Лекция 1. Предмет, цели, задачи и структура курса «Психология детей с задержкой психического развития» (2 ч)
План:
1. Психология детей с задержкой психического развития как научная область специальной детской психологии
2. Предмет, цели, задачи и структура курса «Психология детей с задержкой психического развития»
3. Понятие дизонтогенеза.
4. Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни.
5. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза.
Литература:
1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. - Т. 5.
2. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. Составитель: Защиринская О.В. — СПб.: Речь, 2004. — 432с.
3. Петрова В. Г., Белякова И. В.Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.
4. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: 2004.
5. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развитии. – Н.Новгород, 1994.-228 с.
Лекция 2. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза (1 ч)
План:
1. История выделения из детской популяции,
2. Представленность в популяции, межполовые различия.
3. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами.
4. Причины задержки психического развития.
Литература:
1. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. Составитель: Защиринская О.В. — СПб.: Речь, 2004. — 432с.
2. Психология детей с отклонениями в развитии. Хрестоматия по психологии. / Под ред. В.М. Астапова - СПб.: 2002. с.292.
3. Петрова В. Г., Белякова И. В.Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.
4. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: 2004.
5. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развитии. – Н.Новгород, 1994.-228 с.
Семинар 2. Терминология, причины, история изучения ЗПР. (2часа)
План:
1. Каковы основные причины и механизмы ЗПР.
2. Охарактеризуйте структуру дефекта при ЗПР.
3. История социокультурного выделения ЗПР из детской популяции.
4. Развитие научных взглядов на проблему ЗПР.
5. Основные достижения дефектологии в области изучения, обучения и воспитания детей с ЗПР.
6. Актуальность теоретических и экспериментальных исследования ЗПР последних лет. Назовите и охарактеризуйте известные Вам исследования.
Литература:
- Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: 2004.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с ЗПР.- СПб., 2004. – 352с
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития. / Под ред. В.М. Астапова «Психология детей с отклонениями в развитии». Хрестоматия по психологии.- СПб.: 2002. с.257
Лекция 3. Систематика ЗПР. (1 ч)
План:
1. Клиническая характеристика ЗПР
2. Классификация ЗПР М.С. Певзнер.
3. Классификация ЗПР К.С. Лебединской.
4. Кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров (DSM – III – R и DSM – IY)
Литература:
1. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. Составитель: Защиринская О.В. — СПб.: Речь, 2004. — 432с.
2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: 2004.
3. МКБ-10 - М., 1992.
Модуль 2. Психологические особенности детей с ЗПР
Лекция 4. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР(2 ч).
План:
1. Особенности внимания детей с ЗПР.
2. Особенности памяти детей с ЗПР.
3. Особенности мышления детей с ЗПР.
4. Особенности развития речи детей с ЗПР.
5. Коммуникативные навыки дошкольников с ЗПР.
6. Развитие деятельности детей с ЗПР.
Литература:
1. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. Составитель: Защиринская О.В. — СПб.: Речь, 2004. — 432с.
2. Психология детей с отклонениями в развитии. Хрестоматия по психологии. / Под ред. В.М. Астапова - СПб.: 2002. с.292.
3. Петрова В. Г., Белякова И. В.Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.
4. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: 2004.
5. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развитии. – Н.Новгород, 1994.-228 с.
Лекция 5. Минимальная мозговая дисфункция. (1 ч)
План:
1. Клиническая характеристика ЗПР церебро – органического генеза
2. Органический инфантилизм
3. Нарушение познавательной деятельности при ЗПР церебррально – органического генеза
- Понятие минимальной мозговой дисфункции.
- Динамика проявления минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка.
Литература:
1. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. Составитель: Защиринская О.В. — СПб.: Речь, 2004. — 432с.
2. Психология детей с отклонениями в развитии. Хрестоматия по психологии. / Под ред. В.М. Астапова - СПб.: 2002. с.292.
3. Петрова В. Г., Белякова И. В.Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.
4. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: 2004.
5. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.
6. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развитии. – Н.Новгород, 1994.-228 с.