Перечень вопросов, выносимых на зачет.




Содержание и структура дисциплины «Психология социального взаимодействия».

Тема 1.Общение как коммуникация.

1.1. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.

1.2. Вербальная коммуникация.

1.2.1. Структура речевой коммуникации.

1.2.2. Функции речи в коммуникативном процессе.

1.2.3. Социально-психологические закономерности понимания речевого сообщения.

1.3. Невербальная коммуникация: понятие, общая характеристика основных структур (видов).

1.3.1. Акустический канал: просодика, экстра- и паралингвистика и их роль в речевом поведении.

1.3.2. Оптическая система - кинесика и ее компоненты (выразительные движения и физиогномика).

1.3.3. Тактильно-кинетическая система - такесика.

1.3.4. Пространственно-временная организация общения. Хронотоп.

Тема 2. Общение как межличностное восприятие и понимание.

2.1. Понятие социальной перцепции.

2.1.2. Содержание, эффекты и механизмы межличностного восприятия. Первое впечатление и его ошибки.

2.1.3. Понятие рефлексии в ходе общения.

2.1.4. Феномен эмпатии.

2.1.5. Аттракция.

2.2. Каузальная атрибуция. Структура атрибутивного процесса, его виды и формы.

2.3. Явление стереотипизации.

2.4. Точность межличностной перцепции. Явление децентрации и его функции в процессе взаимопонимания.

Тема 3. Общение как интеракция.

3.1. Место взаимодействия в структуре общения.

3.2. Типы взаимодействий.

3.3. Концепция транзактного анализа Э.Берна.

3.3.1. Ролевые позиции в процессе взаимодействия

3.3.2. Понятие трансакции. Виды трансакций.

3.3.3. Ритуал. Ритуальное поведение. Времяпрепровождение.

3.3.4. Игра. Понятие выигрыша. Виды игр.

Тема 4. Психология манипуляции.

4.1. Определение и основные особенности психологической манипуляции. Предпосылки манипуляции (культурные, социальные, межличностные).

4.2. Манипулятивные технологии. Мишени и оформление манипуляции.

4.3. Защита от манипуляции: основные формы, механизмы, стратегии.

4.4. Манипуляторы и актуализаторы по Э.Шострому.

Тема 5. Малая группа как объект исследования.

5.1. Группа как предмет исследования социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода к проблеме групп.

5.2. Основные характеристики группы.

5.3. Классификация групп.

5.4. Теории референтной группы (Г.Хайманн, Т.Ньюком, М.Шериф, Р.Мертон).

5.5. Дефиниции малой группы.

5.6. Структурные характеристики малой группы.

Тема 6. Групповая динамика.

6.1 Школа "групповой динамики" К.Левина.

6.2. Феномены групповой динамики.

6.3. Функционально-ролевое распределение в группе.

6.4. Механизмы групповой динамики.

6.5. Процессы интеграции и дифференциации в группе.

6.6. Групповая интеграция как процесс психологической стабилизации группы.

6.7. Основные социально-психологические подходы к проблеме лидерства.

6.8. Лидерство и руководств

Тема 7. Группа и личность.

7.1. Фасилитация и ингибиция.

7.2. Факторы и уровни конформного поведения.

7.3. Групповое давление. Межличностная совместимость в группе.

7.4. Процесс принятия группового решения.

Тема 8. Теории механизмов возникновения конфликтов.

8.1 Формулы конфликта. Конфликты типа А, Б, В. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов (формула А). Зависи­мость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (формула Б). За­висимость конфликта от двух и более конфликтных ситуаций (формула В).

Тема 9. Технологии управления конфликтами.

9.1 Понятие управления конфликтом. Управление конструктивными и де­структивными конфликтами.

9.2 Основное содержание управления конфлик­том: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

9.3 Динамика конфликта и содержание управления им. Источни­ки прогнозирования конфликта.

9.4 Пути предупреждения конфликта. Вынуж­денные и превентивные формы предупреждения конфликта. Стимулирова­ние конфликта, его формы и средства.

9.5 Технологии регулирования конф­ликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта.

9.6 Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.

9.7 Алгоритмы деятельности руководителя (менеджера) по управлению конфликтами. Факторы принятия конструк­тивных решений по конфликту.

Тема 10. Теории поведения личности в конфликте.

10.1 Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их харак­теристика. Стратегии поведения личности в конфликте.

10.2 Двухмерная модель Томаса—Киллмена стратегии поведения в конфликте.

10.3 Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А. Е. Личко и др. Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бес­конфликтного» типа.

Тема 11.Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

11.1 Понятие технологий эффективного общения и их разновидности. Обще­ние как основной элемент в конфликтном взаимодействии.

11.2 Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении.

11.3 Понятие технологий рационального поведения в конф­ликте. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.

11.4 Переговорный процесс: содержание, приемы, модели

11.5 Управление переговорным процессом.

11.6 Технологии общения в переговорном процессе.

11.7 Манипулятивные технологии в переговорном процессе.

11.8 Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе

Тема 12. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.

12.1 Переговорный процесс, его функции и основное содержание.

12.2 Модели по­ведения партнеров в переговорном процессе («Избегающий», «Уступаю­щий», «Отрицающий», «Наступающий»).

12.3 Технологии общения в переговор­ном процессе.

12.4 Технологии управления эмоциями в переговорном процессе. Правила самоконтроля эмоций (эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высо­кой самооценки) и их применение в переговорном процессе.

12.5 Манипулятивные технологии в переговорном процессе.

12.6 Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Типы стратегий: «выигрыш-выигрыш», «проиг­рыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш».

12.7 Тактики переговоров: «видимое сотрудничество», «дезориентация партнера», «про­вокация чувства жалости у партнера», «ультимативная тактика», «лавиро­вание резервами уступок».

Основная литература.

1. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.: Аспект Пресс, 2009. – 363 с.

2. Майерс Д. Социальная психология / перев. с англ. - СПб.: Питер, 1996.

3. Парыгин Д.Б. Социальная психология как наука. - Л.: Лениздат, 1967.

4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М: ЮНИТИ, 1999.

5. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1996.

6. ЗеркинД. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.

7. Андреева, Г.М. Социальная психология. Практикум: учебник для вузов / Г.М.Андреева [и др.];под ред. Т.В.Фоломеевой.— М.: Аспект Пресс, 2006.— 480с.

8. Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций: учеб. пособие для вузов / В.Г.Крысько.— 3-е изд. — М.[и др.]: Питер, 2006.— 432с.

9. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: Феномены и механизмы защиты. —М.:ЧеРо, 1997

 

Дополнительная литература.

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - М., 2004.

2. Визуальная психодиагностика и ее методы: познание людей по их внешнему облику. Методические рекомендации. - М., 1992.

3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1994.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

5. Кроль Е.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. - М.: Класс, 1993.

6. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992.

. 7. Бодалёв А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 1983.

8. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

9. Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П. Граматика общения. - Л., 1987.

10. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1973.

11. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

13. Соловьёва О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992.

14. Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения. — М.:ПМБРАУ1993.

15. Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: Наука о гapмонии. — Екатеринбург: «Глаголъ», 1995.

16. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание, конфликт! — Новосибирск: Наука, 1989.

17. Гришина Н. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

18. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000.

19. Зигерт В., Лат Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990.

20. Карапетян Л. М. Государственно-национальные конфликты и политико-правовые основы их разрешения. // Социально-политический журнал. — 1996. - №6.

21. Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс, Дом интел­лектуальной книги, 2000

22. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999.

23. Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты. — М.: Экономика, 2000.

24. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие органи­зации. — М.: Инфра-М, 1996.

25. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессионально деятельности. - СПб.: Об-во «Знание», 1999.

26. Розанова В. А. Психология управления: Учебно-практическое пособие. — М.:

Журнал «Управление пресоналом», 1996. — Ч. 1; М., 1997. — Ч. 2.

27. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. — Ростов-н/Д: Феникс, 1997.

28. Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 1991.

29. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1990.

 

Перечень вопросов, выносимых на зачет.

1. Закономерности общения и взаимодействия людей

2. Общение как коммуникация

3. Общение как социальная перцепция

4. Общение как интеракция

5. Психология манипуляции.

6. Малая группа как объект исследования

7. Динамические процессы в малой группе

8. Групповое давление. Межличностная совместимость в группе.

9. Процесс принятия группового решения.

10. Теории механизмов возникновения конфликтов.

11. Технологии управления конфликтами.

12. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.

13. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

14. Теории поведения личности в конфликте.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: