V. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ




Основная задача курса - сформировать у обучающихся правильное, научное понимание неразделимого участия наследственных и средовых факторов в формировании человеческой индивидуальности. Бытовое понимание наследственности как некоего консервативного, рокового элемента в развитии индивида, характерное для большинства людей, несведущих в этой области, зачастую наносит значительный вред, когда такое толкование кладется в основу стратегии воспитания и образования или отношения к людям с отклонениями в поведении. Противоположная крайность - полное отрицание роли наследственности в возникновении индивидуальных психологических различий - также не способствует формированию правильной позиции в отношении индивидуальности человека.

Как работать с курсом.

Обязательным принципом обучения является поэтапность. Содержание курса распределено по темам в определенной логике, поэтому, не освоив материал предыдущих тем, нельзя переходить к последующим.

Наибольший акцент следует сделать на освоении материала методологического характера. Без усвоения методологии психогенетики нельзя переходить к знакомству с фактологией, иначе возможна неверная интерпретация. Такое соотношение позволяет полностью рассмотреть программу и полностью изучить и основы психогенетики и генетику интеллекта и генетику нарушенного поведения, а также материалы генетических исследований.

Самостоятельная работа состоит в углубленном изучении материала и дополнительной литературы по темам, для чего студенты снабжаются списком основной и дополнительной литературы, а также вопросы на которые необходимо обратить внимание при изучении материала.

Принципом оценки готовности студента к предварительному итоговому контролю является выполнение тестового задания, общая оценка по дисциплине осуществляется в виде зачета, который проходит в виде собеседования и решения клинических задач.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

· проверка исходных знаний;

· выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

· обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

· подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет.


VI. ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫПО ДИСЦИПЛИНЕ

Глоссарий

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и другие; в зависимости от используемых методов других дисциплин — молекулярную генетику, экологическую генетику и другие.

Психогенетика – область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психологии и изучающая взаимодествия генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств человека.

Наследственность – свойство живых систем воспроизводить свою организацию или иначе говоря воссоздавать себе подобных в ряду поколений.

Ген – структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определённого признака или свойства.

Хромосомы – нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки, которые становяться легко заметными в опрееленных фазах клеточного типа (во время митоза и мейоза).

Генотип - совокупность генов данного организма, которая, в отличие от понятий генома и генофонда, характеризует особь, а не вид (ещё отличием генотипа от генома является включение в понятие «геном» некодирующих последовательностей, не входящих в понятие «генотип»).

Фенотип - совокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития. Фенотип формируется на основе генотипа, опосредованного рядом внешне средовых факторов.

Аллель - различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака.

Полигенные признаки - признаки организма, за появление и развитие которых ответственно большое количество генов и генных комплексов. Большинство антропологических признаков полигенны.

Пренатальная диагностика - дородовая диагностика с целью обнаружения патологии на стадии внутриутробного развития.

Родословная - свод данных, описывающих происхождение тех или иных сущностей (существ) от других сущностей.

ДНК - макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализациюгенетической программы развития и функционирования живых организмов. Основная роль ДНК в клетках — долговременное хранение информации о структуре РНК и белков.

Мутация (лат. mutatio — изменение) — стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки илиорганизма) изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды. Термин предложен Гуго де Фризом

Наследственная болезнь - заболевания, возникновение и развитие которых связано с дефектами в программном аппарате клеток, передаваемыми по наследству черезгаметы. Термин употребляется в отношении полиэтиологических заболеваний, в отличие от более узкой группы — генные болезни.

Половые хромосомы - специальная пара хромосом в хромосомном наборе раздельнополых организмов; хромосомы содержат гены, направляющие развитие оплодотворённой яйцеклетки в мужскую или в женскую особь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: