Практические задания для формирования профессиональных знаний




АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогического образования

Практические задания учебной дисциплины

Методика преподавания математики в начальной школе

 

 

Автор: кандидат педагогических наук,

Ермакова О.Б.

 

Москва- 2016 г.

 

 

Практические задания для формирования профессиональных знаний

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (ПК-1-БЗ)

Задания:

6.1.1 (ПК-1-БЗ-1)

Найдите в программе математике М.И. Моро и др., программе Н.Б. Истоминой, программе Л.Г. Петерсон время и место изучения сочетательного, переместительного и распределительного свойства умножения; правил деления суммы на число и деления произведения на число.

6.1.2. (ПК-1-БЗ-1)

Найдите в программе математике М.И. Моро и др., программе Н.Б. Истоминой, программе Л.Г. Петерсон время и место изучения правил деления суммы на число и деления произведения на число.

 

6.1.3.(ПК-1- БЗ-2) Какие задания предлагаются в учебнике математики для 1 класса для объяснения смысла сложения и вычитания. Выпишите эти задания.

6.1.4.(ПК-1-БЗ-2) Какое свойство вычитания лежат в основе объяснения вычитания разрядных чисел?

6.1.5.(ПК-1-БЗ-3) Какое свойство вычитания лежат в основе объяснения вычитания 6.1.6.(ПК-1-БЗ-3) однозначного числа из двузначного с переходом через разряд?

Какие свойство вычитания лежат в основе объяснения, устного вычитания двузначного числа из двузначного с переходом через разряд?

6.1.7.(ПК-1-БЗ-4)

Приведите 3 вида простых арифметических задач, раскрывающих конкретный смысл действия сложения.

6.1.8. (ПК-1-БЗ-4)

Как предлагается объяснять смысл сложения и вычитания в учебники для 1 класса М.И. Моро и др. (рис.).

Рис.

6.1.9. (ПК-1-БЗ-5)

Подготовьте для учащихся объяснение взаимосвязи сложения и вычитания, опираясь на представленные выше в учебнике иллюстрации.

6.1.10. (ПК-1-БЗ-5)

Какой прием используют учащиеся при решении примеров вида: 35+2, 35+20:

  • Заменяют первое слагаемое суммой разрядных слагаемых и применяют правило прибавления числа к сумме;
  • Заменяют первое слагаемое суммой удобных слагаемых и применяют правило прибавления числа к сумме;
  • Используют прием округления.

6.1.11 (ПК-1-БЗ-6)

Назовите приемы устного и письменного сложения и вычитания в пределах тысячи.

6.1.12 (ПК-1-БЗ-6)

Приведите пример рассуждений ученика при выполнении сложения, когда в одном или двух разрядах значения суммы получается нуль?

6.1.13 (ПК-1-БЗ-7)

Приведите пример рассуждений ученика при выполнении вычитания, когда в одном разряде уменьшаемого нуль и требуется «занимать» десяток в соседнем разряде.

6.1.14 (ПК-1-БЗ-7)

Какие знания и умения необходимы при решении примеров вида: 30+20; 300+200; 50-30; 80+70; 500-300. Какие подготовительные упражнения предшествуют данному вычислительному приему?

6.1.15 (ПК-1-БЗ-8)

Назовите свойства (правила), которые лежат в основе приемов устного сложения двузначных чисел и приведите примеры.

6.1.16 (ПК-1-БЗ-8)

Придумайте задания для младших школьников, в процессе выполнения которых учащиеся будут рассматривать объекты с различных точек зрения.

6.1.17 (ПК-1-БЗ-9)

Подберите различные пары предметов и изображений (моделей) которые можно предложить первоклассникам, чтобы они установили сходство и различие между предметами. Придумайте иллюстрации к заданию «Что изменилось…?»

6.1.18 (ПК-1-БЗ-9)

Придумайте задания, при выполнении которых нужно использовать приём сравнения.

 

6.1.19 (ПК-1-БЗ-10)

Придумайте задания, при выполнении которых нужно использовать приём классификации по различным основаниям.

6.1.20 (ПК-1-БЗ-10)

 

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПК-1 ПЗ

 

6.1.1. (ПК-1-ПЗ-1)

Придумайте ситуации для теоретического и эмпирического обобщения при изучении какого-либо математического понятия в начальной школе.

6.1.2. (ПК-1-ПЗ-2)

Найдите в учебниках математики для 1 класса разных авторов задания, которые можно использовать для формирования представлений о количественном и порядковом числе.

 

6.1.3. (ПК-1-ПЗ-2)

Найдите в учебниках математики для 1 класса разных авторов задания, которые можно использовать для формирования представлений о связи между количественным и порядковым числом.

6.1.4. (ПК-1-ПЗ-2)

Найдите в учебниках математики разных авторов задания, которые можно использовать для разъяснения принципа образования натурального ряда чисел. Придумайте свои задания.

6.1.5.(ПК-1-ПЗ-3)

6.1.6.(ПК-1-ПЗ-3)

 

Придумайте задания с использованием различных моделей, которые можно предложить младшим школьникам для усвоения действия сложения.

6.1.7.(ПК-1-ПЗ-4)

 

Придумайте задания с использованием различных моделей, которые можно предложить младшим школьникам для усвоения действия вычитания.

6.1.8.(ПК-1-ПЗ-4)

 

Придумайте задания с использованием различных моделей, которые можно предложить младшим школьникам для усвоения действия умножения.

6.1.9.(ПК-1-ПЗ-5)

 

Придумайте задания с использованием различных моделей, которые можно предложить младшим школьникам для усвоения действия деления.

 

6.1.10 (ПК-1-БЗ-5)

Составьте задания, в процессе которых у младших школьников формируются представления о длине и единицах её измерения.

 

6.1.11 (ПК-1-БЗ-6)

 

Составьте задания, в процессе которых у младших школьников формируются представления о массе и единицах её измерения.

 

6.1.12 (ПК-1-БЗ-6)

 

Составьте задания, в процессе которых у младших школьников формируются представления о площади и единицах её измерения.

 

6.1.13 (ПК-1-БЗ-7)

 

Составьте задания, в процессе которых у младших школьников формируются представления о времени и единицах его измерения,

 

6.1.14 (ПК-1-БЗ-7)

 

Составьте задания, в процессе которых у младших школьников формируются представления о объёме и единицах его измерения.

 

6.1.15(ПК-1-БЗ-8)

 

Найдите в учебниках математики разных авторов задания, которые можно предложены учащимся при изучении переместительного свойства сложения. Придумайте свои задания для изучения данных свойств арифметических действий.

 

6.1.16(ПК-1-БЗ-8)

Найдите в учебниках математики разных авторов задания, которые можно предложены учащимся при изучении переместительного свойства умножения. Придумайте свои задания для изучения данных свойств арифметических действий.

6.1.17(ПК-1-БЗ-9)

 

 

Найдите в учебниках математики разных авторов задания, которые можно предложены учащимся при изучении распределительного свойства умножения. Придумайте свои задания для изучения данных свойств арифметических действий.

 

6.1.18(ПК-1-БЗ-9)

 

Найдите в учебниках математики разных авторов задания, которые можно предложены учащимся при изучении свойства деления суммы на число. Придумайте свои задания для изучения данных свойств арифметических действий.

 

6.1.19(ПК-1-БЗ-10)

Подберите или составьте задания, в процессе выполнения которых учащиеся усваивают смысл деления с остатком, используйте приёмы сравнения, выбора, преобразования графических и математических моделей.

 

6.1.20. (ПК-1-БЗ-10)

Проанализируйте учебники математики (автор и класс – по выбору) и приведите примеры 3–4 учебных заданий, нацеленных на решение одной учебной задачи. Приведите примеры заданий, в процессе выполнения которых учащиеся решают несколько учебных задач.

 

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ (ПК-1-ПЗ)

 

6.1.1. (ПК-1-ПЗ-1)

Составьте фрагмент конспекта урока, используя одно задание из учебника математики (автор и класс – по выбору). На выполнение какой учебной задачи оно будет направлено?

 

6.1.2. (ПК-1-ПЗ-1)

Проведите методический анализ урока (видео–урок, посещённый в школе) по следующим вопросам:

1) Какова тема (математическое содержание) и цель (методиче­ская задача) урока?

2) Соответствует ли логика построения урока его цели? (Име­ется в виду соответствие последовательности подобранных педа­гогом учебных заданий цели урока. Для ответа на этот вопрос пе­дагог, анализирующий урок, должен уметь адекватно определять цель каждого задания и их взаимосвязь.) При анализе заданий проводится также анализ их функций в организации познавательной деятельности детей: какие задания преобладали — тренировочные, репродуктивные, частично–поис­ковые или творческие?

3) Какова внутренняя структура урока: использована ли про­блемная ситуация, или урок построен на преимущественном ис­пользовании объяснительно–иллюстративного догматического метода? Какая деятельность детей преобладала — подражательная, воспроизводящая или поисковая (продуктивная)?

4) Грамотно ли педагог использовал математическую терминоло­гию, насколько чётко и логично ставил вопросы? Как реагировал на ответы детей? Какие приёмы организации помощи использовал?

5) Как урок спланирован и выдержан по времени? Целесооб­разно ли распределены виды деятельности детей, учтены ли тре­бования здоровьесбережения?

6) Как учтены индивидуальные особенности детей в классе? Как организована индивидуализация работы детей?

7) Какие формы и средства организации учебной деятельности использованы педагогом? (Как сочетаются фронтальные, группо­вые и индивидуальные формы? Какая наглядность, её эстетиче­ское оформление и её действенность при формировании понятий и способов действий?)

8) Удалось ли педагогу установить контакт со всеми детьми в классе (обратная связь)? Какими приёмами педагог осуществлял коррекцию их действий, создавал ситуацию успеха, реализовывал сотрудничество между детьми и педагога и детей?

9) Какие моменты урока показались особенно удачными? Не со­всем удачными?

10) Каков итог урока? Какие рекомендации можно дать педагогу по улучшению методики проведения уроков математики?

 

6.1.3. (ПК-1-ПЗ-2)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Сравнение чисел»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.4. (ПК-1-ПЗ-2)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Раскрытие смысла действий сложения»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.5. (ПК-1-ПЗ-3)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Раскрытие смысла действий вычитания»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.6. (ПК-1-ПЗ-3)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Раскрытие смысла действий умножения»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.7. (ПК-1-ПЗ-4)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Раскрытие смысла действий деления»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.8. (ПК-1-ПЗ-4)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Число и цифра 0»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.9. (ПК-1-ПЗ-5)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Открытие свойств арифметических действий»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.10. (ПК-1-ПЗ-5)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Приёмы устного умножения и деления»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.11. (ПК-1-ПЗ-6)

 

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Деление с остатком»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.12. (ПК-1-ПЗ-6)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Знакомство с величиной «длина»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.13. (ПК-1-ПЗ-7)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Знакомство с величиной «площадь»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.14. (ПК-1-ПЗ-7)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Знакомство с величиной «время»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.15. (ПК-1-ПЗ-8)

Как можно организовать проблемную ситуацию для младших школьников по теме.

«Знакомство с величиной «масса»? Приведите примеры организации не менее 3-х проблемных ситуаций.

 

6.1.16. (ПК-1-ПЗ-8)

Составьте конспект урока математики, используя страницу учебника (автор учебника и класс – по выбору). Используйте следующую схему:

Учебник, класс________________________________________________

Тема урока____________________________________________________

Цель, задачи__________________________________________________

Этапы урока Ход урока Примечания
     

6.1.17.(ПК-1-ПЗ-9)

Разработайте игровые ситуации и занимательные упражнения, которые можно использовать при изучении арифметических действий с числами первого десятка.

6.1.18.(ПК-1-ПЗ-9)

Прежде чем приступить к обучению вычислительному приему а - 5 (6,7,8,9) учитель следующие актуализировал знания о связи между суммой и слагаемыми и умения решать примеры вида а + 5,6,7,8,9. Дайте характеристику правильности действий учителя.

6.1.19.(ПК-1-ПЗ-10)

Сделайте анализ предложенного фрагмента урока. Соответствуют ли предлагаемые на уроке задания задачам урока? Какие подходы используются для формирования знаний о числе? Какими методами формируется понятия о числе? Какие средства обучения используются? Какие еще задания может предложить учитель для закрепления знаний о числе и цифре 4? Какие изменения можно внести в ход урока?

Фрагмент урока

  • Соотнести количество, число и цифру (рис.5). Расположить числа по порядку от меньшего к большему.

Рис.5

                   
     
 
 
         
 
 

 


1) Поднимите нужные карточки. Какие числа меньше, чем 4. Какие числа больше, чем 1. Какое число меньше 4, но больше 2. Назови «соседей» числа 3.

2) Назовите число, которое меньше, чем 4 на 1. Назовите число, которое больше, чем 3 на 1.

3) Найдите «дом» для числа 2, 3 и 4 (рис. 6). Объясните свой выбор.

Рис.6

           
   
 
   

 

 


4) На катке катались две девочки и один мальчик. Сколько детей катались на катке?

5) У Кати было 4 конфеты, 1 конфету она дала Тане. Сколько конфет осталось у Кати? Сколько конфет должна была Катя дать Тане, чтобы у девочек стало конфет поровну?

Актуализация знаний. Назовите числа от 1 до 4. Как получить число 2? (К 1 добавить 1). Как получить число 3? (К 2 добавить 1). Какое число получиться, если к 3 добавить 1?

Усвоение новых знаний. Сегодня мы к 4 добавим 1. Возьмем 4 красных круга и 1 синий круг. Пересчитаем все круги: один, два, три, четыре, пять. Всего пять кругов. Если к 4 добавить 1, получиться 5. Общее количество кругов 5. Число 5 записывается цифрой 5. Давайте определим, из каких чисел состоит число 5. На доске 5 кругов, из них 4 красных и 1 синий. Значит 5 это 4 и 1. Изменим количество красных и синих кругов. Синих возьмем больше, чем было – 2, а красных нужно взять меньше, чем было – 3. Общее количество кругов не измениться. Значить 5 состоит из 3 и 2.

Формирование умений. Найдите в кабинете 5 предметов. Возьмите 5 квадратиков и столько же треугольников. Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько стало треугольников? Как получилось число 4? (От 5 отняли 1). Каких фигур стало больше? На сколько 5 больше, чем 4? Каких фигур стало меньше? На сколько 4 меньше, чем 5?

Работа по учебнику и в тетради. Конец фрагмента.

6.1.20. (ПК-1-ПЗ-10)

Сделайте анализ предложенного фрагмента урока «Изучение письменных приемов сложения и вычитания». Какие поставленные задачи были решены входе представленного фрагмента? Какие еще задания можно было бы предложить учащимся на этапе устного счета? Какими методами осуществляется объяснение нового материала? Какую наглядность необходимо использовать на данном уроке?

Фрагмент урока

Тема: Изучение письменных приемов сложения и вычитания.

Задачи: Повторить нумерацию чисел в пределах первой сотни; закрепить умение выполнять сложение и вычитание, основанное на знании нумерации, прибавлять к двузначному числу и вычитать из двузначного числа разрядные десятки, складывать и вычитать однозначные и двузначные числа без перехода и с переходом через разряд; познакомить с алгоритмами письменного сложения и вычитания чисел в пределах первой сотни; показать форму записи письменных приемов сложения и вычитания.

Устный счет:

6) Посчитайте десятками от 30 до 80, от 100 до 60.

7) Вставьте пропущенные числа: 74, 75, …, 77, 78, …, …, …, 82.

8) Охарактеризуйте число 49. Между какими числами стоит это число? Сколько в числе разрядных десятков и единиц? Какими цифрами записано число? Округлите число.

9) Назовите число, которое состоит из 6 десятков и 3 единиц.

10) Замените число 56 суммой разрядных слагаемых.

11) Найдите ошибку: 57+30=87; 46-2=26; 76+4=90; 62-5=57

12) В магазин привезли 100 штук яиц в коробке. Один покупатель купил 3 десятка яиц, другой на 2 десятка меньше, чем первый. Сколько яиц осталось для продажи?

Актуализация знаний. Решим пример: 32+45. Объясним ход его выполнения.

32+45=32+(40+5)=(32+40)+5=72+5=77 «К 32 прибавим 45. Второе слагаемое 45 состоит из 4 десятков и 5 единиц, прибавим к 32 сначала 40, потом еще 5, получим 77».

Решим пример 74-23.

74-23=74-(20+3)=74-20-3=54-3=51 «От 74 отнимем 23. Вычитаемое 23 состоит из 2 десятков и 3 единиц, отнимем от 74 сначала 20, потом еще 3, получим 51».

Усвоение новых знаний. Эти примеры вы решали устными приемами, так нужно считать в уме. Сегодня мы познакомимся с письменными приемами сложения и вычитания. Выполним еще раз сложение 32 и 45, но сделаем другую запись. Расположим слагаемые один под другим «в столбик». Обратите внимание, что единицы располагаются под единицами, а десятки под десятками. Слава между слагаемыми поставим знак плюс. Под вторым слагаемым проведем черту, они заменит знак равно. Начнем выполнять сложение с разряд единиц. К 2 единицами прибавим 5 единиц, будет 7 единиц. Под единицами запишем 7. Сложим десятки. К 3 десяткам прибавим 4 десятка, будет 7 десятков. Запишем под десятками 7. Какое число получилось в результате сложения? 77.

Вычитание выполняется аналогично. Решим еще раз пример 74-23, используя запись примера «в столбик». Как нужно записывать числа? Один под другим, разряд под разрядом. Запишем 74. Где запишем единицы числа 23 - цифру 3? Под цифрой 4. Где запишем число десятков вычитаемого – цифру 2? Под цифрой 7. Почему? Потому что цифра 7 показывает количество десятков в уменьшаемом, а нам нужно записать десятки под десятками. Где поставим знак минус? Слева от компонентов действий, между ними. Что обозначает черта под вычитаемым? Знак равно. С какого разряда начнем выполнять действие? С разряда единиц. От 4 единиц отнимем 3 единицы, получим 1. Запишем цифру 1 под единицами. Выполним действие с десятками. От 7 десятков отнимем 2 десятка, получим 5 десятков. Запишем цифру 5 под десятками. Какое число получилось в результате вычитания? 51.

Формирование умений. Как выполняется запись примера, если мы будем при решении пользоваться письменными приемами сложения и вычитания? Что нужно записать под единицами первого компонента действия? Что нужно записать под десятками второго компонента действия? Где ставиться знак действия? Как записывается знак равно? С какого разряда нужно начинать выполнять действие? Что нужно прибавить к единицам первого слагаемого? Что нужно прибавить к десятками первого слагаемого? Что нужно отнять от единиц уменьшаемого? Что нужно отнять от десятков уменьшаемого? Где записывается результат действия с единицами? С десятками?

Прочитайте пример . Назовите уменьшаемое. Сколько единиц в уменьшаемом? Сколько десятков в уменьшаемом? Назовите вычитаемое. Сколько единиц в вычитаемом? Сколько десятков в вычитаемом? Как расположены единицы уменьшаемого и вычитаемого? Как расположены десятки уменьшаемого и вычитаемого. Что означает цифры 1 в значении разности. Как получилась число 1 в значении разности? Что означает цифра 7 в значении разности? Как получилось число 7 в значении разности?

Работа по учебнику и в тетради. Конец фрагмента.

6.1.10. (ПК-1-ПЗ-5)

Составьте объяснение выполнения задания, представленного на рис. 15 из рабочей тетради для 1 класса М.М. Безруких, М.И. Кузнецовой, Е.Э. Кочуровой[1]. Какие методические приемы можно использовать?

 

Рис. 15

 

 

6.2. Задания, направленные на формирование профессиональных умений:

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПК-1-БУ

 

6.2.1.(ПК-1-БУ-1)

Какие ошибки допустил ученик при выполнении заданий в рабочей тетради для 1 класса М.М. Безруких, М.И. Кузнецовой, Е.Э. Кочуровой[2] (рис. 16, рис. 17)? В рабочей тетради для 1 класса В.Н. Рудницкой[3] (рис. 18). В чем причина ошибок? Каковы приемы работы с учеником?

 

 

Рис. 16 Рис. 17.

Рис. 18

6.2.2.(ПК-1-БУ-1)

Найдите в учебниках разных авторов задания, которые можно использовать для формирования табличных навыков сложения и соответствующих навыков вычитания в пределах 10, 20. Придумайте свои задания.

 

6.2.3.(ПК-1-БУ-2)

Найдите в учебниках разных авторов задания, которые можно использовать для формирования умения складывать и вычитать однозначные и двузначные числа без перехода в другой разряд.

 

6.2.4.(ПК-1-БУ-2)

Найдите в учебниках разных авторов задания, которые можно использовать для формирования умения складывать и вычитать однозначные и двузначные числа с переходом в другой разряд.

 

6.2.5.(ПК-1-БУ-3)

Проанализируйте приёмы изучения табличного умножения в учебниках разных авторов. Составьте несколько упражнений для формирования навыка табличного умножения и соответствующего навыка деления.

 

6.2.6.(ПК-1-БУ-3)

Воспроизведите алгоритм письменного сложения на примере задания: Вычисли значение суммы 123746 + 8502.

 

6.2. 7. (ПК-1-БУ-4)

Воспроизведите алгоритм письменного вычитания на примере задания: Вычисли значение частного 37418 – 5579.

 

6.2. 8.(ПК-1-БУ-4)

Воспроизведите алгоритм письменного умножения на примере задания: Вычисли значение произведения 3215 · 740.

 

6.2. 9. (ПК-1-БУ-5)

Воспроизведите алгоритм письменного деления на примере задания: Вычисли значение частного 2712: 4.

 

6.2.10.(ПК-1-БУ-5)

Составьте задания, которые можно предложить младшим школьникам для овладения алгоритмом письменного сложения.

 

6.2.11.(ПК-1-БУ-6)

Составьте задания, которые можно предложить младшим школьникам для овладения алгоритмом письменного умножения.

 

6.2.12.(ПК-1-БУ-6)

Составьте задания, которые можно предложить младшим школьникам для овладения алгоритмом письменного вычитания.

 

6.2.13.(ПК-1-БУ-7)

Составьте задания, которые можно предложить младшим школьникам для овладения алгоритмом письменного деления.

 

6.2.14. (ПК-1-БУ-7)

Придумайте задания, которые можно предложить ученикам для усвоения названий геометрических фигур.

 

6.2.15. (ПК-1-БУ-8)

Придумайте задания, которые можно предложить ученикам для усвоения сравнения геометрических фигур.

 

6.2.16. (ПК-1-БУ-8)

Придумайте задания, которые можно предложить ученикам для определения существенных свойств геометрических фигур.

6.2.17. (ПК-1-БУ-9)

Приведите рассуждения учащихся при решении уравнений:

х – 12 = 34 150: х = 50 5 · х – 10 = 290.

6.2.18.(ПК-1-БУ-9)

Рассмотри стр. 12-13 учебника математики для 1 класс Л.В. Занкова, В.В.Занкова. Какие виды заданий на формирование знаний о нумерации чисел первого десятка предлагается выполнить (рис.1).

Рис.1

 

 

6.2.19.(ПК-1-БУ-10)

Рассмотри задание №50 на стр. 26 учебника для 1 класса Н.Б. Истоминой (Закрой «лишнюю» картинку в каждом ряду). Какие задачи обучения и развития позволяет реализовать выполнение этого задания? (рис. 2).

Рис.2



 

 

6.2.20 (ПК-1-БУ-10)

Какие образовательные задачи можно решить при выполнении задания, представленного на рис.4 из рабочей тетради для 1 класса М.М. Безруких, М.И. Кузнецовой, Е.Э. Кочуровой[4].

Рис. 4

 

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПК-1-ПУ

 

6.2.1. (ПК-1-ПУ-1)

Сделайте анализ предложенного фрагмента урока. Соответствуют ли предлагаемые на уроке задания задачам урока? Какие подходы используются для формирования знаний? Какими методами формируется знания о разрядных десятках? Какие средства обучения используются?

Фрагмент урока

Тема: Формирование понятия о разрядных десятках.

Задачи: Повторить нумерацию чисел первого десятка, учить считать разрядными десятками от 10 до 100, записывать разрядные десятки, сравнивать разрядные десятки между собой и с однозначными числами, формировать понятие о разряде, закрепить умения выполнять арифметические действия сложение и вычитание с числами первого десятка..

Устный счет:

1) Вставьте пропущенное число:

1, …, 3, 4, …, 6, …, …, 9, …; 10, 9, …, …, …, 5, 4, …, 2, …

2) Сравните числа. Вставьте нужный знак.

6 … 9; 5…2; 7…7

Напишите нужную цифру. Дайте несколько вариантов ответа, если это возможно.

3>…; 7<…; …>…; …= 6; …=….

3) Реши (рис. 7)

Рис.7.

4) Какие числа пропущены. Поднимите нужную карточку.

5 +…= 10; …+ 6 = 8; 7 - … = 4; … - 6 = 3

5) На катке катались девочки и мальчики. Девочек было 7, а мальчиков на 4 меньше, чем девочек. Сколько детей каталось на катке?

Актуализация знаний. Учитель предлагает положить перед собой на парту одну палочку и карточку с соответствующей цифрой; увеличить количество палочек на 1 и опять положить соответствующую карточку и т.д. до 10. Поясняет, что выполнялся счет единиц. Далее просит взять столько же пучков палочек, напоминает, что в одном пучке десять палочек и значит, будет выполняться счет десятков.

Усвоение новых знаний. Сегодня мы познакомимся с разрядными десятками. Пересчитаем десятки: один десяток, два десятка (и т.д.). Дадим каждому десятку свое название. Один десяток – десять, два десятка – двадцать (и т.д.). Счет десяток ведется так же, как счет единиц. При записи десятков используются такие же цифры, но записываются они на втором месте – в разряде десятков, а на первом месте, в разряде единиц стоит цифра 0. Это двузначные числа, в их записи два знака – цифры. Знак на первом месте, справа, показывает количество единиц, а знак на втором месте, слева, показывает количество десятков.

Оформление доски: (рис.8)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
рис. 8

           
     
 


                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
     
 
 
 
   
 
 
 
 
 


Формирование умений. Как вы думаете, что означает цифра 0 в записи разрядных десятков? Что означает цифра, стоящая на втором месте? Сколько цифр в записи разрядных десятков? Почему? Сколько десятков в числе 30, какая цифра стоит в разряде десятков. Какая цифра стоит в разряде единиц. Сколько в числе 30 единиц.

Работа по учебнику и в тетради. Конец фрагмента.

 

6.2.2. (ПК-1-ПУ-1)

На основании анализа вышеприведенного фрагмента урока дайте ответ на вопрос: Какие подходы используются для формирования знаний?

 

6.2.3. (ПК-1-ПУ-2)

На основании анализа вышеприведенного фрагмента урока дайте ответ на вопрос: Какими методами формируется знания о разрядных десятках?

 

6.2.4. (ПК-1-ПУ-2)

На основании анализа вышеприведенного фрагмента урока дайте ответ на вопрос: Какие средства обучения используются?

 

6.2. 5. (ПК-1-ПУ-3)

Сделайте сравнительный анализ подходов к изучению нумерации чисел второго десятка представленные в учебнике для 1 класса М.И. Моро и др. (рис.9) и в учебнике для 1 класса Л.В. Занкова, В.В. Занкова (рис. 10).

Рис. 9

.

Рис. 10

 

 

6.2. 6. (ПК-1-ПУ-3)

Сделайте анализ предложенного фрагмента урока. Какие задачи урока реализованы в течение устного счета, какие еще предстоит реализовать?

Фрагмент урока

Тема: Замена числа суммой разрядных слагаемых.

Задачи: Учить раскладывать число на разрядные слагаемые и составлять число из разрядных слагаемых; закрепить умение читать и записывать числа первой тысячи, знания о поместном значении цифр в числе, соотношении разрядных чисел (каждые 10 единиц одного разряда составляет единицу следующего высшего разряда), о месте чисел первой тысячи в натуральном ряду; закрепить умения выполнять сравнение и арифметические действия с числами первой тысячи.

Устный счет:

1) Прочитайте числа, написанные на карточках, и расположите их от меньшего к большему:

345; 245; 365; 246; 412

2) Запишите числа: пятьсот двенадцать, девятьсот тридцать, семьсот семьдесят три, двести пять.

3) Увеличьте число 624 на одну единицу; на один десяток; на одну сотню. Сравните полученные числа. Уменьшите число 624 на одну единицу; на один десяток; на одну сотню. Сравните полученные числа.

4) Во сколько раз 400 больше, чет 40? Во сколько раз 3 меньше, чем 300?

5) Запишите числа 643 в таблицу разрядов. Что обозначает каждая цифра в этом числе?

6) На дневной сеанс в кинотеатре продали 20 билетов, а на вечерний в 10 раз больше. Сколько билетов продали на вечерний сеанс?

Актуализация знаний. Учитель предлагает назвать число, в котором 7 сотен, 5 десятков и 9 единиц. Взять карточки с числами 700, 50 и 9. Положить карточки одну на другую так, чтобы каждое разрядное число встало на свое место (рис.11) Просит повторить, сколько сотен, десятков и единиц в числе 759.

Рис. 11

 
 

 


Усвоение новых знаний. Сегодня мы будем учиться представлять число, как сумму разрядных слагаемых и записывать число, представленное в виде суммы разрядных слагаемых. Итак, в числе 759 сотен 7 (это число семьсот), десятков 5 (пятьдесят) и единиц 9. Сложим эти числа 700+50+9 и получим число 759. Мы представили число, как сумму разрядных слагаемых и нашли значение данной суммы.

Формирование умений. Что обозначает каждая цифра в числе 571? Какие разрядные числа в числе 571? Возьмите нужные карточки с разрядными числами. Как записать это число в виде суммы разрядных слагаемых?

Запишите число, которое содержит 6 сотен и 7 единиц. Сколько сотен, десятков и единиц в числе 607?

Работа по учебнику и в тетради. Конец фрагмента.

 

6.2.7. (ПК-1-ПУ-4)

На основании анализа фрагмента урока, представленного выше, дайте ответ на вопрос: соответствуют ли предлагаемые на уроке задания задачам урока?

 

6.2.8. (ПК-1-ПУ-4)

На основании анализа фрагмента урока, представленного выше, дайте ответ на вопрос: какие подходы используются для формирования знаний?

 

6.2.9. (ПК-1-ПУ-5)

На основании анализа фрагмента урока, представленного выше, дайте ответ на вопрос: какими методами формируются знания?

 

6.2.10. (ПК-1-ПУ-5)

На основании анализа фрагмента урока, представленного выше, дайте ответ на вопрос: какие средства обучения используются?

 

6.2. 6. (ПК-1-ПУ-3)

На основании анализа фрагмента урока, представленного выше, дайте ответ на вопрос: какие еще задачи можно реализовать на данном уроке?

 

6.2.7. (ПК-1-ПУ-4)

Рассмотрите, как в учебнике для 1 класса Л.В. Занкова, В.В. Занкова осуществляется знакомство со смыслом сложения и переместительное свойство сложения. Сделайте анализ (рис. 12)

Рис.12

 

 

6.2.8. (ПК-1-ПУ-4)

Какое свойство лежит в основе объяснения способа сложения однозначных чисел с переходом через разряд в учебнике 1 класса Л.В.Занкова, В.В. Занкова (рис.13). Составьте фрагмент этапа урока сообщения новых знаний.

Рис.13

 

6.2.9.(ПК-1-ПУ-5)

Сделайте анализ предложенного фрагмента урока «Сложные случаи вычитания многозначных чисел». Верно ли определены задачи урока?

Фрагмент урока

Тема: Сложные случаи вычитания многозначных чисел.

Задачи: Повто



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: