ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»




Рон Мария Витальевна

ВОПРОСЫЭКЗАМЕНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

1. Место и роль художественной культуры в системе культуры

Дать современное определение понятию «культура». Структура культуры с точки зрения системного подхода (раскрыть основные положения). Место художественной культуры в структуре культуры. Взаимосвязь художественной культуры с материальной и духовной сферами культуры. Привести примеры: 1) произведения в которых отразились идеи духовной культуры; 2) произведения в содержании которых (или в процессе создания) отразились открытия или нововведения материальной культуры.

 

2. Морфологический аспект художественной культуры.

Раскрыть основные аспекты морфологического измерения художественной культуры. Виды искусств и их взаимодействие. В чём разница проблемного поля искусствоведческих дисциплин и истории художественной культуры? Какие вопросы рассматриваются при изучении взаимосвязей видов искусств в пространстве художественной культуры? Синкретизм, дифференциация и синтез искусств в истории художественной культуры – дать характеристику и привести конкретные исторические примеры. Проблема изучения жанров, стилей и течении в художественной культуре. Привести примеры взаимосвязи и взаимовлияния разных видов искусств. Привести конкретный пример «диалога художественных образов» (когда под влиянием одного произведения создаются другие произведения, желательно в разных видах искусств).

 

3. Анализ вида искусств по выбору студента.

На основе материалов самостоятельной работы (задание № 5) представить анализ одного вида искусств. Дать определение вида искусств. Раскрыть художественно-выразительные средства данного вида искусств. Назвать внутривидовую классификация данного вида искусств. Охарактеризовать особенность жанровой типологии в данном виде искусства. Привести примеры взаимодействия с другими видами искусств.

 

4. Институциональный аспект художественной культуры.

Раскрыть основные аспекты институционально измерения художественной культуры. Процессы, связанные с художественным производством: понятие авторства и статус творца в истории художественной культуры; формы профессионального образования и история художественных институтов; особенности организации творческого процесса и взаимоотношения с заказчиками и т.д. Процессы, связанные с художественным потреблением. Традиция коллекционирования и история общественных музеев. Зарождение и развитие институтов презентации временных и пространственно-временных видов искусств (театры, филармонии, кинотеатры и т.д.). Художественная критика и её роль в истории культуры. Привести конкретные примеры.

 

5. Анализ биографии творческой личности как способ характеристики институционально аспекта художественной культуры

На основе материалов самостоятельной работы (задание № 3) представить анализ одной биографии творческой личности. Помните что выполняя задание самостоятельной работы Вы только собрали нужные факты. Этой карточной Вы можете пользоваться на экзамене. НО! в ответе на экзамене Вы должны представить анализ биографии (то есть за чтение информации с карточки Вы с трудом получите оценку «удовлетворительно»). В ответе на экзамене Ваша задача – на примере анализа творческой судьбы мастера раскрыть характеристики институционального аспекта художественной культуры данного периода. Постарайтесь построить свой ответ по логике: «Для эпохи…. характерно, и на данном примере мы можем проследить…..».

Например:

· Для эпохи Барокко характерны два пути обучения изобразительному искусству – в частных мастерских или в академии искусств. Так, например, Питер Пауль Рубенс обучался в частных мастерских трёх художников – Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веена.

· Особенность обучения в частных мастерских в эпоху Барокко (как и в эпоху Возрождения) состояла в том, что образовательная программа целиком зависела от личности мастера. И на примере истории обучения Рубенса мы можем проследить, что художник переходит из одной мастерской в другую, поскольку «ищет своего идеального учителя».

· Для эпохи Барокко характерно понимание творчества как рационального процесса и требование высокой интеллектуальной подготовки. Так, например, Отто ванн Веен (учитель Рубенса) был придворным художником, мастером «ис­торической» живописи, большим знатоком антич­ности и итальянского искусства, занимался литературой, сочинял эмблемы к стихам Горация, делал гравюры для различных изданий, был автором фило­софского трактата о живописи. Именно поэтому Рубенс воспринял этого мастера как настоящего учителя, поскольку его программа была направлена на подготовку художника–интеллектуала.

· В эпоху Барокко во Фландрии важную роль в организации художественного процесса играли гильдии. Так, например, членство в гильдии святого Луки означало подтверждение профессионализма художника. И после окончания обучения, в 21 год, Рубенс вступает в гильдию святого Луки.

· Эпоха Барокко это исторический период расцвета абсолютной монархии, и для любого творца того времени вершиной творческой карьеры является статус придворного художника (писателя или капельмейстера). В частности Рубенс в начале своей карьеры состоял при дворе герцога Винченцо Гонзаги, а в 1608 году стал придворным художником эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы (рейгентов Фландрии).

· В эпоху Барокко статус придворного художника требовал постоянного проживания при дворе монарха. История жизни Рубенса являет уникальный пример исключительной ситуации. Во-первых, Рубенс долго обдумывал приглашение коронованных особ, поскольку не желал становиться «царедворцем». Во-вторых, чтобы удержать художника от эмиграции в Италию, эрцгерцог Альберт и инфанта Изабелла, даруют Рубенсу особые привилегии – освобождение от налогов, независимость от правил гильдии св. Луки, а также право жить в Антверпене, а не при дворе в Брюсселе. Этот сюжет из жизни Рубенса является уникальным примером признания его художественных заслуг (редким примером для истории Барокко).

· В эпоху Барокко статус «придворного художника» предполагал выполнение разных обязанностей, порой не связанных с творческой деятельностью. В частности в 1621 году Рубенс был назначен советником в дипломатических переговорах по вопросу продления перемирия между Фландрией и Голландией. Кроме того Рубенс нередко выполнял дипломатические миссии и состоял в активной переписке со многими европейскими монархами.

· Для эпохи Барокко характерно два типа художника: 1) специалист «одного жанра» (работающий в одном виде искусств и в одном жанре); 2) специалист–виртуоз. Рубенс воплощал барочный идеал виртуоза, способного творить в разных сферах искусств. Он создает произведения в разных жанрах и стилях – это полотна на библейские и античные темы, исторические произведения, пейзажи и портреты. Он выполняет обширный объем работ для города Антверпена, для Церкви, а также для частных заказчиков (творческое наследие Рубенса насчитывает около 3 тысяч картин и множество рисунков). Он руководит работой граверов и живописцев своей об­ширной мастерской, оформляет книги самого разнообразного со­держания для издательства Плантена, делает картоны для шпалер, выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, задумывает вместе с Пейреском изда­ние гравюр с античных гемм и камей, наконец, смолоду интере­суясь архитектурой, выпускает в свет двухтомный увраж «Дворцы Генуя с IIХ планами, фасадами и разрезами» (1622).

· И т.д.

 

 

6. Анализ художественного события

На основе материалов самостоятельной работы (задание № 4) представить анализ одной биографии творческой личности. Ваша задача – на примере анализа художественного события раскрыть характеристики институционального аспекта художественной культуры данного периода. Помните, что в данном случае Вы анализируете не художественное произведение, и процессы, связанные с его презентацией и восприятием публикой и критикой (т.е. представление с точки зрения институционально аспекта). Важно чтобы в выводах Вы связали свой сюжет с характеристиками исторической эпохи. Постарайтесь построить свой ответ по логике: «Для эпохи…. характерно, и на примере данного художественного события мы можем проследить…..».

 

 

7. Духовно-содержательный аспект художественной культуры

Раскройте смысл понятия «духовно-содержательный аспект» художественной культуры. Художественный образ как отражение двух феноменов – характера эпохи и личности мастера (общее и уникальное, типичное и личное в художественном образе). Каково значение духовно-содержательного аспекта в изучении истории культуры. Приведите конкретные примеры тем и образов, актуальных в конкретную эпоху и раскрывающихся в произведениях разных авторов и разных видов искусств.

 

 

8. Анализ памятника художественной культуры

На основе материалов самостоятельной работы (задание № 2) представить анализ одного художественного произведения. Ваша задача – на примере анализа памятника раскрыть характеристики эпохи. Т.е. Ваш рассказ направлен на раскрытие духовно-содержательного аспекта художественной культуры (на примере конкретного произведения). Вы должны ответить на вопрос – какие характеристики эпохи отразились в художественном образе? Следовательно, Вы должны упомянуть название эпохи и её характеристики («данное произведение было создано в эпоху….», «для эпохи… характерно….., и на примере данного произведения мы можем наблюдать…..»). Помните, что характеристики эпохи могут отразиться не только в духовно-содержательном аспекте (т.е. в выборе актуальной для эпохи теме, сюжете, образе героя и т.д.). Выбор стиля или жанра, выбор художественных средств материалов или технологии создания произведения – могут стать свидетельством тенденций времени. История создания произведения или оценка этого произведения публикой также могут раскрыть характеристики эпохи.

.

 

 

Список литературы:

1. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Мосоловой. – СПб.: Лань, 2001.

или

2. Введение в теорию художественной культуры. Уч. Пособие / Научн. Ред Л.М. Мосолова. – СПб, 1993.

Оба текста учебников практически идентичны. Высылаю тексты в прикрепленном файле.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: