V. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.




В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекоменда­ции для работы с детьми в домашних условиях, либо ре­комендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обра­щений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей и подростков, взаимоотношения с ними, нарушения взаимопонимания, конфликтность и др.

При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. В них дети имеют возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультации, по­мощь в подготовке к занятиям, приобрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на са­мые малообеспеченные слои населения.

Однако таких центров и отделений дневного пребыва­ния при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.7

VI. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения де­тей и подростков.

В настоящее время существуют различные специальные образовательные учреждения, в которых проводится перевоспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие из них яв­ляются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Дня перевоспитания и исправления используются раз­личные возможности по работе с детьми и подростками, и том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа.

VII. Развитие сети центров по преодолению социальноно-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реаби­литации жертв насилия, социальной виктимологии.

В современных условиях растет преступность среди молодежи. Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание ши­рокой сети центров, которые могли бы предметно зани­маться дифференцированными группами молодежи.

Центры педагогической коррекции работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррек­ция ребенка способствует его наиболее полному разви­тию, а в последующем его нормальной адаптации в обще­стве, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимы:

· структурные подразделения, работающие по опре­деленным направлениям в зависимости от проблем детей (их пока очень мало);

· специально подготовленные специалисты широко­го профиля: медицинского, психологического и педагогического направлений, а также специалис­ты, способные обеспечить комплексную диагности­ку ребенка. Диагностика позволяет выявить глуби­ну недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л. С. Выгот­ский, компенсаторные возможности, при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;

· техническое оснащение диагностического центра и педагогических кабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифициро­ванной и достаточно полной диагностики, ни педа­гогической коррекции, а следовательно, и добить­ся наиболее оптимального результата;

· широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о центрах педагогической коррекции и их возможностях. Это позволит своевременно, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педаго­гической коррекции;

· взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной адаптации детей, проходящих или прошедших пе­дагогическую коррекцию. 8

Центры педагогической реабилитации.Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированы на ра­боту с различными категориями людей, нуждающихся в педагогической реабилитации, — восстановлении утра­ченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания являет­ся реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из катего­рий дезадаптированных детей и подростков требует осо­бой индивидуальной или групповой диагностики и опре­деления методики реабилитации.

Особого внимания заслуживают педагогические про­блемы работы с жертвами насилий. В современных усло­виях детей, ставших жертвами, к сожалению, становится нее больше. В международной практике имеется опыт реа­билитационной работы с жертвами насилий, кое-какие ростки пробиваются и в нашей стране. Число пострадав­ших растет, а, следовательно, растет и необходимость раз­вития специальной реабилитационной работы с такой ка­тегорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и практического опыта работы с различными категориями жертв насилий.

Все сильнее становится алкоголизация и наркоманизация молодежи. Данный факт также требует открытия специальных центров медико-социально-педагогическо­го характера. В таких центрах нужны комплексные уси­лия врачей, психологов и социальных педагогов. Полез­ным в работе с наркоманами может оказаться соответ­ствующий зарубежный опыт.

Современная практика свидетельствует о необходи­мости создания специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, вышедших после завершения срока нахождения в специальных образовательных учреждени­ях, в пенитенциарных учреждениях. Необходимость та­ких центров велика и потому, что подростки чаще всего возвращаются в прежнюю среду. Данный факт очень час­то имеет негативные последствия для бывших осужденных. В условиях адаптации в специальном реабилитационном центре специалисты могли бы обеспечить квалифициро­ванную помощь такому подростку в этот сложный пери­од, помогли бы обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и таким образом получить возможность нормальной жизнедеятельности по месту жительства либо в ином месте.

Для прибывших из заключения также нужна адапта­ция и помощь в трудоустройстве, в противном случае че­ловек оказывается в исключительно сложных условиях, побуждающих его вернуться на прежний путь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: