Цель: изучить строение и рассмотреть функции выделительной системы.
Студент должен знать:
- топографию органов выделительной системы;
- строение и функции органов системы выделения;
- строение почек;
- строение нефрона.
Студент должен уметь:
- определять топографическое положение органов системы выделения;
- характеризовать строение органов выделительной системы.
Задание 1. Изучить общее строение выделительной системы и отметить на рисунке органы выделения.
Рис. 13. Строение выделительной системы
Задание 2. Рассмотреть и изучить топографическое положение почек. Выявить нахождение относительно позвоночного столба и подписать рисунок.
Рис. 14. Расположение почек
Задание 3. Изучить строение и на рисунке отметить элементы почки.
Рис. 15. Строение почки
Задание 4. Изучить строение нефрона и подписать рисунок.
Рис. 16. Строение нефрона
Задание 5. Дополнить:
- длина женского мочеиспускательного канала см.,
- длина мужского мочеиспускательного канала см.,
- моча образуется в результате процессов:
Задание 6. Заполнить таблицу «Состав первичной и вторичной мочи».
Количество | Состав | |
Первичная моча | ||
Вторичная моча |
Задание 7. Ответить на вопросы.
1. Какие особенности строения выделительной системы обеспечивают избирательное выведение из организма продуктов метаболизма.
2. Как предупредить заболевания почек?
Задание 8. Решить задачи.
1. У больного 35 лет был приступ мучительных болей в пояснице и боковых отделах живота. При обследовании мочи выявлена гематурия. С чем это может быть связано?
2. Почему долго нельзя употреблять ни дистиллированную, ни морскую воду?
Контрольные вопросы
1. Топография и внешнее строение почек.
2. Строение почки в разрезе.
3. Микроскопическое строение почки.
4. Кровоснабжение почек.
5. Строение мочеточников.
6. Строение мочевого пузыря.
7. Состав и свойства первичной и вторичной мочи.
Практическое занятие № 8
Тема: строение сердца
Цель: изучить строение и рассмотреть функции сердца.
Студент должен знать:
- внешнее и внутреннее строение сердца;
- расположение сердца в грудной полости;
- особенности строения сердечной мышцы;
-показатели сердечной деятельности.
Студент должен уметь:
- определять топографическое положение сердца;
- характеризовать внешнее и внутреннее строение сердца.
Задание 1. Изучить внешнее строение сердца и подписать рисунок.
Рис. 17. Внешнее строение сердца
Задание 2. Рассмотреть и изучить внутреннее строение сердца и подписать рисунок.
Рис. 18. Внутреннее строение сердца
Задание 3. Изучить топографию и проекцию границ сердца на переднюю грудную стенку. Подписать рисунок и заполнить таблицу.
Рис. 19. Расположение сердца
Граница | Местонахождение |
|
Задание 4. В каком желудочке давление крови больше?
Какое это имеет биологическое значение?
Задание 5. Изучить и обозначить узлы, пучки и волокна проводящей системы сердца.
Рис. 20. Проводящая система сердца
Задание 6. Изучить и обозначить основные кровоснабжающие артерии сердца.
Рис. 21. Кровоснабжение сердца
Контрольные вопросы
1. Топография сердца.
2. Внешнее и внутреннее строение сердца.
3. Камеры и клапаны сердца.
4. Кровоснабжение сердца.
5. Свойства сердечной мышцы.
6. Иннервация сердца.