Семья в древнейший период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи. Глава семьи древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит.
Строй древнейшей семьи несет на себе черты первобытнообщинного строя. Домовладыка первоначально имел одинаковую власть над женой, детьми, рабами, вещами.
Подчинением власти определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство.
Самостоятельным лицом был только отец; сыновья и дочери были лицами чужого права.
Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления.
Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины.
Узаконение могло быть произведено:
а) последующим браком родителей внебрачного ребенка;
б) путем получения соответствующего императорского рескрипта;
в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената.
Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.Усыновление различалось двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью, это называлось аррогация; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью, оно называлось адопция.
Необходимые условия усыновления:
а) усыновлять может, как правило, только мужчина;
б) усыновитель не должен быть подвластным;
в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет.
В отношении аррогации требуется еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли усыновление невыгодно на интересах усыновляемого.
В результате arrogatio самостоятельное лицо поступает под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе с взаимным (между усыновителем и усыновленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домовладыки и установление власти усыновителя.
Власть отца имела право применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям.
Имущественное положение подвластных детей. Подвластный сын имеет commercium, т.е. может совершать имущественные сделки. Но все, что он приобретает, осуществляя это commercium, поступает в имущество отца:
по исконному римскому правилу, подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакого собственного имущества подвластный в республиканский период не имел. В случае совершения подвластным правонарушения, деликта, потерпевшему давался особый иск, actio noxalis (от слов похае dedere — выдать головой для возмещения вреда); отцу принадлежало право или уплатить потерпевшему сумму понесенного им ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, необходимый для отработки суммы причененного ущерба. Если правонарушитель переходил под власть другого до-мовладыки, то и ответственность по actio noxalis переходила на нового домовладыку: noxa caput sequitur, ответственность следует за (виновным) лицом.
С развитием торговли, с оживлением хозяйственных связей такое положение стало невыгодным для самого домовладыки. Фактическая невозможность что-либо взыскать с подвластного и юридическая безответственность домовладыки по сделкам подвластного приводили к тому, что третьи лица не склонны были вступать в сделки с подвластными. Между тем хозяйственный интерес домовладыки требовал широкого использования подвластных (как и рабов) не только для совершения в хозяйстве различных фактических услуг и работ, но также и юридических действий. На этой хозяйственной основе, с одной стороны, расширяется имущественная правоспособность и дееспособность подвластного, а с другой стороны, признается ответственность домовладыки по сделкам подвластных.
Отцовская власть прекращается:
а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца);
б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти);
в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;
г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.); д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.
Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась:
а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда;
б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол;
в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.
Понятие брака.
Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права».
Римское право различало законный римский брак между лицами, имевшими права вступать в законный брак, и брак между лицами, не имевшими права вступать в законный брак.
От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с одной женщиной состоять в конкубинате с другой.