Аварии на гидродинамических опасных объектах.




Гидродинамически опасный объект (ГОО)- сооружение или естественное образование разницы уровней воды до и после него. К ним относят гидротехнические сооружения напорного типа и естественные плотины. Особенностью таких сооружений является образования волны прорыва при разрушении.

Гидротехнические сооружения- это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЕС), охлаждение технологических процессов, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирование уровня воды, обеспечение деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Прорыв в гидродинамически опасных объектов может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных объектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, недостаточностью водосливов, а в военное время- в результате воздействия средств поражения.

При прорыве в плотине или другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависит объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва- основного поражающего фактора этого вида аварий.

Волна прорыва образуется при одновременном наложении двух процессов: падения воды из водохранилища в нижний бьеф, порождающего волну, и резкого увеличения объема воды в месте падения, что вызывает подъем и перетек в низинные места.

Действия волны прорыва на объектах подобного ударной волне воздушного ядерного взрыва, но отличается от него в первую очередь тем, что главным воздействующим телом(фактором) здесь является вода.

Прорыв плотины приводит к затоплению местности и всего того, что на ней находиться. Поэтому строить жилые и производственные здания в этой зоне запрещено. Однако местные власти Республики Башкиркостан, Воронежской, Ростовской и Рязанской областей пренебрегают этим требованием, заведено подвергая опасности людей.

Волна прорыва в своем движением вдоль русла реки непрерывно изменяет высоту, скорость движения, ширину и другие параметры. Поэтому она имеет зоны подъема и зоны спада. Передняя часть движущейся массы воды называется фронтом волны прорыва. Она может быть очень крутого(вблизи прорыва) и относительно пологой – на значительном удалении от него.

Вслед за фронтом волны прорыва высота воды начинает интенсивно увеличиваться, достигая через некоторый промежуток времени максимума, превышающего высоту берегов реки, в результате чего и начинается затопление.

После прекращения подъема уровня всей ширине потока начинается более или менее длительный период движения, близкий к установившемуся. Он будет тем длительнее, чем больше объем водохранилища - пока оттуда вся вода вытечет. Последней фазой образования зоны затопления является спад уровней.

После прохождения волны прорыва остается переувлажненная постма и сильно деформированное русло реки.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой(камни, доски, бревна, различные конструкции).

Высота и скорость волны прорыва зависит от гидрологических и топографических условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны.

При прорыве плотин значительные участки местности через 15-30 мин обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0.5 до 10 м и более. Время в течение которого территория может находиться под водой, может колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

В случае прорыва немедленно используются все средства оповещения: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи.

Аварии на транспорте

Об авариях на транспорте можно говорить много и долго. На сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.

На железнодорожном

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются разрывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

На автомобильном

Аварии на автомобильном транспорте в России происходит из-за следующих причин:

Ø Плохая подготовка водителей;

Ø Превышение скорости;

Ø Выезд на полосу встречного движения;

Ø Управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибают в первые 3 часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь.

В нашей стране смертность в 10-15 раз выше чем во всем мире.

На воздушном

Не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. Несмотря на принимаемые меры их количество не сокращается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электроснабжения, связи, пилотирование, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечения экипажа и пассажиров.

На водном

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей-капитанов, лоцманов и членов экипажей. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часть столкновения опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасение утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство вами работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожаров, пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда- спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: