Сетевая экономика: проблемы и особенности развития




Иным в информационном обществе становится и содержание труда. Рабочие места, на которых автоматизированы все опера­ции и для которых может быть создан алгоритм, требуют уме­ния ориентироваться в потоке информации, сравнивать вари­анты и принимать нестандартные решения. Это умение зависит от уровня развития личности, общей культуры. Интеллекту­альный капитал становится главным конкурентным преимуще­ством фирм.

Информационная экономика нуждается в творчески мыслящих, квалифицированных и универсальных работниках, способных быстро перестраиваться, совмещать исследовательские, управлен­ческие и исполнительные функции, оперативно принимать реше­ния соответственно изменениям в производстве, сведения о кото­рых доставляются с помощью новых средств связи и обработки информации.

Все большая часть рабочих занята не изготовлением стандарт­ных массовых материальных благ (таких, как добыча сырья и топлива, производство продуктов основной химии, металлов, ба­зовых продуктов питания, одежды, обуви и других потреби­тельских товаров), а оказанием информационных, инновацион­ных, инженерных и коммерческих услуг, разработкой и мелкосе­рийным производством, а также обслуживанием сложной науко­емкой продукции.

Происходит сдвиг в профессиональной структуре рабочей силы в сторону увеличения доли работников универсальных профессий высококвалифицированного труда в сфере информационных, ди-стрибьютерских, управленческих, инженерных услуг. Уже в 80-х годах свыше 53 % новых рабочих мест в США было создано в сфере управления, информационных услуг и торговли. В связи с этим увеличивается роль творческого труда, требую­щего умения ориентироваться в потоке информации, концепту­ально мыслить при зачастую неполной и противоречивой инфор­мации. Происходит изменение в системе материальной мотива­ции труда – она направлена прежде всего на стимулирование об­разования и повышение квалификации. Структура Интернет-экономики условно может быть представ­лена в виде четырех уровней, взаимодополняющих друг друга.

I уровень - инфраструктура Интернет. Он состоит из компа­ний, представляющих среду для работы в сети: телекоммуника­ционные компании, Интернет-провайдеры, производители ком­пьютерной техники и т. д.

II уровень - прикладная инфраструктура - включает произ­водство программного обеспечения и предоставление услуг, необходимых для начала web-транзакций. Сюда же можно отнести компании, специализирующиеся на консультационной on-line деятельности, дизайнерские компании порталов, web-сайтов и электронных площадок для ведения бизнеса в сети.

Ш уровень - посредники. Существует определенный слой ком­паний, бизнес которых базируется на получении прибыли от рек­ламы, комиссионных за подписку изданий, рассылку новостей, совершение сделок от имени клиентов и т. д. Некоторые из этих компаний предоставляют только информационные услуги,

другие являются также и посредниками.

1У уровень - компании, которые ведут бизнес в сети посредством коммерческих транзакций и последующего физического
перемещения товаров.

Возникают новые отрасли, такие как электронная индустрия развлечений, персонализированное обеспечение информацией; формируются отрасли обработки и поставки информации, дис­танционного обслуживания и консультирования и др.

Огромные массивы Интернет, распределенные по регионам, содержат разнообразную информацию по экономике, политике, правовым, социальным, культурным и другим проблемам.

Информационный сервис выступает в этой системе навигаци­онным средством поиска и предоставления информации, основан­ным на формировании и использовании огромного, распределен­ного по разным источникам, информационного поля под названи­ем гипертекст. Отдельные документы гипертекста привязаны к другим документам развернутой системой ссылок. Цель разработ­ки гипертекстовых систем как нового класса систем управления информацией для использования в различных областях деятельности заключается в том, чтобы создать возможность пользователям формировать, распространять, связывать друг с другом и ис­пользовать массивы разнородной информации в форме текста, графики, аудио- и видеоинформации, программ и т. п.

Наибольшие перспективы в Интернет-экономике имеют фирмы, оказывающие весь комплекс информационных услуг. Так, корпорация "Дан энд брадстрит" имеет банк данных о 25 млн фирм и их товаров во всем мире. Ее программным обеспечением и консультационными услугами пользуются более миллиона компа­ний по всему миру. Это позволяет им выбрать наилучшие рынки сбыта для своей продукции, ассортимент программного обеспече­ния, наиболее приемлемые условия соглашения с местными по­требителями, каналы сбыта и т. д.

Представительства корпорации имеются во многих странах, в том числе в России и странах СНГ. Они предоставляют глобальные информационные банки данных. Это позволяет:

- определить потенциальные рынки сбыта продукции и рассчи­тать их возможную эффективность с учетом числа потенциаль­ных потребителей, цен и издержек в соответствующих сегмен­тах рынка;

- найти конкретных зарубежных партнеров, уточнить их запросы и условия заключения контрактов;

- представить бизнес-предложения потенциальным покупателям, а также поставщикам с описанием продукции, цен, условий поставки, спецификациями и т. д.;

- определить финансовое состояние потенциальных партнеров и риск задержки оплаты за поставленный товар или услугу;

- обучить персонал по самому широкому спектру областей бизне­са с учетом особенностей налогового, таможенного и других областей законодательства в соответствующих странах.

При выяснении закономерностей формирования Интернет-экономики следует особо подчеркнуть роль государства. В "но­вой экономике", особенно на начальном этапе, именно государ­ство становится крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры: планы перехода к информацион­ному обществу и Интернет-экономике не могут быть реализова­ны без огромных вложений в телекоммуникационную отрасль, в развитие широкополосных сетей передачи данных, компью­теризацию в целях обеспечения доступа к Интернет всех госу­дарственных, образовательных, культурных, медицинских и других учреждений.

Однако наряду с бесспорными преимуществами развития Ин­тернет-экономики и информационного сервиса есть и ряд отрица­тельных побочных эффектов, нерешенных проблем. Прежде всего, они связаны с тем, что число пользователей и количество переда­ваемой информации опережают развитие сетевых технологий и идеологий. Возникает также острая проблема подготовки соот­ветствующих кадров. К другим проблемам относятся безопасность и конфиденциаль­ность, т. е. защита передаваемой информации, проблемы интеллектуальной собственности и охраны авторских прав, коммерчес­кая деятельность в Интернет. Опасность представляет и неконт­ролируемый рост количества информации: горы посланий, сооб­щений, деловых предложений, диаграмм, графиков и т. д. зат­рудняют обработку и анализ информации, необходимой для при­нятия решений.

Все более важной проблемой становится защита Интернет от недобросовестной коммерции; вмешательства в личную жизнь, незаконного копирования компьютерных программ, от взломщи­ков (хакеров), распространителей клеветы и порнографии, нарко­дельцов и террористов.

Возникают проблемы и в военной сфере. Интернет позволяет разрушать информационную систему противника, дезорганизо­вывать связь, управление войсками, ракетами, вводить ложную или разрушительную информацию.

На международном уровне активно обсуждаются методы борь­бы с киберпреступностью. Ряд стран настаивает на усилении роли государства в регулировании Интернет.

Интернет-экономика создает условия для ужесточения конку­ренции, резко обостряющей различия в уровне жизни и экономи­ческого развития в развитых и развивающихся странах. Макси­мальный эффект получают страны с высоким уровнем развития off-line экономики, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры. Это усиливает неравенство в мировой экономи­ке. В то же время Интернет-экономика усиливает открытость на­циональных экономик любой страны, а значит, и их уязвимость со стороны внешних факторов.

Очевидно, что глобальная информационная сеть не может быть собственностью частных лиц и отдельных государств. Она нужда­ется в межгосударственном регулировании.

Влияние государства на Интернет пока еще неоправданно мало по сравнению со степенью его воздействия на все стороны жизни не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Регулирование, которое призвано стать межгосударственным, дол­жно осуществляться в виде попыток воздействия на позитивные и негативные процессы и результаты информатизации - от налого­обложения этого вида деятельности, создания систем националь­ной безопасности под угрозой ее подрыва с помощью Интернет-пиратов и контроля за информационными потоками до необходи­мости государственного регулирования образования, повышения его качества на всех уровнях подготовки: школьной, вузовской и послевузовской.

В настоящее время уже существуют предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Отставание нашей страны в информационной сфере от развитых стран на фоне тяжелого социально-экономического положения заставляет тщательно продумывать необходимые про­граммы по вхождению России в мировое информационное сооб­щество. Возникает задача сформулировать принципы общего­сударственной информационной политики, определить на ее основе перспективы правового обеспечения процесса построе­ния информационного общества и развития Интернет-экономи­ки. Интенсивное развитие российского Интернет требует совер­шенствования законодательства в сфере правоотношения субъек­тов при использовании подобных сетей, особенно правового ре­гулирования электронной коммерции.

Россия сталкивается с целым рядом проблем. Прежде всего, недостаточное количество пользователей сетей резко ограничи­вает число рентабельных Интернет-проектов. Катастрофичес­ким для развития электронной коммерции фактором является слабая телекоммуникационная инфраструктура, малое распро­странение средств безналичного расчета для физических лиц и отсутствие всероссийской системы экспресс-доставки. Препят­ствием является и низкий уровень доходов населения.

В условиях высоких темпов роста мировой экономики успеш­ное развитие России зависит, в частности, от умения интегри­роваться в мировой процесс формирования Интернет-экономи­ки. В этой связи в качестве наиболее перспективных для Рос­сии отраслей Интернет-экономики выделяют следующие.

- Реклама в Интернет. Основные компании, специализирующиеся в этой области, - технологические корпорации, а так­же крупные компании рынка потребительских товаров.

- Финансовые услуги. Развитие Интернет-банкинга, брокерских серверов и платных финансово-консультационных систем.

- Построение электронных торговых площадок.

- Развитие поддерживающих сервисов. На российском рын­ке существует неудовлетворенный спрос на услуги разработки программного обеспечения и поддержку Интернет-бизнеса. Эту функцию в Интернет-экономике выполняютсервис-провайдеры, компании-разработчики и поставщи­ки оборудования.

Важность развития этих направлений в процессе становле­ния информационного общества в России определяется уже имеющимся в стране потенциалом.

Появление и развитие Интернет-экономики дает России уникальный шанс отказаться от модели ликвидации отставания и перейти к модели равноправной конкуренции. Создание, усовершенствование и продвижение на рынок новых товаров (услуг) несет в себе определенный риск для предприятия. Имеются данные, что из 60 разработанных идей-предложений новых изделий только 4-5 прорабатываются до конца и внедряются на рынок, и только одно из них пользуется большим спросом.

Причины неудач изделий (услуг) на рынке определяются следующими факторами:

- неадекватной оценкой требований рынка;

- техническим несовершенством изделий;

- завышенной ценой;

- неверной сбытовой программой;

- несвоевременным началом продажи;

- конкурентными взаимоотношениями.

Для того чтобы создаваемый товар был экономически эффективен и конкурентоспособен, необходимо предварительно оценить:

-сферу возможного применения товара (услуги), контингент будущих потребителей;

- имеющиеся ресурсы производства и сбыта;

- модификацию производственного цикла, изменения в процессе сбыта, которые последуют при освоении и продвижении нового товара, и затраты, связанные с этим;

- возможность конкуренции нового товара с уже производимыми.

Предприятия сервиса в настоящее время должны быть целиком ориентированы на маркетинг, поскольку в рыночной экономике главную ценность представляет маркетинговая деятельность и сбыт изделий (услуг). В этом случае изделия (услуги) являются важнейшей составляющей маркетинговой политики предприятия, наряду с учетом запросов потенциальных клиентов и ориентации на имидж торговой марки.

Конечно, одна из важнейших задач сферы обслуживания состоит в быстрейшей ликвидации дефицита на услуги (изделия). Кроме того, предприятия сервиса призваны формировать спрос и на новые виды услуг. Жесткая рыночная конкуренция, постоянно возрастающие требования потребителя вынуждают предприятия сервиса постоянно создавать новые образцы продукции (услуг) с учетом тенденции моды. В рыночной экономике спрос на изделия (услуги) определяет потребитель. Поэтому предприятия сервиса, ориентированные только на производство товаров (услуг), вряд ли займут ведущие позиции на рынке.

Новая услуга - это та, которая впервые появилась в данной местности и по своим характеристикам превосходит другие услуги аналогичного назначения. Безусловно, доведение до широкого круга потребителей информации о свойствах и месте предоставления новых услуг должно осуществляться с помощью хорошо поставленной рекламы.

К таким услугам могут быть отнесены (в нашей стране) следующие:

- аппретирование, антистатическая и противомолевая обработка, чистка и крашение изделий из натуральных мехов, секционное крашение пряжи и др. на предприятиях химчистки одежды;

- бурение скважин для колодцев, реконструкция и благоустройство домов, вспашка приусадебных участков и др. для жителей сельской местности;

- услуга "Поздравляем!" – на мероприятия к виновникам торжества приходят герои известных сказок и мультфильмов с поздравлениями, песнями и подарками;

- обрядовые услуги: празднование свадеб и юбилеев, регистрация молодоженов и новорожденных;

- услуги по установке охранной сигнализации и систем наблюдения.

Пользуясь новыми услугами справочно-информационной службы, клиент может в течение года получать по телефону справки о репертуаре кинотеатров, расположении предприятий сервиса, номерах выигравших лотерейных билетов и т. п. Два раза в неделю предоставляется возможность получить по телефону консультацию врача. Малыши могут послушать по телефону вечернюю сказку.

Информационный бизнес, как новый вид услуг, специализируется на предоставлении услуг производственного назначения, разработке и сопровождении программного обеспечения вычислительной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В информационном бизнесе интересны некоторые новинки, такие как, например, бизнес-игры для менеджеров. На компьютерах моделируются различные экономические и внутрифирменные ситуации, которые могут встретиться в реальном бизнесе. К примеру, участник игры, исходя из задания, должен принять управленческие решения. Параллельно с человеком ту же задачу решает программа. Затем результаты сравниваются.

В программе фирмы "Интеллект-Сервис" участник игры должен решить задачу планирования на предприятии по выпуску мороженого. Здесь приходится оперировать большим количеством производственных показателей, а также учитывать множество ограничений. Представляет интерес программа "Приемы журналистики и Public Relations".

Фирма "1: С" разрабатывает компьютерные программы "Репетитор" (по русскому языку, химии, физике, биологии). Эти программы можно использовать для проведения занятий в школе, демонстрации с компьютера через проектор избранных материалов (например, опасных химических опытов), подготовки к занятиям в школе, распечатки фрагментов учебника, подготовки контрольных работ, проведения индивидуальных занятий с учениками.

Большое значение информационные технологии имеют в гостиничном хозяйстве, где требуется оперативная коммуникация (компьютерные системы бронирования и резервирования мест, электронная почта и др.). Информационные технологии повышают эффективность деятельности менеджеров этих предприятий и позволяют осуществлять строгий финансовый контроль. Примером компьютерных систем являются также система резервирования авиабилетов - "Сирена" и система заказа мест в гостиницах - "Ключ". В Интернете работают крупные российские туристические агентства, такие как "Туристическая ярмарка", "Телеспорт - туризм".

Развитие информационных технологий приводит к формированию международного электронного рынка. Согласно данным корпорации Intel, в начале третьего тысячелетия количество персональных компьютеров, работающих в Интернете, составит более одного миллиарда. В настоящее время многие компании используют Интернет для передачи информации о своей продукции. Другие компании используют следующий уровень Интернета - электронную коммерцию. При этом непосредственно на сайте той или иной фирмы потребитель может заказать ее продукцию (услуги). Процесс последующей доставки продукции (услуги) осуществляется традиционным способом: либо с помощью транспортных средств, либо (для информационных услуг) пересылкой по каналам Интернет. Для эффективного функционирования электронного бизнеса в Интернет необходимо иметь надежное программное (аппаратное) обеспечение и каналы связи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: