Этические проблемы информационного сервиса




Коммуникация в сервисной дея­тельности - это прежде всего обмен информацией различного качества и содержания. Категория "информация" требует специ­ального рассмотрения.

Наша цивилизация вступила в новую эру - эпоху постиндуст­риального общества, - где информация является стержнем эконо­мики и главной ценностью корпорации. Качество и уровень жиз­ни в настоящее время определяется количеством обладаемой ин­формации.

СМИ наперебой "рассказывают", что, где, когда, как, сколько купить, продать, узнать, получить и т. п. Каждое круп­ное предприятие и рейтинговая фирма имеют в своей структуре отдел, занимающийся сбором и распространением информации в интересах своей фирмы: собирают данные об уровне спроса в том или ином регионе на тот или иной товар или услугу, об активности клиентов, о конкурентах, о надежности партнеров, о личных качествах руководителя предприятия, о спонсорах и т. п. (изучают конъюнктуру рынка), а распространяют информацию о своих товарах и услугах и формах их предоставления (реклама).

Кроме того, существуют отделы, "добывающие" принципиально новую информацию в социально-бытовой сфере, в сфере экономики, технологий и др. Профессионально заниматься подобными проблемами призваны специалисты по информационному сервису. Собственно, управление потоками информации и является содержанием их деятельности. Однако надо отметить, что в силу своей ценности информация распространяется и используется некорректно и часто незаконно. В политике, например, активно применяются так называемые "грязные" предвыборные и выборные технологии (избирателям предоставляется заведомо ложная, порочащая информация о том или ином кандидате с целью повлиять на их выбор, "покупаются" голоса избирателей и т. п.). В экономике широко используется контрменеджмент, блокирующий нормальную деятельность конкурирующей фирмы. Известно, что четырехкратное увеличение объема информации ведет к удвоению объе­ма производства. Мировая практика показывает, что утрата 20 % информации приводит к разорению фирмы в 60 случаях из 100. Этих примеров уже достаточно для того, чтобы ставить вопрос об информационной этике.

В начале XXI века защита информации - проблема особой важ­ности. Фирмы, заинтересованные в конкурентоспособности, ста­раются обеспечить эффективную защиту своей информации и ус­тановить контроль за ее использованием. Одним из направле­ний такой деятельности является работа с кадрами: им вменя­ется в обязанность неразглашение коммерческой тайны и деловой информации.

Коммерческая тайна возникает тогда, когда некая информа­ция представляет интерес для предпринимательства и является предметом, обеспечивающим высокую конкурентоспособность предприятия на промышленном рынке.

Коммерческая тайна - это преднамеренно скрываемые экономические интересы и сведения о различных сторо­нах и сферах деятельности фирмы, охрана которых обус­ловлена возможной угрозой экономической безопаснос­ти фирмы.

Секретность в условиях рыночных отношений защищает про­изводителя от недобросовестной конкуренции: скрытое использо­вание торговой марки, подделка продукции, обманная реклама, подкуп, шантаж и т. п.

Засекречиванию в интересах бизнеса фирмы подлежит и деловая информация. В первую очередь выделяется информация, ко­торая может привести к банкротству, - это так называемые "ноу-хау" (от англ, know-how, букв. - знаю как; документально офор­мленные технические знания, опыт фирмы, лежащие в основе ее деятельности). К конфиденциальной информации относятся све­дения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, суммах кре­дитования. Огласка этих сведений приводит к потере предприя­тием на некоторое время финансовой стабильности. Не подлежит распространению информация, сопряженная с неблагоприятны­ми последствиями: адреса и номера домашних телефонов сотруд­ников фирмы, текущие планы работы, информация о производственных конфликтах.

Секретная информация переводится в разряд охраняемой. В некоторых странах она защищена законодательно (США, ФРГ, КНР), в других контроль за соблюдением секретности основывается на "Кодексе поведения служащих" (Япония). В России систе­ма защиты информационной собственности еще не развита и на данный период осуществляется приказом руководителя предпри­ятия (фирмы), в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не вправе отнести к ней сведения о направлениях деятельности фирмы, поскольку это может при­вести к сокрытию фактов, способных нанести ущерб обществу.

 

Вопросы этики, связанные с цифровыми технологиями

Рабо­тать с информацией можно, используя различные каналы. Осо­бенно насущными вопросы информационной этики становятся в связи с развитием цифровых технологий, т. е. получением, рас­пространением и обработкой информации при помощи IBM PS.

Проблема стала актуальной в 90-е годы XX века и связана с развитием сети Интернет и баз данных. Интернет выступает в роли механизма быстрой передачи информации. От традицион­ных средств связи (письма, факс, телефон) его отличает не только оперативность, но и анонимность пользователей, и широкая ауди­тория потенциальных потребителей информации. Из-за этого лю­бой несанкционированный доступ к данным, например о финансовом положении в компании или о ее стратегическом плане раз вития, представляет реальную угрозу для собственников или ме­неджеров. Попав на биржу или к конкурентам, эти "внутренние'' данные нанесут урон компании, а выявить виновника "утечки" будет крайне трудно.

Всемирная сеть изменила взаимоотношения работодателя и работника в тех сферах бизнеса, где основной формой организации деятельности являются проекты. Прежде всего, виртуальные отношения требуют высокой степени доверия между работодателем и работником. Фактически все держится на электронной переписке. Однако в большинстве стран законодательство четко не регламентирует, какие гарантии предоставляют стороны друг другу при таком характере отношений. Проблемы возникают в сфере выяснения подлинной профессиональной квалификации работника, в выработке механизма оплаты труда, социальных гарантий (например, рассматривать ли временную занятость по сети, как работу, или нет).

Переход на работу по внутренней сети с выходом в Интернет и с помощью электронной почты расширил возможности работодателя контролировать работу сотрудников. В американских и европейских компаниях системный администратор может подвергать деловую переписку сотрудников досмотру. Работодатель вправе ограничить доступ к развлекательным сайтам и к системе обмена сообщениями ICQ. Несмотря на то, что такой контроль посяга­ет на конституционные права граждан, прецедентов судебной от­мены данной практики не было. Работники соглашаются с логи­кой нанимателя, в соответствии с которой на работе надо только работать.

Именно электронная почта является сегодня основным инстру­ментом общения в Интернет. Удобство времени и места общения, выражающееся в отсутствии необходимости в строго определен­ное время "подлавливать" своего собеседника в офисе или на теле­фоне, крайняя дешевизна этого сервиса и возможность мгновен­ного отклика на сообщение - вот причины, по которым электрон­ная почта завоевала столь большую популярность. Отправка фай­лов и документов любого формата позволяет экономить на услугах курьера, междугородней и международной связи. Ваша электрон­ная подпись в конце каждого послания сообщает вашему партне­ру всю необходимую информацию о вас, вашей должности, виде деятельности вашей компании, ее адресе и способах связи, а так­же приглашает посетить ваш корпоративный web-сайт. Электрон­ная почта - незаменимый инструмент любого маркетолога, а так­же сотрудников отделов закупок, продаж, рекламы, PR. Марке­тологи могут, например, проводить с ее помощью маркетинговые исследования, рассылая клиентам и партнерам анкеты, анализ которых в дальнейшем позволит усовершенствовать работу ком­пании. Специалисты по сервису просто обязаны активно исполь­зовать Интернет, уделяя при этом повышенное внимание обще­нию по электронной почте. Общение с клиентами, от которых получение обратного отклика электронная почта делает удобным и дешевым, позволит сотрудникам этого направления деятельно­сти лучше узнать рынок, в том числе: ожидания потребителей и их честное и объективное мнение о ваших товарах и услугах, пер­спективы вашей компании и фирм-конкурентов.

Кроме того, сле­дует учитывать, что 75 % новых товаров и услуг, по статистике, обречены на провал. Предварительное анонсирование новых това­ров и услуг в Интернет позволяет порой собрать достаточно боль­шое количество заказов еще до проведения дорогостоящей рек­ламной кампании, а пробное оказание этих услуг (или продажа товаров) небольшому количеству активных пользователей сети и получение оперативного отклика от них позволит вам в кратчай­шие сроки найти допущенные ошибки и, исправив их, более ус­пешно выйти на реальный рынок.

При всех своих плюсах использование электронной почты спо­собно также породить и проблемы, некоторые из которых могут иметь серьезные и неприятные последствия. Вот некоторые пра­вила, которые необходимо соблюдать, используя электронную почту.

- Не прибегайте к спаму. Спамом может считаться любое сооб­щение, не имеющее своей темой ответ на ваше предыдущее сообщение или получение которого вами не санкционировано. Стремительное возрастание количества электронных сообще­ний часто отнимает много времени, и весомую лепту в этот поток сообщений вносят спамеры. Если хотите иметь хорошую репутацию в Интернет, никогда не прибегайте к спаму. Веро­ятность, что ваше сообщение будет интересно или полезно слу­чайному получателю, составляет сотые доли процента, у боль­шинства же вызовет крайне негативную реакцию. Подобные сообщения часто воспринимаются как назойливая саморекла­ма. Рассылка спама - некорректный способ работы, и уважаю­щая себя компания не прибегает к подобным методам.

- Опасайтесь быть неправильно понятыми. Несмотря на чрез­вычайное удобство общения, электронная почта не позволяет передавать иронию, сарказм и многие другие нюансы общения, поэтому следует мысль формулировать лаконично и избегать двусмысленных выражений.

Конечно, существуют десят­ки видов условных знаков -"смайлов", которыми обменивают­ся пользователи, но они едва ли уместны в серьезном деловом общении с малознакомым человеком, а именно с малознакомы­ми людьми вам придется общаться чаще всего.

- Помните о низком уровне конфиденциальности электронной почты. Не стоит посылать по электронной почте какую-либо информацию, использование или огласка которой могут повредить вам или вашей компании. Ваши электронные сообщения могут быть прочитаны не только системными администраторами вашей компании, но и администраторами других узлов сети, через которые пройдет ваше сообщение, а также хакерами, сотрудниками различных спецслужб, специалистами в области промышленного шпионажа и людьми, которым вы отправили электронное сообщение по ошибке.

- Регулируйте присвоение электронных адресов. Для того чтобы произвести на своих клиентов и партнеров благоприятное впе­чатление, придерживайтесь некоторых несложных правил в выборе электронных адресов. Если вы еще только открываете для себя Интернет, то ваш электронный адрес скорее всего имеет вид: your_company@mail.ru, (yandex.ru, mtu-net.ru, yahoo.com, usa.net) или что-то в этом роде. В этом случае особой альтернативы нет - перед символом @ "собака" обычно стоит название вашей компании или ваша фамилия в латинской транскрип­ции. За "собакой" следует название фирмы или web-сайта, пре­доставляющего бесплатные почтовые ящики всем желающим. Лишь в случае крайней необходимости называйте адреса элек­тронной почты словами sale@>, marketing@>. или прочими названиями отделов. Каждому приятно общаться по электрон­ной почте с живым человеком, имеющим имя и фамилию, а не с бездушным "отделом маркетинга", "отделом продаж" или вовсе непонятной аббревиатурой. Небольшой фирме отлично подой­дут адреса вида имя@названиефирмы.ru, компании покрупнее или большой корпорации - имя.фамилия@фирма.ru или имя^фамилия@firma.гu. Следите за тем, чтобы названия по­чтовых адресов и шаблоны электронных подписей были едино­образны внутри всей вашей компании и являлись при этом особым элементом ее фирменного стиля.

- Не посылайте больших сообщений. Относитесь с уважением ко всем людям, с которыми вам приходится общаться по элект­ронной почте. Помните, что многие из них не имеют неограниченного доступа в Интернет и вынуждены лично платить за каждую минуту соединения с Интернет. Поэтому будьте предельно лаконичны и посылайте только самую необходимую информацию.

- Заполняйте все поля электронного сообщения. Каждое электронное письмо имеет поля "to" (кому) и "subject" (тема сообщения). Многие люди, ведущие активную деятельность в Интер­нет, получают в день десятки и даже сотни электронных сообщений, при этом они обычно читают только те письма, в которых вразумительно заполнены эти два поля. Если вы рассчитываете на серьезное отношение к вам - научитесь уважать ваших собеседников, и, в частности, их время.

- Не используйте в письме и его теме исключительно большие буквы. Не вдаваясь в подробности, отметим, что в среде пользователей Интернет они воспринимаются, как крик. Не кричите на своих клиентов и партнеров.

- Отвечайте компетентно и оперативно. Если вам пришел зап­рос по e-mail или какое-либо коммерческое предложение, старайтесь ответить на него как можно скорее, иначе это с удовольствием сделают ваши конкуренты. На сегодняшний день считается нормальным ответить на письмо в день его получения или на следующий день. Многие компании стараются ответить на письмо в течение часа. Некоторые западные компании, имеющие в своем штате достаточное количество сотруд­ников, единственной должностной обязанностью которых яв­ляется ответы на входящие электронные сообщения, отвечают на них в течение 10 минут. Энди Гроув, бывший глава компа­нии "Интел", сказал, что в Интернет побеждает не самая круп­ная, а самая быстрая компания.

- Не превозносите себя и не унижайте конкурентов. Эта реко­мендация применима не только для Интернет-общения, но в Интернет она более актуальна. Любые слова (особенно - заве­домо лживые) могут повернуться против вас и закончиться са­мыми неприятными последствиями. Интернет хоть и считает­ся виртуальным, последствия способен вызвать более чем реаль­ные. Будьте всегда лояльны, беспристрастны и великодушны.

XXI век - век высоких технологий. Сегодня для создания бла­гоприятного образа компании уже не достаточно выпустить рек­ламный буклет на глянцевой бумаге и заказать PR-статью в один из деловых журналов - необходимо использовать новые технологии общения, делая это грамотно, со вкусом и на пользу компании.

 

 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: