Таблица 1. Административная ответственность




Под налогообложением понимается процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

К элементам системы налогообложения следует отнести:

- все виды налогов (федеральные, региональные, местные), поименованные в Налоговом кодексе;

- юридические конструкции налогов, установленные частью второй Налогового кодекса и законами о конкретных налогах;

- бухгалтерский и налоговый учет для целей налогообложения;

- учет налогоплательщиков.

Налоговая система Российской Федерации имеет ряд особенностей. Прежде всего, они объясняются федеративным устройством государства. В главе 1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.

Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Согласно ст.12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 НК РФ "объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога".Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Перечень объектов не является исчерпывающим. В актах законодательства о налогах и сборах могут содержаться иные, помимо перечисленных в ст.38 НК РФ, основания, с наличием которых у плательщика возникает обязанность по исчислению и уплате налога.

В соответствии с принципом однократности налогообложения каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Традиционно свое наименование налоги и сборы получают именно по экономическому основанию - налог на прибыль, сбор за право торговли, налог на имущество, земельный налог, налог на доходы физических лиц и т.д.

Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Главная функция налоговой базы - выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база не просто параметр, а параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой размер (величину) объекта налогообложения в единицах налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно. Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ.

Остальные физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Для налога на добавленную стоимость налоговая база выступает в качестве стоимостного показателя облагаемых хозяйственных операций.

Общие положения о порядке определения налоговой базы по НДС закреплены в ст. 153 НК РФ.

Налоговые органы вправе проверить правильность применения цен:

• по сделкам между взаимозависимыми лицами;

• товарообменным (бартерным) операциям;

• внешнеторговым сделкам;

• сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

При отклонении цен на товары (работы, услуги) более чем на 20% от их рыночных цен налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пеней, исходя из рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

При определении налоговой базы в стоимость товаров (работ, услуг) не должен включаться НДС.

В НК РФ предусматривается два метода учета налоговой базы - кассовый и накопительный.

При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п.

При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

Рассматривая вопрос налогового контроля следует учитывать естественное желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей, что затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений – государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который в конечном счете обеспечил бы надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.

Очевидно, что для охраны своих имущественных интересов в налоговой сфере государство должно, во-первых, создать специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы; во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых изъятий в соответствующий бюджет.

Этим целям служит налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Основными элементами налогового контроля являются:

· субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);

· объект контроля;

· формы и методы контроля;

· порядок осуществления налогового контроля;

· мероприятия налогового контроля;

· направления налогового контроля;

· техника и технология налогового контроля;

· категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;

· периодичность и глубина налогового контроля;

· и другие.

Уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

1) правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

2) проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;

3) проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;

4) правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;

5) выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):

· налоговые проверки;

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

· проверки данных учета и отчетности;

· осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· другие формы.

Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное действие умышленно или по неосторожности.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (административная ответственность) и Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) (уголовная ответственность).

Кроме налоговых санкций ст. 75 НК РФ за задержку уплаты налога и сбора предусмотрено взимание пени. Пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) от неуплаченной суммы — недоимки — взимается за каждый календарный день просрочки платежа. Пеня рассматривается как компенсация потерь государства при неуплате сумм налога в установленные сроки.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и другого имущества налогоплательщика.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном, а с физических лиц — в судебном порядке.

Таблица 1. Административная ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа нарушений Виды нарушений Виды санкций (размер штрафа) Основание
Нарушение сро­ка постановки на учет в нало­говом органе Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет 5000 руб. Ст. 116 НК РФ, ст. 15.3 КоАП РФ
От 5 до 10 М РОТ (на должностных лиц)
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет на срок более 90 дней 10 000 руб.
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет при одновременном ведении деятельности От 20 до 30 МРОТ (на должностных лиц)
Уклонение от постановки на учет в налого­вом органе Ведение деятельности без постановки на учет до трех ме­сяцев 10% от полученных доходов, но не менее 20 000 руб. Ст. 117 НК РФ
более трех месяцев 20% от полученных доходов, но не менее 40 000 руб.
Нарушение сро­ка представле­ния сведений об открытии и закрытии счета Нарушение срока представления в налоговый орган ин­формации об открытии или закрытии счета в банке 5000 руб. Ст. 118 НК РФ, ст. 15.4 КоАП РФ
От 10 до 20 МРОТ (на должностных лиц)
Непредставле­ние налоговой декларации Непредставление в установленный срок налоговой декларации по истечении установленного срока ее представления до 180 дней 5% суммы налога за каждый месяц (не более 30% данной суммы и не менее 100 руб.) Ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ
От 3 до 5 МРОТ (на должностных лиц)
    более 180 дней 30% суммы налога и 10% суммы налога за каждый месяц, начиная со 181 -го дня    
Грубое наруше­ние правил учета Грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение налогового периода одного 5000 руб. Ст. 120 НКРФ  
более одного 15 000 руб.  
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода при занижении налоговой базы 10% от суммы неуплаченного на­лога, но не менее 15 000 руб.  
Неуплата на­лога Неуплата налога в результате занижения налоговой базы неумышлен­ная 20% от неуплаченных сумм налога Ст. 122 НКРФ  
умышленная 40% от неуплаченных сумм налога  
Невыполнение налоговым аген­том обязанно­сти по удержа­нию налогов Не перечисление налога налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей пере­числению Ст. 123 НКРФ  
Несоблюдение порядка ис­пользования арестованного имущества Несоблюдение порядка владения, пользования и распо­ряжения имуществом, на которое наложен арест 10 000 руб. Ст. 125 НКРФ  
Группа нарушений Виды нарушений Виды санкций (размер штрафа) Основание  
Непредставле­ние сведений для налогового контроля Непредставление в срок доку­ментов и сведений для осуще­ствления налогового контроля в налоговые органы 50 руб. за каждый документ Ст. 126НКРФ, ст. 15.6 КоАП РФ  
налоговому органу сведений о налого­плательщике 5000 руб.  
    в налоговые, тамо­женные органы и ор­ганы государствен­ного внебюджетного фонда от 1 до 3 МРОТ (на граждан); от 3 до 5 МРОТ (на должностных лиц)    
    в налоговые органы должностным лицом органа, осуществля­ющего государствен­ную регистрацию, выдачу лицензий, нотариусом от 5 до 10 МРОТ    
Ответствен­ность свидетеля Неявка без уважительных причин свидетеля по делу о налоговом правонарушении 1000 руб. Ст. 128 НК РФ  
  Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний 3000 руб.    
Отказ от участия в проведении налоговой про­верки, дача лож­ного заключения Отказ эксперта, переводчика или специалиста от учас­тия в проведении налоговой проверки 500 руб. Ст. 129 НК РФ  
Дача экспертом ложного заключения, осуществление переводчиком ложного перевода 1000 руб.    
         
Неправомерное несообщение сведений Несообщение лицом сведений, которые оно должно сообщить налоговому органу в течение календарного года первый раз 1000 руб. Ст. 129.1 НКРФ  
повторно 5000 руб.    
Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса Нарушение порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы или порядка регистрации изменений количества этих объектов первый раз трехкратный размер соответствующей ставки налога на игорный бизнес Ставка налога на игорный бизнес  
                         

 

Таблица 2. Уголовная ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа нарушений Виды нарушений Виды санкций Основание  
Уклонение от упла­ты налогов путем непредставления налоговой декла­рации физическим лицом в размере крупном Штраф от 100 до 300 тыс. руб. или в раз­мере зарплаты за период от 1 до 2 лет, либо арест на 4—6 мес., либо лишение свободы на срок до 1 года Ст. 198 УК РФ  
особо крупном Штраф от 200 до 500 тыс. руб. или в раз­мере зарплаты за период от 1,5 до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет  
организа­цией совер­шенное в крупном размере Штраф от 100 до 300 тыс. руб. или в раз­мере зарплаты за период от 1 до 2 лет, либо арест на срок 4—6 мес., либо лише­ние свободы на срок до 2 лет Ст. 199 УК РФ  
группой лиц по предваритель­ному сговору в особо крупном размере Штраф от 200 до 500 тыс. руб. или в раз­мере зарплаты за 1—3 года, либо лише­ние свободы на срок до 6 лет с лишени­ем права заниматься определенной деятельностью или без такового  
Неисполнение обязанностей на­логового агента в размере крупном Штраф от 100 до 300 тыс. руб. или в раз­мере зарплаты за 1 —2 года, либо арест на срок от 4 до 6 мес, либо лишение свободы на срок до 2 лет Ст. 199.1 УК РФ  
    особо крупном Штраф от 200 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты за 2—5 лет либо лишение свободы на срок до 6 лет  
Сокрытие денежных средств в крупном размере, за счет ко­торых должна быть взыскана недоимка Штраф от 200 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты за период 1,5—3 года, либо лишение свобо­ды на срок до 5 лет Ст. 199.2 УК РФ
Уклонение от уплаты таможенных платежей совер­шенное в крупном размере Штраф от 100 до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты за 1—2 года, либо обязательные работы 180—240 ч, либо лишение свободы на срок до 2 лет Ст. 194 УК РФ
группой лиц по предваритель­ному сговору в особо крупном размере Штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты за 1—3 года, либо лишение свободы на срок до 5 лет
                   

Литература

Основная

1. Дубоносов, Е.С. Судебная бухгалтерия - М: Юрайт, 2010.

Дополнительная

1. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2007.

2. Налоговое право: учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2010. С. 142;

3. Налоговое право России. Особенная часть: учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М., 2011.

4.Парыгина В.А., Тадеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. - Ростов н/Д, 2011.

Нормативные акты

1. Кодекс об административных правонарушениях РФ. М., 2013

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013)

3. Уголовный кодекс РФ. М., 2013.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: