Термины и определения
Гостиничная деятельность – деятельность юридических лиц и ИП, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения, по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению и обслуживанию граждан.
Развитие гостиничного бизнеса начинается в Америке. В России впервые появляются гостиные дворы.
Средство размещения – здания (и сооружения) различных типов и видов приспособленные специально для приема и ночевки временных лиц или постоянных клиентов с различным уровнем сервиса.
- помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организацией, различной организационно-правовой формы и ИП для временного проживания потребителей (ОКУН).
Коды ОКВЭД – 55.1 общероссийский классификатор внешнеэкономических видов деятельности.
Предприятие гостиничного типа – объект, состоящий из номеров, количество которых превышает определенный минимум (7-10), сгруппированных в классы и категории в соответствии с услугами и стандартами страны, имеющие единое руководство и предоставляющие разнообразные гостиничные услуги (гостиница, мотель, гостиница квартирного тип, клубы-отели, пансионаты, пляжные и курортные гостиницы…).
Гостиница – сложный хозяйственный и имущественный комплекс, предназначенный для производства и предоставления услуг (гостиничного продукта).
- дом с меблированными комнатами дл кратковременного проживания туристов, предназначенный и оборудованный для предоставления гостям комплексных услуг, связанных путешествием, размещения, проживания, информационного и бытового обслуживания, активного отдыха и др.
Категория гостиницы – основана на комплексе требований (критерии оценки) к зданиям, материально-техническому оборудованию, номенклатуре качеству предоставляемых услуг, уровню проживания. Категории обозначаются звездой.
Гостиный двор – предприятие, отличающееся от отелей упрощенным стандартом обслуживания, меньшей вместимостью, отсутствием ряд помещений для встреч и пребывания гостей (холлов, вестибюлей, гостиных).
Обязательно наличие бара или ресторана.
Мотель – гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги. Придорожный отель, в котором кроме комфортабельных номеров, автотуристам предоставляются места для стоянки машин с соответствующим обслуживанием.
- комплекс придорожного обслуживания, включающий гостиниц, автостоянку, автосервис, предприятие питания, а иногда и автозаправочную станцию.
Апарт-отель – отель, состоящий из квартир, цена которых не зависит от числа проживающих в нем гостей.
- рассчитан на самообслуживание, в т.ч. на самостоятельное приготовление гостям еды, поэтому в номерах обязательны кухни с необходимым инвентарем.
Меблированные комнаты – предприятия гостиничного типа, где сдаются внаем постоянным жильцам недорогие комнаты с обстановкой, чаще всего без питания.
Пансион – предприятие размещения, получившее широкое распространение в мировой практике.
- проживание в пансионе обходится дешевле, чем в гостиницах. Он не попадает под категории звездности, т.к. не обязан соответствовать стандартам, это свободная фирма. Традиционный пансион отличается небольшим количеством комнат и обычно рассчитан на проживание до 10-20 человек.
Ботель – небольшая гостиница на воде, в качестве которой может использоваться соответствующим образом оборудованное судно.
Флотель – плавающая гостиница на воде, специально оборудованное судно. Кроме комфортабельных номеров. Здесь туристам предоставляется большой набор услуг активного отдыха.
- такие гостиницы оборудованы также залами для конгрессов, библиотеками, помещениями для временных офисов и средствами оперативной связи.
- гостиницы на воде – зафрахтованные комфортабельные суда.
Ротель – передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными номерами – спальными отсеками, в которых имеются помещения для переодевания, общая кухня и общий туалет.
Акватель – стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство, и используется в качестве гостиницы.
Кемпинг – лагерь для авто- мотто- велотуристов обычно расположенный в загородной местности.
4 этап развития гостиничного дела:
· До начала 19 века – предыстория гостиничного дела
· Начало 19 века – начало 20 века – зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг
· Начало 20 века – до 2 мировой войны – массовое появление предприятий гостинично-ресторанного сервиса
· осле окончания 2 мировой войны – массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества.
Первые туристы:
· нищие
· паломники
· воины
· торговцы
· купцы
Караван-сараи – первые средства размещения для путников
Катагогии – частные заезжие дворы
Пандокеи – государственные заезжие дворы
Хоспиции – гостиницы при монастырях
Инны, странноприимные дома монастырей – (типовые дорожные гостиницы), имеющие на 1 этаже таверну и конюшню, служебные и хозяйственнее помещения, а на верхних этажах – спальни, выходящие в прямоугольный внутренний двор и соединенные крытой галереей.
Ямы (ямбы) – первые постоялые дворы России (почтовые станции, располагались один от другого на расстоянии конного перехода)
Трактирные дома – предоставление услуг питания, размещения, развлечения.
Кабаки – крупнейшие и наиболее массовые заведения, услуги питания, размещения, развлечения.
Дилижансы – большая карета общего пользования для перевозки пассажиров и почты.
Монастырские подворья – большие по площади средства размещения для большого количества паломников.
Постоялые дворы – предоставление услуг размещения и питания, конюшни, развлечения.
Гостиные дворы – ночлег, питание, складские, хозяйственные помещения, торговые площади для собраний и увеселительных мероприятий.
В Москве гостиные дворы:
· англицкий
· свейский
· греческий
· армянский
В Нижнем Новгороде:
· немецкий
· голландский
1891 в Лондоне – создание синдиката гостиниц
1895 в Париже – образование союза хозяев гостиниц
Классификация гостиниц – определение по разрядам гостиниц в зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования предприятия, уровня комфортности номеров и общественных помещения, предоставляемых услуг.
В 1952 г разработан первый проект единой международной системы классификации
1) Международный союз официальных туристских организации (МСОТО) – предшественник ЮНВТО
2) Международная гостиничная ассоциации (МГА)
3) Международная торговая палата (МТП)
Три категории гостиниц в зависимости от:
· оборудования
· уровня комфорта
· предлагаемых услуг
с 1985 года по поручению 6 Генеральной ассамблеи ВТО начала работу по гармонизации гостиничной классификации
Классификация ВТО
Гостиницы и аналогичные предприятия Гостевые дома, мотели, отели, | Коммерческие и социальные средства размещения Туристские базы, молодежные гостиницы, туристские гостиницы, туристские деревни, бунгало, предприятия социального туризма и др | Специализированные средства размещения Лечебные гостиницы, лагеря труда и отдыха, транспортные средства размещения, горные отели | Частные средства размещения Частные жилища, арендованные комнаты в частных домах, арендованные помещения у частных агентов, размещение у родственников и знакомых и др |
В 1989 году Секретариат ВТО выпустил рекомендации «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями.
Рекомендации Всемирной Туристской организации (ЮНВТО)
«звезды не может получить отель, в котором меньше 10 номеров, отсутствует электричество, круглосуточное снабжение горячей и холодной водой и двери не закрываются изнутри, отели, в которых на пять номеров приходится меньше одного туалета и нет телефонии на каждом этаже»
Существует 3 группы классификации гостиниц:
· стандартная международная (ЮНВТО) и европейская классификация средств размещения (EUHS)
· Внутригосударственная классификация – набор требований и нормативов обязательных для выполнения средствами размещения конкретного государств в зависимости от класса.
· Национальная система – действует на территории какой-либо административной единицы.
В международной практике (по ЮНВТО) принята стандартная классификации средств размещения, в соответствии с которой все средства размещения делятся на
· коллективные средства размещения
1) гостиницы и аналогичные заведения – состоят из номеров, имеют единое руководство, сгруппированы в классы и категории, предоставляют определенные услуги, включая обслуживание в номерах, ежедневную заправку постелей и уборку санузла (гостиницы, мотели, придорожные гостиницы, гостиницы при аэропортах, конгресс отели и т.д._
2) специализированные – имеют единое руководство, предоставляют минимум обычных услуг (не включая ежедневную заправку постелей), не состоят из номеров, но, возможно, состоят из единиц типа жилища, площадок для кемпинга коллективных спальных помещений. Занятые в каком-либо виде деятельности помимо предоставления размещения, например, лечение… (лечебные гостиницы, здравницы, санатории, лагеря труда и отдыха, дома охотника и рыбака, размещение в коллективных средствах транспорта поезда, яхты, приюты и хижины)
3) прочие коллективные заведения – объединяют жилища, предназначенные для отдыха, единое управление, сдаются за плату или предоставляются на иных условиях. (комплексы домов и бунгало, площадки для палаток, автоприцепов)
· индивидуальные средства размещения (средства размещения общей площадью спальных помещений 500 кв.м.)
1) собственные жилища
2) арендуемые комнаты
3) арендуемые жилища
4) размещение у родственников и знакомых.
Классификация на основе:
· различий в гостиничном продукте
· размера
· типа владения
· уровня комфорта
· месторасположения
· продолжительности работы
· обеспечении питанием
· продолжительности пребывания
· уровня цены
· функционального назначения
Классификация по уровню комфорта
Комфорт - информационный, экономический, эстетический, бытовой, психологический.
По размеру
· малые (до 150 номеров)
· средние (до 299 номеров)
· большие (до 600 номеров)
· мега-отели (от 600)
По ценам
· бюджетные (35-55 долл.)
· экономичные (55-85)
· средние (85-120)
· первоклассные (120-195)
· апартаментные (195-350)
· фешенебельны (350-900)
По режиму эксплуатации
· круглогодичные
· сезонные
· смешанные
По форме собственности
· государственные
· муниципальные предприятия, в собственности города
· акционерные общества
· ведомственные гостиницы
· гостиницы, принадлежащие общественным организациям
· совместные предприятия с участием иностранного капитала
· частные
· непосредственное владение или присоединение. 2 основные структуры: независимые гостиницы и гостиничные цепи.
По продолжительности пребывания
· для длительного пребывания
· для кратковременного пребывания
1) транзитные
2) гостиницы делового назначения
3) гостиницы дл отдыха (курортные..)
на семинар: 1) классификация средств размещения (япония) по странам, в определенной стране (историческая справка, когда кто организовал (сеть, классиф), критерии оценки, классификация по отелям и кол-ву номеров(есть ли такой критерий) в каких странах отели, каких типов и вводов данные отели, основание создания классиф в стране)
2) гостиничные сети. (историческая справка, как формировалась, последовательность, по каким критериям отбор в сеть, стоимость вступления в сеть, виды (покупается бренд или..) в каких странах, кол-во отелей, тип вид класс средства размещения)
На 10-12 минут презентация
20.09.11
Распределение средств размещения
|
|
|
|
|
| ||||||
| |||||||
| |||||||
Флайтель – гостиница, оборудованная посадочной площадкой для вертолета, небольшим аэродромом, диспетчерским пунктом и связью с метеорологической станцией.
Боатель – гостиница для туристов, использующих для передвижения плавсредства индивидуального пользования. Представляет возможность техобслуживания плавсредства.
|
Социальные средства размещения: дом ребенка, приют, пансионат для ветеранов, интернат
Молодежные средства размещения: хостел, лагерь труда и отдыха, молодежный лагерь, детский оздоровительный лагерь, спортивный лагерь (база, комплекс).
Индивидуальные средства размещения (схема попадает под длительное проживание): частные дома (коттеджи, дачи, виллы, квартиры в аренду и в наём), размещение у родственников, меблированные комнаты.
Загородные средства размещения: дом охотника, дом рыбака, турбаза, дом лесника, туристический приют, заимка, туристический комплекс, коттеджи, дачи, кемпинги.
На следующую пару: Составить схемы по понятию мини отель, какие средства размещении включает, какое кол-во номеров должно быть, какое количество услуг должно быть.
Нормативная документация
средств размещения
Закон о защите прав потребителя.
Закон регулирует отношения между исполнителем и потребителем услуги. Любой потребитель может востребовать свои средства, если исполнитель не выполнил свои обязательства. Пример: если не пользовалась завтраком, то стоимость проживания должна быть снижена. В отеле 2 прейскуранта: один с питанием, другой без питания. Услуга навязанной быть не должна.
Общие положения:
Статья 1 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей.
Статья 2 Международные договоры Российской Федерации.
Статья 3 Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
Статья 4 Качество товара (услуг, работы)
Статья 5 Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).
……