспечивают оказание экстренной медицинской помощи пострадавшему населению, так как первый телефонный звонок свидетелей ЧС "103".

После срабатывания системы оповещения, дополнительно подключаются другие министерства и ведомства, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС - МЧС, МВД, медицинские формирования гражданской обороны, министерства обороны и т.д. При ЧС природного и техногенного характера меняется вся система организации помощи, возникают новые задачи, от которых зависит эффективность экстренной медицинской помощи пострадавшему населению. Оптимальным организационным вариантом оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе, является соблюдение правила "золотого часа".
Прежде всего, меняется организация непосредственной работы бригад СМП, по принципу "бригада-контингент пострадавших", а не "врач-пациент".
Возникает необходимость взаимодействия СМП с другими подразделениями здравоохранения и привлечения всего резерва служб спасения.
Перераспределение ресурсов играет немаловажную роль при несоответствии между повседневным наличием и возникающей в них потребностью при чрезвычайных ситуациях. Алгоритм организационных мероприятий в первые минуты, после произошедшей ЧС, поможет бригадам СМП принять наиболее оптимальное решение на первом этапе спасения массового количества пострадавших.

Диспетчерская служба по приему и передаче визитов, немедленно связывает старшего врача смены с лицом, сообщившим о ЧС. Устанавливается достоверность информации, причина, характер и размеры чрезвычайной ситуации. Особое внимание необходимо уделить точному адресу и номеру телефона, по которому поступило сообщение и по которому в настоящее время поддерживается связь.

Старший врач смены связывается с главным врачом станции СМП, определяет, в его отсутствие, количество выездных бригад, необходимых для каждой конкретной ситуации.

Примерные нормативы количества бригад:
· количество пострадавших 3 человека: 2 бригады (1 БИТ);
· от 3 до 5 пострадавших: 3 бригады (1 БИТ);
· 6-10 пострадавших: на каждых 5 человек 3 бригады;
· свыше 50 пострадавших: на каждых 10 человек 5 бригад.

Диспетчерская служба может направить на место ЧС любую свободную бригаду, находящуюся в данный момент времени в непосредственной близости от очага поражения, к примеру, линейную бригаду, возвращающуюся из стационара после госпитализации пациента. Ресурсы бригады могут быть ограничены (медикаменты, расходное имущество частично использованы при обслуживании визита). Диспетчер конкретизирует задачи для данной бригады и сообщает врачу о дополнительном выделении второй бригады, которая направляется из центра (станции, подстанции СМП).

Вторая бригада (БИТ) укомплектовывается дополнительным имуществом:
· укладка для массовой травмы,
· носилки санитарные для размещения пострадавших на период ожидания эвакуации,
· запас воды и расходного имущества.

В случае массовых отравлений (химические, пищевые), острых заболеваний вышеприведенные нормативы сохраняются, при условии обязательного использования соответствующих специализированных бригад и бригад интенсивной терапии. При поступлении сигнала о крупном пожаре и отсутствии данных о количестве пострадавших, целесообразно выделение 2 бригад и врача линейного контроля. После уточнения данных о ЧС и направления к очагу поражения проинформированных о необходимости персональной защиты бригад, старший врач смены немедленно оповещает о случившемся главного врача СМП.

Вступает в действие система оповещения других лиц в соответствии с планом взаимодействия. По плану предварительной готовности на место ЧС выезжает бригада линейного контроля с задачей оценки медицинской обстановки, координацией действий работающих бригад СМП и дополнительной информацией в вышестоящие органы управления здравоохранением, через диспетчерскую службу.

Диспетчер СМП предупреждает ответственных дежурных врачей стационаров и отдел госпитализации, о примерном количестве и профиле пораженных, направляемых для экстренной госпитализации. Ведет учет пострадавших в соответствии с докладами бригад.

Отдел госпитализации на основании имеющихся данных о свободном коечном фонде в больницах и специализированных центрах вносит коррективы в процесс эвакуации пострадавших из зоны бедствия:
· Определяет профиль стационаров.
· Регулирует равномерное поступление пострадавших в ЛПУ.
· Подключает специализированные центры к лечебно-эвакуационному обеспечению пострадавшего населения.
· Конкретизирует пути подвоза ресурсов и эвакуации пострадавших для бригад СМП, как на участке от очага поражения до стационара, так и при доставке непосредственно в стационар (раздельные потоки носилочных и ходячих в разные корпуса конкретного ЛПУ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: