Тема 5. Лексика и фразеология. Лексические нормы. Лексические ошибки.




ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов I КУРСА

Технических специальностей и направлений подготовки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с ФГОС ВПО второго поколения в высших специальных учебных заведениях в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ - «Общие гуманитарные и соци­ально-экономические дисциплины».

Контрольная работа ориентирована на достижение следующих целей:

· воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основу контрольной работы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта высшего образования базового уровня.

 

Содержание заданий для контрольной работы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В процессе обучения студенты долж­ны осознать различие между языком и речью, глубже усвоить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми. Углубить знания о стилистическом расслоении современного рус­ского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литератур­ного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства рус­ского литературного языка.

Содержательной основой контрольной работы по данному курсу является обоб­щение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому язы­ку, с более глубоким изучением общих вопросов русского языка, с разветвленной системой практической работы по применению лингвистиче­ских знаний к речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повыше­нию уровня их грамотности.

Тема 1. Фонетика. Орфоэпические нормы. Фонетические ошибки.

В процессе обобщающего повторения фонетики и орфоэпии свои знания о соответствующих единицах языка фонетики, выявлять фонетические, орфоэпические ошибки и недочеты в специально подобранных текстах.

Тема 2. Синтаксис. Грамматические нормы (синтаксис). Синтаксические ошибки.

Особую важность приобретают анализ и преобразование студента­ми текстов с учетом нормативных требований. Основной ча­стью этой работы является совершенствование навыков связной устной ре­чи и грамотной, с точки зрения грамматических норм.

Тема 3. Части речи. Грамматические нормы (морфология). Морфологические ошибки.

Повторяя морфологию обращаемся к типичным для данной профессии словоформам, в том числе терминологическим и к синтаксическим структурам, наиболее ориентированным на тексты по данной специальности.

 

Тема 4. Текст. Стили языка. Стилистические ошибки.

Работа над стилями литературного языка предполагает более осно­вательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицисти­ческого и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом в качестве дидактического материала используются текстов, профессионально значимых для студентов данного образовательного направления, привлече­ние профессионально и социально значимой тематики анализируемых текстов.

Тема 5. Лексика и фразеология. Лексические нормы. Лексические ошибки.

Повторяя лексику, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам. При анализе, например, лек­сики научного текста или официального документа важно не только выявить её в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики науч­ных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: