Основные теоретические концепции семьи: концепция о триангуляции, концепция о позиции сиблингов




Психология семьи

1. Предмет, задачи, основные понятия психологии семьи

Психология семьи – относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины. Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения. Психология развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях, содержание, условия и факторы социализации, проблемы воспитания ребенка в семье, психологические особенности детско-родительских отношений. Возрастно-психологическое консультирование, направленное на контроль за ходом психического развития ребенка, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития, рассматривает семью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Семейное воспитание и педагогика всегда были важнейшей отраслью педагогической науки. Психология личности рассматривает общение и межличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореализации, разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетом ресурсов семьи. В рамках клинической психологии внутрисемейные отношения рассматриваются как важный фактор в контексте проблем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических нарушений и отклонений. Система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую основу современной семейной психологии, актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину – психологию семьи. Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.Задачи психологии семьи включают:исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;изучение психологических особенностей супружеских отношений;изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях;изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их преодоления.

2. История происхождения семьи

Брак и семья – общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, однако, данные понятия не являются тождественными. В белорусском языке брачный союз обозначается термином «шлюб», который берет свое начало от древнеславянского слова «сълюб», обозначающего торжественное обещание. «Слюбитись» – означает договориться. Брак представляет собой санкционированную обществом форму отношений между полами и к потомству, т. е. средство регуляции половых отношений и воспроизводства населения. Брак является основой формирования семьи. Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Брак и семья – категории исторические. В истории человечества сменилось немало форм организации половых отношений, определяемых уровнем социально-экономического развития общества. Опираясь на этнографические исследования, можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной. Первоначальной формой брака являлась эндогамия (от греч. «эндо» – внутри и «гамос» – брак), предполагавшая свободные связи внутри рода, регулируемые биологическими факторами, что привело к конфликтам внутри рода и возникновению социальных «табу». Вследствие этого возникла такая форма как экзогамия (от греч. «экзо» – вне и «гамос» – брак), запрещающая браки внутри «своих» родов, и определяющая необходимость вступать в него с членами других общностей. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена. Затем сформировался полигамный брак: многоженство (полигиния) и многомужество (полиандрия). В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью). Развитие общества, рост производительных сил определили переход к парному браку, моногамии (единобрачние: один муж – одна жена). Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному. В цивилизованном обществе основной формой брака является моногамия (один муж – одна жена). «Современная» семья, зародившаяся на рубеже XIX-XX вв., обладает рядом специфических особенностей, отражающих общие закономерности и достижения прогрессивного развития общества. С.И. Голод выделяет три исторических типа семьи: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный). Патриархальный тип семьи базируется на жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования – подчинения: авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, – абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Детоцентристскийтип семьи основан на приоритетности ее воспитательной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей, и детей. Воспитание детей – главный смысл жизни семьи. Супружеский тип семьи – новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Характерными особенностями такой семьи является забота о развитии каждого из ее членов как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи. Особенности современной семьи: особая роль родительства, как института первичной социализации человека; основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка; семейная система является достаточно открытой. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму; переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети), которая становится наиболее типичным вариантом семейной системы.

3. Проблематика современных направлений исследования семьи

В РБ семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки дали глубокий анализ семейно-брачных отношений. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» – литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г. В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А.М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом. С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.). В настоящее время есть несколько основных направлений исследования – это факторы, влияющие на качество брака, циклы развития семьи, ролевая структура семьи, распределение власти между членами семьи, общение между партнерами, психологические особенности родителей и детей и т.д. В психологии семьи выделена целая область под названием семейное консультирование.Данные исследований психологии семьи – основа для создания различных социальных и психологических программ. Они базовый источник в разработке научных принципов для подготовки специалистов, которые работают с семьями, а также осуществляют коррекционную работу с семьей и ее членами.

4. Направления государственной политики в отношении семьи в РБ, правовое регулирование семьи

Проводимая в последние годы активная государственная социальная политика по поддержке семей с детьми, в том числе многодетных семей, начинает сказываться на их уровне и качестве жизни в сторону улучшения. В СССР проблему подготовки подрастающего поколения к семейной жизни пытались решить на общегосударственном уровне. В советский период были разработаны специальные учебные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. В период кризисов 90-х гг. XX века адаптация подрастающего поколения к семейной жизни продолжала декларироваться как важная задача. Однако из школьной программы была исключена дисциплина «Этика и психология семейной жизни». В начале XXI века социально-экономические и культурно-нравственные изменения в обществе привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным в силу отсутствия общественных институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации. Более актуальными стали проблемы сексуального просвещения, безопасного и ответственного поведения. Данный факт можно объяснить действием следующих факторов: с одной стороны, снижением возраста начала половой жизни, с другой стороны – тенденцией заключать брак в более позднем возрасте. Белорусские исследователи Л.И. Смагина, Л.И. Олифирович, А.С. Чернявская и др. отмечают, что начало XXI века ознаменовано возникновением кризиса белорусской семьи. Об этом свидетельствует дефицит насыщенного межличностного общения, когда члены семьи обсуждают только бытовые проблемы и, как следствие, увеличение количества детей с нарушениями речи, ограниченным словарным запасом, с различными нервно-психическими расстройствами. Этот феномен специалисты объясняют эмоционально-духовным одиночеством детей, обусловленным недостатком родительской любви и внимания. Досуг семьи через систему ценностей, традиций и обычаев определяет вкусы, предпочтения и поведение каждого человека. Для большинства современных семей квартира, дом стали единственным местом проведения свободного времени в будни и праздники, а такой замкнутый образ жизни влечет за собой увеличение потребления спиртных напитков. Ограничение жизненного пространства стенами своего жилища представляет и такую опасность, как преувеличение семейных неприятностей. Эти и другие изменения в жизнедеятельности семьи провоцируются также индивидуализацией жизни взрослых и детей, демократизацией межличностных отношений, размыванием поведенческих норм и ролевых обязанностей. Упомянутые изменения в осуществлении современной семьей своих функций свидетельствуют о том, что, пройдя долгий путь развития, малая ячейка общества подверглась трансформации или, скорее, деформации, часто называемой кризисом семьи. Законодательные акты: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье и иные законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь; нормативные правовые акты, принятые Правительством Республики Беларусь.

5. Направления государственной политики в отношении семьи в РБ, юридические аспекты брака, защита семьи

Законодательство Республики Беларусь о браке и семье основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Кодекса о браке и семье и других актов законодательства Республики Беларусь. Семья, являясь естественной и основной ячейкой общества, находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем создания условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи, льготной налоговой политики, выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, льготного кредитования, создания и развития учреждений образования, организаций культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, создания условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, развития инфраструктуры быта. Признается только брак, заключенный в органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Религиозные обряды, касающиеся вопросов брака и семьи, правового значения не имеют. В Основном Законе – Конституции Республики Беларусь определены главные положения государственной семейной политики: брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства; супруги равноправны в семейных отношениях; родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении; ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию; дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей;дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь; женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья. Конституционные положения получили дальнейшее развитие в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. В нем сформулированы основные задачи законодательства в области семейных отношений: укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей; построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи; установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с Кодексом; установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, нормами международного права; охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка.

6. Направления государственной политики в отношении семьи в РБ, конституционная охрана прав ребенка Важнейшей политической, социально-экономической задачей РБ является гарантия защиты государством и обществом детств. В кодексе «О браке и семье» в 1999г. впервые был заключен раздел охраны детства, посвященный социальным и материальным правам несовершеннолетних. В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.1 закона от 19 ноября 1993г. «О правах ребенка» ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста 18летесли по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме. В ст. 179 кодекса «О браке и семье» определено, что несовершеннолетним считается лицо, с момента рождения до достижения им 18 лет. Национальное законодательство исходит из того, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в особой преимущественной и первоочередной заботе как со стороны родителей, так и со стороны государства. Гос-во гарантирует защиту прав ребенка до и после рождения. В соответствии с конвенцией о правах ребенка государство уважает и обеспечивает охрану неприкосновенности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю, употребления наркотических средств и психотропных веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм.Социальные права детей: право на жизнь, достойные условия жизни охрану здоровья; право на жизнь в семье; право на образование и труд; право на отдых и досуг; право на свободу личности; право на защиту. Родители и др.лица, воспитывающие ребенка несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для развития ребенка. Материальные права детей: право на материальное обеспечение закреплено в ст. 21 Конституции РБ. Оно выражается в следующем: каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий; каждый ребенок, независимо, от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического, умственного и духовного развития, реализации природных склонностей и талантов, получение образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.Право на жилище закреплено в ст. 21 Конституции РБ: суть данной правовой нормы сводится к тому, что каждый ребенок имеет право на жилище, по размеру и качеству соответствующие нормам и стандартам, установленным в РБ Право на имущество закреплено в ст. 33-36 Конституции РБ Суть этого права сводится к тому что: каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, предусмотренные законодательством; ребенок, независимо от места его проживания, в соответствии с законодательством имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их умершими решением суда.Право на свободу личности закреплено в ст. 33-36 Конституции Республики Беларусь. Оно выражается в следующем: государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают; дети имеют право на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути; каждый ребенок имеет право самостоятельноопред. свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В отношении ребенка, достигшего 10 лет, производится с его согласия.

7. Направления государственной политики в отношении семьи в РБ, права и обязанности супругов

Права и обязанности супругов, их имущественные отношения регулируются законодательством о браке и семье Республики Беларусь, которое основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Кодекса Республики Беларусь о Браке и семье и других актов законодательства. Из норм упомянутого Кодекса вытекает, что возникновение прав и обязанностей супругов определяется днем регистрации заключения брака органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, справедливого распределения семейных обязанностей. Также супруги обязаны материально поддерживать друг друга. Материальные обязательства супругов по отношению друг к другу могут быть определены добровольным соглашением посредством заключения Брачного договора. В случае отказа в материальной поддержке, нуждающиеся в материальной помощи нетрудоспособный супруг, жена в период беременности, супруг в течение трех лет после рождения ребенка, который находится в отпуске по уходу за ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем, имеют право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами. Брачным договором могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых наступает обязанность супруга оказывать материальную поддержку другому супругу. Материальная поддержка включает в себя заботу о здоровье друг друга, полноценном питании, проведении летнего отдыха, приобретении необходимых вещей для супруга и т. д. Право нуждающегося в материальной помощи нетрудоспособного супруга (пенсионера, инвалида) на получение содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, сохраняется и после расторжения брака, если он (она) стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение одного года после его расторжения. Бывшая жена также сохраняет право на получение содержания от бывшего мужа, обладающего необходимыми для этого средствами, в период беременности, если беременность наступила до расторжения брака, и в течение трех лет после рождения общего ребенка, если она находится в отпуске по уходу за ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем. Бывший муж, находящийся в отпуске по уходу за ребенком и осуществляющий родительскую заботу о нем, также в течение трех лет после рождения общего ребенка сохраняет право на получение содержания от бывшей жены, обладающей для этого необходимыми средствами. При отказе предоставить материальное содержание добровольно, брачно- семейное законодательство устанавливает возможность его получения в судебном порядке.

8. Семья как система, ее признаки: взаимосвязь, структурная организация, специфичность внутрисемейных процессов, динамичность, способность к самоорганизации, диалектика гомеостаза и развитияСемья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функциейсемьи. Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья – это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Можно выделить основныефункциисовременнойсемьи в связи с главными сферами ее жизнедеятельности и важнейшими потребностями. Многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют супружеские функции, вторую – родительские. В группу супружеских функций входят функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие. Группа родительских функций включает функции рождения и воспитания детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Функция духовного культурного) общения проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ее составными компонентами являются: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи во взаимодействии со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной и социальной средой. Счастливый брак предполагает такой диалог супругов, в процессе которого происходит обмен мыслями (информацией) и преимущественно положительными эмоциями. Необходимым условием такого обмена является четкая система хорошо усвоенных нравственных норм и правил. Главное назначение этой функции – обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания в семье. Поэтому совершенствование духовных отношений предполагает повышение культуры общения. Супружеское общение – одна из сфер самореализации личности. Оно не имеет себе равных по глубине и близости умственных и особенно эмоциональных контактов. Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Функция первичного социального контроля обеспечение выполнения социальных норм и правил членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. Нельзя не учитывать тот факт, что семья устанавливает отношения и поддерживает связи с государственными учреждениями, общественными организациями, трудовыми коллективами, семьями, отдельными лицами. Эта сфера ее жизнедеятельности связана с реализацией представительской функции.К числу важнейших относится и хозяйственно-бытовая(экономическая) функция семьи, которая направлена на удовлетворение ее материальных потребностей, содействует сохранению физических сил и здоровья всех членов семейной группы. Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности. В то же время семья позволяет осуществлять регулирование сексуально-эротической направленности поведения супругов, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества. Не случайно в качестве одной из важнейших функций семьи является репродуктивная (функция деторождения или биологического воспроизводства населения).

9. Основные теоретические концепции семьи: теория семейных систем МюрреяБоуэна, концепция о дифференциации Я. Получив базовую подготовку как психоаналитик и как биолог, МюррейБоуэн работал над созданием теории возникновения эмоциональных расстройств, которая бы имела под собой естественнонаучную основу. Боуэну удалось объединить учение Фрейда о бессознательном, дарвиновскую теорию эволюции, а также результаты собственных исследований семей больных шизофренией в Национальном институте психического здоровья.Боуэн высказал предположение о том, что эмоциональные расстройства являются побочным продуктом человеческой эволюции. Он развивал идею о том, что человек имеет две системы функционирования: эмоциональную систему, общую с низшими представителями животного мира, и интеллектуальную систему, которая появилась, по эволюционным меркам, сравнительно недавно. Эмоциональная система человека является врожденной, инстинктивной, бессознательной, мощной энергетически. Эмоциональные расстройства имеют в своей основе нарушения в функционировании эмоциональной системы. Тревога, переживаемая человеком, является признаком эмоционального неблагополучия. Человек имеет готовые механизмы справляться с тревогой. Есть люди, предрасположенные к стрессу, они не могут справляться с эмоциональными переживаниями в силу слабой интеграции своего «Я», что определяется уровнем дифференциации эмоциональной и интеллектуальной систем личности. Семья является естественной системой, в которой эмоциональные связи между супругами, детьми, родителями и детьми являются определяющими. Семейное благополучие или неблагополучие определяется уровнем дифференциации личности и межличностных отношений в семье. Дифференциация Я имеет отношение к степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем у человека, к соотношению «собственного Я» и «псевдо-Я» в структуре личности. Дифференциация эмоционального и интеллектуального функционирования является универсальной характеристикой и поэтому может быть использована для категоризации людей на общем континууме. В зависимости от степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем, дифференциации собственного Я и псевдо – Боуэн предложил разделить людей на четыре группы: 1) Низкий уровень дифференциации Я (слияние). В нижней точке шкалы (0-25 баллов) находятся те люди, у который эмоциональная и интеллектуальная системы находятся в слиянии. Им трудно различать эмоции и факты. Недифференцированные люди эмоционально зависимы от окружающих и стремятся найти комфорт в эмоциональной близости, слиянии с другими людьми. 2) Умеренная дифференциация Я (25-50). У таких людей есть некоторая начальная дифференциация эмоциональной и интеллектуальной систем. Жизнь подчинена эмоциональной системе, но жизненные стили более гибки, чем у предыдущей группы. В тех ситуациях, когда тревога невелика, может проявляться дифференциация эмоциональной и интеллектуальной систем. Псевдо-Я превалирует над собственным Я. Человек зависим от ожиданий, чувств и отношений других людей. 3) Относительно высокий уровень дифференциации Я (50-75). Интеллектуальная и эмоциональная системы дифференцированы достаточно для того, чтобы работать в сотрудничестве, как команда. Когда тревога возрастает, эмоциональная система не доминирует, интеллектуальная система работает автономно. Люди обладают значительной долей собственного Я в принятии большинства жизненных решений. 4) Высокая дифференциация «Я» (75-100 баллов) проявляется в том, что интеллектуальная и эмоциональная системы человека работают эффективно. Люди с высоким уровнем дифференциации самостоятельны, рассудочны, при этом им не чужды глубокие эмоциональные переживания. Они открыто могут делиться своими мыслями и чувствами, не испытывая тревоги. Четко дифференцируют свое Я, не утрачивая связи при этом с более крупной эмоциональной системой, какой является семья. Шкала дифференциации не является конкретным психологическим инструментом измерения, это скорее концептуальный прием.

Основные теоретические концепции семьи: концепция о триангуляции, концепция о позиции сиблингов

Концепция о триангуляции. Диада может оставаться стабильной до тех пор, пока уровень тревоги низкий. Как только он повышается, в целях снижения тревоги, привлекается достаточно уязвимый третий, чтобы создать треугольник. Если напряжение в треугольнике слишком велико для троих, включаются другие люди, и все отношения организовываются в серию взаимосвязанных треугольников.Эмоциональный процесс между двумя людьми или группами имеет постоянную тенденцию вовлечения третьего. В этом – суть концепции треугольников. Однако если третья сторона сможет оставаться в активном контакте с каждой из двух других, находясь в то же время вне эмоционального поля их отношений, то эмоциональная интенсивность отношений первых двоих найдет автоматическое разрешение.В период покоя (когда тревога низкая) треугольник состоит из двух близких друг другу людей в состоянии комфорта и третьего, аутсайдера, ощущающего себя менее комфортно. Двое защищают свою совместность, а третий чувствует себя неуютно, но при этом имеет возможность образовать собственную совместность где-нибудь еще. Аутсайдер хочет сформировать совместность с кем-то из двоих и есть масса ходов и способов это устроить. Эмоциональные силы внутри треугольника находятся в постоянном движении, даже в периоды спокойствия (когда тревога низка).В периоды стресса позиция аутсайдера наиболее комфортная и предпочтительная. В силу этого, каждый член треугольника стремиться занять аутсайдерскую позицию, чтобы избежать напряжения между двумя другими. Когда невозможно переключить силы в треугольнике, один из двоих подключает четвертого, оставляя предыдущего третьего вовне, чтобы позже вовлечь его снова.В новом треугольнике эмоциональные силы воспроизводят абсолютно тот же паттерн, что и в предыдущем.Эмоциональные силы продолжают перемещаться из одного активного треугольника в другой и, в конце концов, оседают в одном треугольнике до тех пор, пока вся система остается достаточно спокойной (тревога низкая).Когда напряжение в семье достаточно велико, а возможности внутрисемейных треугольников исчерпаны, семейная система триангулирует людей извне, например - полицейских или социальных работников. Попытка выноса напряжения вовне считается успешной, если привлеченные люди вступают в конфликт с семейной системой, а она при этом становится спокойней.Когда в треугольнике среднее напряжение, две стороны чувствуют себя комфортно, а одна находится в конфликте. Такие паттерны воспроизводятся в треугольнике много раз, участники получают фиксированные роли и закрепленные отношения друг с другом.Важно отметить, что в вершинах треугольника могут быть не только отдельные личности, но и предметы, проблема, хобби, работа, группы людей и т. п.Треугольник– не всегда патологическая вещь. Например, в семье с маленьким ребёнком он вполне естественен. Но если треугольник обеспечивает стабильную ситуацию в условиях незрелой системы, то он останавливает её развитие.Концепция о сиблинговой позиции. Концепция является адаптацией работы Томсона, который создал персональный профиль для каждой позиции сиблинга. Основной тезис работы Томсона: базисные характеристики личности соответствуют позиции сиблинга, то есть очередности, количеству братьев и сестер и месту занимаемому им. Его идеи открыли новое измерение в понимании того, как определен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: