Тема 9 Риски в инновационной деятельности ВУЗа




План:

1. Риски в инновационной деятельности.

2. Степень влияния внутренних рисков на управление вузами.

3. Цели и задачи инновационной деятельности вуза.

 

Риски в инновационной деятельности.

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования.

Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

При выборе проекта, оценке его эффективности обязательно следует учитывать факторы неопределенности и риска. Инновационность связана с неопределенностью экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

Нужно помнить, что риск инновационной деятельности тем больше, чем более локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.

Вопросы управления рисками занимают одно из важнейших мест в управлении хозяйственной деятельностью различных организаций. Несмотря на специфичность рынка вузовских услуг, названные вопросы не обходят стороной и высшие учебные заведения. Главной задачей управления рисками вуза является обеспечение оптимального отношения между желаемым уровнем риска и необходимыми для этого денежными затратами. Таким образом, система управления рисками вуза призвана обеспечить соответствующий механизм преодоления вызванных ими проблем, а составляющими этой системы следует считать процедуры принятия решений в случае наличия риска и выбор методов его снижения или избежания, определение ответственных лиц, информационную систему управления рисками, систему внутреннего контроля.

Изучению внутренних рисков посвятили свои труды А. Сигал, С. Салыга, А. Таркуцяк, Т. Боголиб, В. Гельман, Э.А. Уткин и другие. Однако, несмотря на широкий спектр исследований, проведенных в названной выше области, остается недостаточно освещенным вопрос оценки степени влияния внутренних рисков на управление вузом.

Анализ известных подходов к классификации внутренних рисков позволяет сделать вывод о том, что многие авторы сходятся во мнении, указывая среди названных рисков:

– организационные;

– операционные;

– финансовые;

– инвестиционные;

– кадровые.

При этом самой сложной и наиболее важной группой внутренних рисков авторы называют кадровые риски. С этим вполне можно согласиться, так как именно о того, насколько мотивирована деятельность персонала, насколько компетентен персонал в выполнении своих должностных обязанностей, зависит не только решение текущих и краткосрочных задач, но и реализация долгосрочных стратегических целей вуза, а также и его конкурентоспособность.

Степень влияния внутренних рисков на управление вузами.

Управление внутренними рисками вуза – это один из важнейших вопросов, которые необходимо решать руководству высшего учебного заведения. С ростом конкуренции на рынке образовательных услуг необходимо, чтобы состояние внутренней среды образовательного учреждения было как можно более оптимальным. Для этого важно осуществлять непрерывный мониторинг всех внутренних механизмов вуза и, оценивая ситуацию, своевременно распознавать влияние внутренних рисков на эффективность управления высшим учебным заведением.

Все вышеописанные манипуляции по мониторингу, распознаванию и оценке влияния рисков так или иначе являются составными элементами системы управления рисками.

Управление рисками вуза необходимо базировать на общепринятых подходах, специфике образования, конкретной классификации рисков и угроз вузов.

Для более глубокого анализа механизмов управления рисками вузов возьмем для рассмотрения элементарные внутренние риски вузов, т.е. конечные вершины «бинарного дерева».

Риск нехватки оборотных средств относится к внутренним финансовым рискам вузов. Источником этого риска выступают денежные средства, которые находятся в обращении.

Денежные средства от платы студентов за образовательные услуги поступают в вузы неравномерно (оплата может производиться одним платежом в начале получения услуги или два раза в год), при этом затраты на функционирование вузов осуществляются постоянно. При неправильной управленческой финансовой политике вузов и возникает возможность недостатка оборотных денежных средств в те периоды, когда студенты не производят плату за обучение. Если условием возникновения риска выступает нехватка средств в обращении, то отрицательными последствиями для вузов становится потребность в кредитах и займах для восстановления баланса денежных средств в обращении. Рациональное управление денежными средствами в обращении предполагает их оптимизацию, исходя из потребностей заведения. Одной из основных задач управления ДС в обращении является обеспечение их источниками финансирования. Таким образом, на первый план выходят методические и практические вопросы управления процессами анализа, формирования и рационального использования оборотных средств.

Финансово-экономическая политика учебного заведения должна обеспечить равномерное распределение расходов учреждения, учитывая неравномерные поступления денежных средств, создавать соответствующие резервы на определенные обязательные потребности и расходы (предусмотренные и непредусмотренные) учреждения образования, адекватно, опираясь на показатели и прогнозы общеэкономической ситуации в стране, рассчитывать сумму оплаты за обучение. Важно правильно определить сумму оплаты за весь период обучения и распределить ее или по курсам равными долями, или планомерно – увеличивая каждый год. Также необходимо учитывать вариант преждевременной оплаты студентом всего периода обучения. В таком случае надо правильно направлять потоки получаемых ДС. Возможными вариантами являются депозитные вклады, инвестиции в долгосрочные проекты вузов, выдача сертификатов на обучение. Необходимо эффективно распределять и осуществлять вложения ДС так, чтобы они обеспечивали потребности заведения в течение обучения студента в вузе и приносили максимальную прибыль.

Следующий вид внутренних финансовых рисков – инвестиционный риск, который для вузов прежде всего связан с инновационной деятельностью учреждения. Инновационная деятельность вузов – это организация учебно-научно-инновационного процесса в четырех основных направлениях: образовательном, научно-исследовательском, административно-управленческом, научно-техническом. Управление инвестиционными рисками включает в себя следующие: выявление инвестиционных рисков; оценку и анализ выявленных рисков, выявление причин возникновения рисков, разработку мероприятий по уменьшению влияния выявленных рисков или по их устранению; экономическое обоснование разработанных мероприятий; реализация разработанных мероприятий. Выполнение вышеперечисленных этапов позволит повысить эффективность управления инвестиционными рисками.

Специфичным внутренним риском вуза является риск потери контингента, который можно классифицировать как операционный. Это факт, что основными и единственными потребителями услуг вуза являются студенты. Абитуриенты – это будущие студенты, то есть те, кто формирует потенциальный контингент вуза. Последнее время проблема нехватки абитуриентов является одной из важнейших проблем вузов, причины которой могут быть различными: демографическая ситуация в стране. Особенно эта проблема ощутима для всех учреждений высшего и специального образования с 2008 г., когда резко уменьшилось количество абитуриентов, то есть детей, родившихся в кризисные 1990-е годы. Рождаемость, начиная с 1990-х годов, падала, и поэтому вузы, больше среди других сфер услуг, зависят от этого влияния; политика со стороны государства; финансовая несостоятельность населения в получении образования по высокой цене (неформатные клиенты).

Вышеперечисленные факторы сокращают количество абитуриентов к минимуму и заставляют вузы усиливать конкурентную борьбу за каждого абитуриента.

Последствия данного вида риска сказываются на всех видах деятельности вуза, а прежде всего, на финансовом состоянии.

Очень важным для вузов является правильный механизм управления приведенным видом риска, т.е. механизм выживания в условиях конкуренции. А именно, правильная рекламная и PR-политика заведения, постоянные маркетинговые исследования рынка образовательных услуг, профориентационная работа, нацеленная на определенные категории (для 1 курса – старшие классы, для 2–3 курсов – выпускники техникумов и колледжей, для переквалификации, программ «специалист», «магистр» – лица, которые уже имеют высшее образование, для людей с особыми потребностями – возможности дистанционного образования). Необходимо проведение целевой работы с приведенными категориями: для учащихся – работа с родителями на родительских собраниях в школе и на предприятиях, проведение поощрительных программ для поступающих, оказание помощи и консультации в определении будущей специальности – бесплатные школы по различным направлениям при факультетах, психологическая помощь. Важно участие вузов в целевых мероприятиях – выставках, ярмарках; информативная, доступная, содержательная реклама вузов, электронная информация о вузе на собственном сайте, сайтах школ и др.; взвешенный и адекватный уровень цен заведения; поощрительные меры: презентации, видео, мастер-классы, тренинги.

Важным фактором в конкурентной борьбе между вузами государственной и негосударственной форм собственности является имидж заведения, который определяется качеством выполнения учебным заведением своих задач, величиной спроса на услуги вуза и степенью востребованности его выпускников на рынке труда. То есть необходимо формировать позитивный имидж, который должен быть адекватным, оригинальным, пластичным, направленным на конкретного адресата. Усилия руководства вуза по поддержке его положительного имиджа должны охватывать все сферы деятельности вуза, каждый этап этого развития. При этом для различных целевых групп структура имиджа и приоритеты важности тех или иных его элементов должны быть разными.

Есть ряд немаловажных условий сохранения контингента студентов, среди которых можно отметить: высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав; корректная и толерантная работа деканатов, кафедр, административного персонала учреждения, ориентированная на индивидуальный подход к каждому студенту; создание условий для профессионального саморазвития студента как будущего специалиста, среди которых свободный выход в Интернет, методическое обеспечение, предоставление баз практики, консультации преподавателей, научные конференции, семинары, круглые столы, библиотечная база и другое; социальная адаптация студентов и их культурная деятельность: обеспечение насыщенной «студенческой жизни», конкурсы, предоставление необходимых видов помощи: медицинской, психологической, юридической, обеспечение общежитием иногородних, наличие мест на базах отдыха во время студенческих каникул и другое; система отсрочек и рассрочек при оплате обучения для студентов, обучающихся на коммерческой основе, льгот для одаренных и социально незащищенных слоев. Соблюдение всех приведенных выше требований в политике учреждения значительно снизит риск оттока студентов из вузов, а соответственно, не снизит поступления в вузы денежных средств и нагрузок для преподавателей.

Рассматривая риски, нельзя не упомянуть кадровый риск, который является очень важным в деятельности вуза, учитывая специфику образования. Образовательные услуги, предоставление которых происходит в вузах, формируют основной кадровый, интеллектуальный потенциал страны, и обеспечивать ее должны высококвалифицированные профессионалы – преподаватели вузов. Качественный и эффективный кадровый потенциал вузов является ключевым звеном системы высшего образования.

Управление процессом подготовки, формирования и функционирования научно-педагогических кадров предусматривает создание и постоянное совершенствование соответствующей системы. Одним из важных условий деятельности вуза является наличие работников, имеющих ученые степени и звания. При потере кадрового состава преподавателей с учеными званиями возникает кадровый риск. Указанные угрозы, а также новые требования к подготовке специалистов современного уровня потребуют и новых подходов к кадровой политике вузов для успешного управления трудовыми и кадровыми рисками вузов. Выделим основные из них:

– отбор опытных научно-педагогических работников;

– отбор и подготовка молодых ассистентов кафедр, содействие их поступлению в аспирантуру, сочетание педагогической и научной деятельности;

– обеспечение профессионального роста научно-педагогических работников;

– создание экспертно-квалификационной комиссии, которая анализирует состояние кадрового состава на всех уровнях, координирует отбор и прием на работу научно-педагогических работников, их стажировки и повышения квалификации, формирует кадровый резерв и др.;

– предоставление возможности научно-педагогическим работникам получать почетные звания университета: Заслуженный преподаватель, Заслуженный профессор, Заслуженный изобретатель и др.;

– стимулирование повышения квалификации научно-педагогических кадров, научных исследований, достойной заработной платы.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: внутренние риски существенно снижают эффективность управления вузом. Очаги формирования рисков могут возникать как в кадровой политике вуза, так и при осуществлении формирования контингента студентов, инвестиционной деятельности. Большинство рисков внутренней среды вуза прямо или косвенно в конечном итоге оказывают нежелательное воздействие на финансовый потенциал высшего учебного заведения и его конкурентоспособность. Для успешного осуществления образовательной деятельности вузу необходимо своевременно распознавать риски и повышать эффективность управления ими. С этой целью важно использовать выше описанные рычаги воздействия на внутренние риски.

 

Цели и задачи инновационной деятельности ВУЗа.

 

В настоящее время инновационная деятельность высшего учебного заведения рассматривается как главное условие модернизации образовательного процесса и экономики, систематического обновления её материально-технического потенциала и является одним из основных факторов повышения эффективности в работе ВУЗа. Поэтому наиболее эффективным направлением развития образовательного процесса является инновационный путь. Инновационная деятельность в вузах получает статус основного вида деятельности (наравне с образовательной и научной) и является необходимым условием стратегического развития вуза.

Инновационный путь развития страны, а именно такая задача в последние годы стоит перед страной, предполагает инновационный подход в образовании, а это, в первую очередь, опережающая подготовка высококвалифицированных кадров для научно-технической сферы и наукоемких отраслей промышленности, «способных не только генерировать технические идеи, но и претворять их в жизнь». По мнению специалистов, сегодня инновационный подход в образовании – это веление времени, альтернативы ему нет. Он предопределяется быстрым устареванием знаний, интенсивной информатизацией общества, постоянной модернизацией содержания преподаваемых дисциплин, активным внедрением в образовательный процесс результатов научно-исследовательских работ. Инновацией в образовательном процессе следует считать введение нового в содержание (методы, методики, технологии, формы) обучения, которое вносит значительные изменения характера познавательной деятельности и стиля мышления у учащихся, формирование у них инновационных компетенций.

В вузе инновационная (развивающая) деятельность должна быть направлена:

· на существенное повышение качества образования и качества личности;

· создание новых интеллектуальных или наукоемких образовательных технологий, учебников и учебного оборудования;

· развитие новых источников финансирования вузов;

· совершенствование трудовых мотиваций;

· повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава;

· создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её деятельности.

 

Базовым критерием, определяющим результативность процесса создания и использования инноваций, является инновационный потенциал организации, характеризующий способность организации к осуществлению процессов нововведений. И, безусловно, инновационное образование может дать только тот вуз, в котором преподаватели и сотрудники сами активно занимаются инновационной деятельностью.

Что касается оценки инновационного потенциала вуза, то её обычно определяют три группы показателей:

1) показатели качества образовательной услуги,

2) показатели сбалансированности инфраструктуры и

3) показатели результатов инновационного развития вуза (социальные, экономические, экологические).

Что понимается под терминами «новация», «инновация» и «нововведение», можно сказать, что «новация» - это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), «инновация» - процесс освоения этого средства, а «нововведение» - результат инновации. В обиходе же, как правило, под инновацией подразумевают результат практического освоения новшества или нововведения, которое существенно повышает эффективность действующей системы.

И надо особо подчеркнуть, что инновации охватывают все сферы деятельности:

ü производственную (в том числе образовательную и научно-исследовательскую),

ü экономическую, организационно-управленческую,

ü правовую,

ü социальную и др.

 

Надо различать инновации для системы образования, представляющие собой новейшее научно-техническое достижение для всей системы образования, и инновации, применяемые в данном вузе. Для одного вуза рассматриваемый метод (способ, методика, технология) может быть нововведением, а для другого вуза он уже давно стал привычным методом, широко применяемым на кафедрах вуза, т.е. стал обыденностью. Поэтому, когда говорим о совершенствовании деятельности вуза, внедрении в нем новаций, то, конечно, в первую очередь имеем в виду не пионерские работы данного вуза (их не так-то и много), а использование/применение в этом вузе новаций, хорошо зарекомендовавших себя в других вузах, в целом в системе образования.

Согласно ФГОС реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий в учебном процессе в зависимости от уровня и направления подготовки должен составлять не менее 20-40 % аудиторных занятий. Инновационным элементом ФГОС являются требования к результатам обучения, выраженные через профессиональные компетенции по видам профессиональной деятельности (профессиональная компетентность включает компетентности в сфере научно-иссле- довательской, проектно-конструкторской, административно-управленческой, производственной, педагогической деятельности).

Перестройка подготовки кадров в высшей школе, заложенная в ФГОС, требует серьезной перестройки и самого учебного процесса. Нужны новые инновационные методы и формы обучения, а для этого необходимо обеспечить в вузе освоение преподавателями гибких информационно-образовательных сред, активных и практико-ориентированных технологий, современных методов оценивания результатов обучения, позволяющих управлять образовательным процессом и т.д. В условиях существования глобальной информационной сети и развития информационных технологий становится иной роль преподавателя в образовательном процессе. Интернет в корне изменил роль преподавателя как основного носителя знаний, так как из сети можно получить гораздо больший объём информации. Теперь главная миссия преподавателя – быть наставником, методистом, человеком, помогающим студенту усвоить знания, в том числе и полученные из Интернета. Акцент в преподавании все больше переносится на самостоятельную работу студента, подконтрольную со стороны преподавателя. Преподаватель должен научить студента ориентироваться в доступной для него информации, превращая её в знания, и привить вкус к этой работе. Внедрение кредитно-модульной системы, асинхронного образования, проектных методов обучения, кейсов и симуляторов - это далеко неполный перечень новаций в организации учебного процесса, активно применяемых в последнее время в высшей школе. Создание и применение новых наукоемких технологий в образовании - насущная задача продвинутых педагогических коллективов.

Технология управления знаниями включает:

1) последовательность их презентации,

2) технологические методы освоения,

3) использование технических средств,

4) изменения роли преподавателя в образовательном процессе,

5) изменения самой организации учебного процесса (структуры и соотношения различных видов занятий).

Технологичность внедрения образовательных инноваций - это система процедур и стандартов инновационного управления качеством предоставления образовательных услуг в вузе.

Изменения технологии управления знаниями (обучения), как это предусмотрено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и широко используется в зарубежной высшей школе, должны быть направлены на переориентацию деятельности преподавателя с информационной к организационной – по руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов, на обучение преподавателей методикам эффективного использования новейших средств обучения и информационных технологий. Если раньше лекции и семинары рассматривались как главное средство для передачи информации, то сегодня их цель вызвать интерес к изучаемой дисциплине (информацией о последних научных исследованиях, постановкой острых нерешенных проблем и т.д.), определить место данной науки в смежных отраслях, а также познакомить с основными принципами её изучения.

Иными словами, задача преподавателя – дать студентам установку и направление для самостоятельной работы. И нам предстоит сделать студентов активными участниками учебного процесса, основанного:

1) на партнерстве преподавателя и студента,

2) установлении постоянной обратной связи, чтобы преподаватель не только «предоставлял студенту информацию», а и давал консультации по ее поиску и работе с ней (а это уже, как говорят, высший пилотаж).

Надо продумать, как стимулировать процесс обучения студента, способствовать его успешной ориентации в потоке учебной информации, научить студента самостоятельно контролировать уровень освоения им материала. А это безмерное поле для новаций и инноваций. Введение промежуточного экзамена интегрального, который должен проверить освоение студентами теоретических знаний по фундаментальным дисциплинам направления подготовки, безусловно, способствует повышению качества подготовки выпускника.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: