Описание и анализ картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»




Сравнительный анализ картин Поля Гогена “Сбор плодов” 1899 г. и Винсента Ван Гога “Красные виноградники в Арле” 1888 г. (ГМИИ)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………….. 3

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»…………... 4

Поль Гоген «Сбор плодов».............................................................8

Заключение………………………………………………………..15

Список источников и литературы……………………………….16

 


Введение

«Постимпрессионизм» – именно такой термин сформулировал в 1910 году Роджер Фрай, пытаясь подобрать подходящее для выставки название, которое охватило бы все разнообразие французской живописи конца XIX века.[1] Сейчас это слово, родившееся в долгих и мучительных поисках, кажется идеально подходящим для определения сложившейся в тот период ситуации. Можно даже сказать, что никакое другое понятие не представляется возможным, так как все творившие в тот период художники настолько индивидуальны и самобытны, что единственная общая для них черта – это факт того, что все они создавали свои произведения после импрессионизма и находились под значительным влиянием этого течения.

Разумеется, наиболее талантливые из художников сумели преодолеть привязанность к импрессионизму и создали свои собственные художественные миры, наполненные неповторимыми образами и идеями. Среди тех, кому это бесспорно удалось, находятся Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Этих художников можно назвать ярчайшими представителями постимпрессионизма; их творчество особенно сильно повлияло на развитие искусства XX века. Об их произведениях и пойдет речь в данной работе.

Рассмотрение и сопоставление «Красных виноградников» Ван Гога со «Сбором плодов» Гогена позволит выявить основные черты, характерные для творчества каждого из художников, а также понять, каким образом они проявляются в формальном и смысловом отношении. Кроме того, анализ произведений данных авторов интересен, поскольку они не только были знакомы, но и находились в дружеских отношениях, и, соответственно, оказывали определенное влияние друг на друга, что, впрочем, не помешало каждому из них остаться самим собой. Данная работа – это попытка узнать, что представляют собой два столь близких и, в то же время, очень далеких мира – мир Винсента Ван Гога и мир Поля Гогена.


Описание и анализ картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»

Картина «Красные виноградники в Арле», как становится ясно уже из названия, была написана Винсентом Ван Гогом во время арльского периода, который стал для художника наиболее важным и плодотворным. Ван Гог прожил в Арле чуть более года, и за это недолгое время он окончательно вышел из-под влияния импрессионистов, а его неповторимый индивидуальный стиль укрепился и расцвел во всей своей силе. К этому периоду относятся 190 картин и 108 сохранившихся рисунков. В это время тяга Ван Гога к творчеству была поистине непреодолимой. В письме к своему брату Тео он говорил: «В жизни, да и в живописи я могу обойтись без Бога, но я, как человек, который страдает, не могу обойтись без чего-то большего, без того, что составляет мою жизнь, - возможности творить».[2]

Живя в Арле, Ван Гог работал без устали, создавая порой по нескольку картин за день, причем каждая из них наполнена необычайной энергией художника, каждая отражает его глубокую и напряженную внутреннюю жизнь. В ноябре 1888 года, когда и были написаны «Виноградники», Винсент испытывал состояние душевного подъема: он был очарован арльской природой, ставшей неиссякающим источником для его полотен; надежды Ван Гога на создание мастерской художников подкрепились недавним приездом Гогена. Раздоры еще не омрачали их жизнь, и до трагедии было далеко. В таких условиях была создана эта картина – единственная проданная при жизни работа Ван Гога.

Смотря на эту картину, мы видим совершенно обыденный сюжет: крестьяне собирают виноград в солнечный день. Однако буйство красок и не поддающийся логическому описанию мазок - живой, подвижный, готовый вырваться за пределы холста; а также ярчайшее солнце, лучи которого растворяются в небе и освещают все пространство картины, не дают нам усомниться в истинной глубине и нетривиальности этого произведения.

Картина была создана быстро, очень быстро. Создается впечатление, что, только лишь начав писать, художник сразу же впадал в состояние неистовой экзальтации и своеобразной истерии, пытаясь писать так же быстро, как видел.[3] Тогда ничто уже не могло завладеть его вниманием, потревожить или помешать творить. Подобное состояние он, наверное, сохранял до тех пор, пока картина не была закончена. Об этом свидетельствует разнонаправленность мазка и неоднородность его фактуры: на большей части полотна он практически рельефен, но, в то же время, в некоторых местах проглядывает холст.

Однако скорость не подразумевает необдуманности выполнения. Как известно из писем Ван Гога, он много времени проводил, гуляя по Арлю в поисках новых сюжетов, обращая внимания на те мотивы, в которых он находил что-то, что могло его затронуть, в чем, по его мнению, крылась внутренняя поэзия и жизнь. «Я целиком отдаюсь сложным раздумьям, результатом которых является ряд полотен, выполненных быстро, но обдуманных заблаговременно»[4], - писал он Тео. Интересно отметить, что его «никогда не влекли знаменитые античные руины Арля и красивые церкви – места, посещаемые всеми туристами. Он предпочитал писать вещи, знакомые ему, или простые сюжеты, красоты которых не замечали большинство туристов».[5]

Ван Гог был поистине близок к природе. Он писал: «Лично я люблю все настоящее, все подлинно возможное. … В моих работах звучит подлинно сельская нота, и они пахнут землей» и «…Меня так интересует действительное, реально существующее, что у меня слишком мало желания и смелости, чтобы искать идеал, являющийся результатом моих абстрактных исследований. … Я безостановочно поглощаю натуру. Я преувеличиваю, иногда изменяю мотив, но все-таки не выдумываю всю картину целиком; напротив, я нахожу ее уже готовой в самой природе».[6] Так и сюжет «Виноградников» был найден Ван Гогом в окрестностях Арля.

Рождение данной картины можно проследить по письмам Винсента к брату. Вначале он восхищался «Если бы ты видел здешние виноградники!»[7], затем писал уже более конкретизировано: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник – красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним зеленое небо, вокруг – фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней – желтые отблески заката».[8] Два письма спустя он уже сообщает Тео о том, что завершил полотно, изображающее виноградник.[9]

Точно таким, каким описал его брату Ван Гог, видим красный арльский виноградник и мы. Пространство картины уходит вглубь по линии, образованной деревьями, окаймляющими виноградник. Эта линия постепенно переходит в линию горизонта, где изображена пара домиков, одинокое дерево и смутные очертания города. Изгиб дороги повторяет линию деревьев, уравновешивая, таким образом, композицию картины.

Условно пространство полотна можно разделить на две части: ближнюю и дальнюю. В ближней части зритель, прежде всего, видит мокрую после дождя землю, изображенную преимущественно фиолетовым цветом с вкраплениями красного, черного, грязно-зеленого, оранжевого. Важно отметить, что художник использовал преимущественно чистые краски, не смешивая цвета заранее, – разные краски начинали взаимодействовать друг с другом уже на холсте. Исключением является лишь создание некоторых тонов при помощи белил. Цвет был чрезвычайно важен для Ван Гога. Он писал Гогену, что хочет внушать поэтические идеи с помощью цвета.[10] Помимо этого, Винсент использовал цвет и для построения композиции. Изменение цвета, а именно переход от красного к оранжевому в изображении виноградника, в первую очередь, отделяет передний план от заднего.

Очевидно, что во многих местах Ван Гог просто выдавливал краску на холст из тюбиков, а участие кисти было минимальным. Так, например, выполнена большая часть самого виноградника, который представляет собой неделимое взаимодействие пурпурного, винно-красного, оранжевого, коричневого, бордового, бежевого и черного цветов.

На первом плане картины, там, где еще нет виноградника, а есть лишь влажная земля, художник оставил достаточно много свободного, не заполненного фигурами пространства. Благодаря этому, зритель, наблюдающий за происходящим на картине чуть сверху, легко может воспринять своеобразный призыв Ван Гога – приглашение проникнуть в изображенный им мир, оказаться внутри картины, почувствовать зной южного солнца и непосредственно приблизиться к крестьянам, выполняющим свою рутинную работу.

Крестьяне за работой – одна из любимых тем Ван Гога. Его сочувствие к низшим слоям общества было вызвано не жалостью, а глубокой симпатией к качествам, которые видел Винсент в простом народе. Среди этих качеств он отмечал силу духа, искренность, любовь к труду, естественность, и, конечно, глубокую связь с землей и природой. Вообще, «как художник, он акцентировал внимание на различных категориях тружеников, и его выбор был обоснован стремлением изображать людей в движении».[11]

И на данной картине мы видим фигуры работающих крестьян, выполненные с вниманием и интересом: ни одна поза не повторяет другую. Более того, приглядевшись, мы обнаружим, что шестеро из них образуют композиционный круг. Он берет свое начало от крестьянки, расположенной ближе всего к зрителю, движется вглубь виноградника и затем поворачивает, причем каждый следующий крестьянин еще сильнее сгибается к земле, чем предыдущий. Круг завершается, возвращаясь туда же, где начался; и движение возобновляется, не прерываясь. Такова цикличность тяжелого крестьянского труда, который состоит из бесконечного повторения одних и тех же движений; таково и все однообразие человеческой жизни.

Началом второй, дальней части картины можно считать то место, где виноградник становится скорее желтым, чем красным, фигурки крестьян превращаются в черные силуэты, и начинается окаймляющая линия деревьев. На этой же прямой находится человек, едущий на повозке, и путник, идущий по дороге. Здесь колорит становится более однотонным, манера исполнения более уравновешенной, мазок – менее бурлящим и динамичным. Спокойствие дальнего плана контрастирует с волнением ближнего.

Вся ярко-желтая часть поля однородна, направление мазков кисти – горизонтальное. Очертания деревьев с красно-коричневыми стволами и сине-зелеными кронами сформированы с помощью мазков соответствующего направления. Это типично для Ван Гога, отказавшегося от предварительного рисунка во имя большей выразительности красок и фактуры.

Дорога связывает передний и задний планы картины, но и начало, и конец ее нам неведомы - они находятся за пределами полотна. Дорога – отражение неба - написана короткими горизонтальными штрихами голубого и желтого цвета; так обычно изображают художники поверхность воды. Ван Гог передает таким образом ощущение земли, пропитанной влагой; и поэтому дорога даже может показаться рекой. Однако идущий человек доказывает обратное. Этот путник идет по дороге, направляясь к горизонту, где все становится менее четким и стихает, туда, где уже нет места тяжелому и кажущемуся бессмысленным труду и где Ван Гог мог видеть возможность умиротворения.

Там же находится и солнце, которое на этой картине играет значительную роль. Оно - большое, добела раскаленное, хоть и приближающееся к закату, распространяет свои яркие оранжевые лучи повсеместно. Они растворяются в желто-зеленом, латунном небе, отражаются от мокрой земли, освещают виноградник; их отблески видны и на листве деревьев. Благодаря этому всепоглощающему свету, картина становится теплой, несмотря на явное присутствие холодных тонов.

В целом, первоначальное смятение, которое вызывает картина, затем значительно смягчается. «Странное сочетание уравновешенности и напряженности»[12] - отличительная черта как жизни и характера, так и живописи Винсента Ван Гога, которая проявляется и на этом конкретном полотне.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: