Современное инновационное развитие в России и его влияние на сферу гостеприимства




Современное инновационное развитие в России и его влияние на сферу гостеприимства

1 современное инновационное развитие в россии

1.1 сущность понятий

1.2 гос. регулирование инноваций на уровне россии(тема 4-5 презентация)

1.3

2. влияние инноваций на сферу гостеприимства

2.1

2.2 рекомендации (в сфере услуг или конкретно гостеприиства)

Новиков, малахова – инновации в туризме; инновации в соц-культур сервисе и туризме


 

Современное инновационное развитие в России и его влияние на сферу гостеприимства

 

Введение

 

Чтобы быть глобально конкурентоспособной, экономика России должна стать значительно более динамичной, адаптивной к меняющимся внешним условиям, восприимчивой к научному и техническому прогрессу. Уровень инновационного развития определяет успешность как определенных отраслей, так и страны в целом.

Индустрия гостеприимства – это динамично развивающаяся отрасль, которая находится в постоянной погоне за трендами и новинками. Не быть передовой гостиницей или не поспевать за таковыми означает ведет за собой множество негативных последствий.

Целью работы является выявление влияния развития инноваций в России на индустрию гостеприимства.

Задачи:

- изучить понятие инновация;

- выявить особенности развития инноваций в России;

- определить роль государственного регулирования инноваций;

- проанализировать влияние инноваций в России на сферу гостеприимства.

Объект исследования: инновации в гостеприимстве.

Предмет: влияние развития инноваций на сферу гостеприимства в России

Базу исследования составляют работы таких авторов, как …

Для решения поставленных нами задач использовались такие методы исследования как…

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 20 ресурсов. Во введении обоснована актуальность исследования, поставлена цель и задачи, определены объект и предмет исследования, а также представлены методы исследования.

В первой главе «Современное инновационное развитие в России» изучены такие понятия как,…. Выявлено ….. А также рассмотрены ….

Во второй главе «. влияние инноваций на сферу гостеприимства» изучены…. Выявлены ….

В заключении подведены общие итоги курсовой работы и изложены основные выводы.


 

1. Современное инновационное развитие в России

1.1 Сущность понятий

 

В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики.

В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Согласно современным концепциям, для инновации в равной мере важны три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость (способность удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Инновационный процесс– целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств

Целесообразно разграничить понятия "новшество", "нововведение" и "инновация", каждое из которых подразумевает под собой определенный элемент инновационной деятельности.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Нововведение – совершенствование определенной части технологического или производственного процесса, не требующее остановки производства и значительных экономических затрат. Нововведение не изменяет организационный и производственно-технологический процессы. Нововведение направлено как на улучшение процесса изготовления, так и на совершенствование конечного продукта (товара или услуги).

Новшество – творческая мысль, проявляющая себя в элементах производственно-технологической деятельности, которая может иметь дальнейшее развитие в новшестве или инновации. К новшеству можно отнести изобретение или рационализаторское предложение, которые не требуют больших экономических затрат. Оно в основном позволяет совершенствовать технологический процесс или организацию производственно-хозяйственной деятельности.

В современной литературе по данной проблематике можно встретить большое количество различных подходов к классификации инноваций и инновационных предприятий, среди которых наиболее популярны Г. Менша, Х. Фримена, А. И. Пригожина, Б. Санто и др. Несмотря на имеющиеся различия, единым исходным пунктом для разработки всех используемых в настоящее время классификаций служит классификация Й. Шумпетера.

В зависимости от используемого признака классификации американские исследователи различают целый ряд видов и подвидов инноваций

Таблица 1Классификация инноваций по Й. Шумпетеру

Признак классификации Виды инноваций
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т. п.) Радикальные (пионерные, базовые, научные и т. п.); ординарные (изобретения, новые технические решения); усовершенствующие (модернизация)
По характеру применения Продукт и процесс
По стимулу появления (источнику) Нововведения, вызванные развитием науки и техники; потребностями производства; потребностями рынка
По роли в воспроизводственном процессе Потребительские и инвестиционные
По масштабу (комплексности) Сложные (синтетические) и простые
По пользователям Производители, общество в целом; локальный рынок

 

1.2 Особенность развития инноваций в России

 

Инновационная система включена в социально-экономическую систему общества и является ее подсистемой. Система определяет вострбованность инновационного продукта. Именно социально-экономическая инфраструктура инновационной системы позволяет реализовать открывающиеся технологические возможности и тем самым придает жизненность инновационному процессу. Ее формирование есть одно из выражений появившейся у общества потребности в инновациях. В условиях рыночной экономики общественная востребованность инноваций проявляется как платежеспособный спрос на них.

Спрос на инновации проявляет себя на технологическом рынке. Современный технологический рынок представляет собой весьма сложную экономическую структуру, которая действует не только в национальных рамках, но и выходит на глобальный уровень. Предметом купли-продажи являются здесь не только товары, но и патенты на различные технологические новшества, лицензии и т.д. Но, сколь бы сложным ни становился технологический рынок, он остается чутким индикатором спроса на инновационную продукцию, и ее предложения, сигнализируя о его динамике, обеспечивая обратную связь между производителем и потребителем.

Во многих странах имеются специальные законодательные нормы, регулирующие деятельность объектов инновационной инфраструктуры.

Вопрос создания инновационной инфраструктуры был поднят еще в 2003 году на коллегии, проводимой при Министерстве промышленности, науки и технологий, когда было определено, что ее создание является ключевым звеном в переводе знаний в материальное богатство страны.

К настоящему времени инфраструктура инновационной системы России, представленная бизнес-инкубаторами, технопарками, инновационно-технологическими центрами, центрами трансфера технологий (ЦТТ), уже в основном сформирована.

Становление системы ЦТТ, как и других видов инфраструктуры, происходит при непосредственном организационном участии Минобрнауки России, в том числе в рамках реализации ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.

 

В настоящий момент в 24 регионах страны создано около 50 инновационно-технологических центров, в которых на площади примерно 500 тыс. м2 разместилось чуть более 1000 малых высокотехнологичных предприятий.

Формирование национальной инновационной системы определено как важнейшая задача, неотъемлемая часть экономической политики государства.

В процессе ее создания и развития необходимо решить две основные задачи:

- формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности при вовлечении результатов научных исследований в Экономический оборот, прежде всего в вопросах охраны, распоряжений и использования, прав на интеллектуальную собственность;

- построение развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и быстрой передачи полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг.

Решение этих задач обеспечивает создание условий для эффективного государственно-частного партнерства, направленного на создание инновационного сектора экономики в интересах государства, бизнеса и гражданского общества.

К настоящему времени в мире действуют более 3-х тысяч технопарков и инновационно-технологических центров.Экономически развитые страны органично встроили инновационную инфраструктуру в свои национальные инновационные системы. В результате сформировалась система государственно-частного инновационного партнерства, при котором государственная власть и бизнес выступают как равноправные партнеры, взаимно дополняя друг друга. Государство поддерживает научно-технический сектор и систему образования, являющиеся источниками инноваций, создает инновационную инфраструктуру и нормативно-правовую базу для стимулирования инновационного предпринимательства, а бизнес берет на себя весь коммерческий риск работы на рынке инновационной продукции.

Выделяя общие вопросы принципиального характера, имеющие преимущественно методологическое значение можно сказать, что к их числу относится стимулирование и мотивация инновационного цикла, источники его финансирования, его правовое регулирование, решение многообразных задач, связанных с международными отношениями в сфере научно-технологической и инновационной деятельности. Но исходной здесь является проблема востребованности инноваций производством, обществом, государством.

Востребованность инноваций в России остается на низком уровне. Спрос на них невелик. К чему это приводит? Известно, что отсутствие или недостаток спроса в условиях рыночной экономики является одной из главных причин спада производства. Слабое развитие инновационной деятельности также обычно связывают с действием этого фактора, в данном случае свидетельствующего, что рыночные механизмы у нас пока не заработали в полной мере. Эффект развитой рыночной экономики в том, что она позволяет незамедлительно ассимилировать интеллектуальные достижения, если они приносят прибыль. Но если ее механизмы не работают, тогда происходит то, что мы наблюдаем в России: сворачивается научно-техническая сфера, стареет производственное оборудование, все более снижается сама возможность производства конкурентоспособной продукции.

Вместе с тем в стране имеются инновационно-активные предприятия. Данные опроса автора Трухляевой показывают, что их руководство в числе причин, препятствующих развитию инновационной деятельности, называет не низкий спрос сам по себе, а совсем другие факторы. Главными они считают недостаток средств у предприятий и у государства, низкий экономический потенциал инновационных проектов, высокую стоимость нововведений, иногда упоминают низкий инновационный потенциал предприятия.

 

Невосприимчивость предприятий к нововведениям и низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию, а также недостаточность правового обеспечения инновационного процесса подавляющим большинством отнесены к незначительным или несущественным причинам

Учёт названных особенностей инновационного процесса позволяет не только по-новому взглянуть на его сущность, но и сделать его управляемым за счёт непременного учёта как социальных, так и не социальных факторов реализации. Эффективная организация инновационного процесса как на уровне субъектов инновационной деятельности, так и на уровне государства в целом является главной задачей. Достижение этой цели будет способствовать стимулированию объективации инновационного потенциала, ускорять инновационный цикл, делать инновационные процессы целенаправленными и организованными, снижая тем самым риски и неопределённость различных видов их эффекта.

В результате инновационного процесса и осуществления соответствующей инновационной политики происходит существенная модернизация производства на основе научных достижений. Этот процесс объективный и постоянный. Объективный характер инновационного процесса заключается в том, что в нормальных условиях он не может быть остановлен и даже заторможен. Однако, в связи с коренным изменением политики государства в 90-е гг. ХХ в. по отношению к экономике, условия резко изменились. Экономические реформы, поставившие отечественные предприятия в тяжёлое экономическое положение, затормозили инновационный процесс.

 

 


 

1.3 гос. регулирование инноваций на уровне россии

Под государственной поддержкой инновационного предпринимательства можно понимать организацию многопланового воздействия с целью стабилизации и систематизации инновационной системы при сохранении ее динамического равновесия с внешней средой взаимодействия и, тем самым, создания условий для получения высокого положительного эффекта.

К сожалению, на федеральном уровне отсутствует базовый закон, регламентирующий инновационную деятельность в Российской Федерации, поэтому скорейшее принятие этого документа позволит определить единую терминологию (в том числе относительно инновационной инфраструктуры), сформулировать приоритетные направления развития в сфере инноваций, обозначить формы финансовой и организационной поддержки.

Общепризнана роль государства в поддержке инновационных процессов. Его необходимость обусловлена как общенациональным значением инноваций, так и их экономическим содержанием.

В России на сегодняшний день ещё не сложились ни действенные рыночные механизмы регулирования инновационной деятельности, ни эффективная система государственного регулирования и поддержки инноваций при приоритете рыночных связей и частнособственнических отношений в экономике. В этих условиях усиливаются отрицательные тенденции в сфере развития и использования в экономике научно-технических достижений:

- уменьшаются функциональные возможности и сфера применения новой техники;

- падают темпы обновления выпускаемой продукции, что ведёт к её моральному устареванию;

- снижается наукоёмкость новой техники;

- снижаются темпы развития интеллектуальной инфраструктуры (сферы образования, системы научной информации и пр.);

- разрушается и стареет материально-техническая база инноваций;

- снижается общественный престиж научной деятельности.

По замечанию С.Н. Сильвестрова, И.Н. Рыковой государство обнаруживает так называемые «провалы» в регулировании и управлении инновационными процессами [20].

К таким явлениям относятся:

1. Бесплатность и невозвратность государственных средств снижает ответственность за их расходование, порождает моральный риск на стадии исполнения контракта. После того, как средства уже выделены, чиновники меняют функцию максимизации политической ренты на функцию минимизации усилий. Снижается уровень контроля. Государство редко отслеживает судьбу проектов, в результате многие из них так и не получают продолжения.

2. На национальную инновационную систему проецируются институциональные ловушки системы государственных финансов, исследуемые в «теории общественного выбора», такие как: отсутствие совершенных механизмов выявления общественных предпочтений, лоббирование групповых интересов, коррупция, недостаток знаний при оценке проектов, узость горизонтов планирования, временная несогласованность решений и пр. В конечном счете они приводят к неэффективному распределению общественных ресурсов, сверхзатратности создаваемых «общественных благ» и снижению их качества. Немалая часть средств, выделяемых государством на развитие национальной инновационной системы, попросту присваивается или растрачивается. Особой проблемой в государственной поддержке инновационной деятельности остаётся также распознавание квазиоткрытий и лжеизобретений.

3. Низкая отдача от целенаправленных вложений при случайности открытий. Большинство открытий носит случайный характер и делается людьми, не решающими соответствующих практических задач и не имеющими должного финансирования, либо открытия и изобретения являются побочным результатом научно-исследовательской деятельности вообще. В то же время целенаправленные исследования, подкрепляемые широкомасштабным государственным финансированием, зачастую не приводят к предполагаемым результатам.

Развитие национальной инновационной системы определено как важнейшая задача, неотъемлемая часть экономической политики государства. Мировая практика имеет богатый опыт создания инновационной инфраструктуры и отдельных ее элементов. Формы и методы государственного участия в этом процессе в разных странах имеют свои особенности. Однако можно выделить общие подходы, которые заключаются в следующем:

- главным «инициатором» создания инновационной инфраструктуры выступает государство. Именно оно создает правовые, организационные и экономические условия и механизмы, которые мотивируют участников процесса заниматься инновационным бизнесом, извлекая из него законно полученную прибыль;

- используется системный подход, позволяющий полученным с помощью государства знаниям преодолевать практически без разрывов весь сложный путь: от научных исследований и разработок до реализации инноваций, включающих в себя эти знания, на рынке наукоемких товаров и услуг, на рынке интеллектуальной собственности.

Инновационная инфраструктура должна включать производственно-технологическую, финансовую, кадровую и информационную составляющие. Меры государственной поддержки по созданию и комплексному развитию инновационной системы должны, скоординировано осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В работе профессора Ю.В. Яковца «Стратегические приоритеты инновационно-технологического развития России» определены следующие методологические принципы, которых следует придерживаться при формировании приоритетов инновационной деятельности [21]:

1. Учёт общих закономерностей научно-технического развития мирового сообщества.

2. Наличие пионерных заделов фундаментальных исследований.

3. Разработка новой техники и новых материалов, подготовка соответствующих кадров.

4. Учёт возможных размеров сегмента внутреннего и внешнего рынков продукции, разрабатываемой для реализации формируемых приоритетов и опережающей стратегии развития экономики.

5. Возможность финансового обеспечения реализации всей технологической цепочки создания продуктов и соответствующих производственных мощностей, формирующих становление и развитие второй и третьей стадий VI технологического уклада.

В.Г. Матвейкин следующим образом видит направления экономической политики, опосредующие активизацию инновационного вектора развития [7]:

- строительство эффективных рынков сбыта (эффективно трансформирующих потребность в платёжеспособный спрос);

- разрешение структурных проблем встраиванием относительно избыточного производственного потенциала в систему макрохозяйственных связей;

- реструктуризация секторов экономики, характеризующихся относительной избыточностью производственного потенциала;

- формирование более дееспособной (эффективной) корпоративной структуры отдельных отраслей экономики;

- стимулирование внедрения современных систем управления производством;

- ускорение роста уровня жизни (располагаемых доходов) как предпосылка расширения ёмкости внутренних рынков и экономического пространства для внедрения инноваций, направляемых на повышение качества продукции потребительского назначения;

- политика формирования ценовых пропорций (соотношения цен на факторы производства), направленная на цели поддержания конкурентоспособности отечественных производителей конечной продукции, а также стимулирования платёжеспособного спроса на инновации в сфере производства.

Инвестиционная поддержка инноваций со стороны государства, особый режим для нововведений, страхование рисков, венчурные фонды, инновационная инфраструктура – это те необходимые условия, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв как государственных организаций, так и организаций других форм собственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: