Гидродинамически опасный объект (ГОО)- сооружение или естественное образование разницы уровней воды до и после него. К ним относят гидротехнические сооружения напорного типа и естественные плотины. Особенностью таких сооружений является образования волны прорыва при разрушении.
Гидротехнические сооружения- это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЕС), охлаждение технологических процессов, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирование уровня воды, обеспечение деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).
Прорыв в гидродинамически опасных объектов может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных объектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, недостаточностью водосливов, а в военное время- в результате воздействия средств поражения.
При прорыве в плотине или другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависит объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва- основного поражающего фактора этого вида аварий.
Волна прорыва образуется при одновременном наложении двух процессов: падения воды из водохранилища в нижний бьеф, порождающего волну, и резкого увеличения объема воды в месте падения, что вызывает подъем и перетек в низинные места.
Действия волны прорыва на объектах подобного ударной волне воздушного ядерного взрыва, но отличается от него в первую очередь тем, что главным воздействующим телом(фактором) здесь является вода.
Прорыв плотины приводит к затоплению местности и всего того, что на ней находиться. Поэтому строить жилые и производственные здания в этой зоне запрещено. Однако местные власти Республики Башкиркостан, Воронежской, Ростовской и Рязанской областей пренебрегают этим требованием, заведено подвергая опасности людей.
Волна прорыва в своем движением вдоль русла реки непрерывно изменяет высоту, скорость движения, ширину и другие параметры. Поэтому она имеет зоны подъема и зоны спада. Передняя часть движущейся массы воды называется фронтом волны прорыва. Она может быть очень крутого(вблизи прорыва) и относительно пологой – на значительном удалении от него.
Вслед за фронтом волны прорыва высота воды начинает интенсивно увеличиваться, достигая через некоторый промежуток времени максимума, превышающего высоту берегов реки, в результате чего и начинается затопление.
После прекращения подъема уровня всей ширине потока начинается более или менее длительный период движения, близкий к установившемуся. Он будет тем длительнее, чем больше объем водохранилища - пока оттуда вся вода вытечет. Последней фазой образования зоны затопления является спад уровней.
После прохождения волны прорыва остается переувлажненная постма и сильно деформированное русло реки.
Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой(камни, доски, бревна, различные конструкции).
Высота и скорость волны прорыва зависит от гидрологических и топографических условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны.
При прорыве плотин значительные участки местности через 15-30 мин обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0.5 до 10 м и более. Время в течение которого территория может находиться под водой, может колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
В случае прорыва немедленно используются все средства оповещения: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи.
Аварии на транспорте
Об авариях на транспорте можно говорить много и долго. На сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.
На железнодорожном
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются разрывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.
На автомобильном
Аварии на автомобильном транспорте в России происходит из-за следующих причин:
Ø Плохая подготовка водителей;
Ø Превышение скорости;
Ø Выезд на полосу встречного движения;
Ø Управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибают в первые 3 часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь.
В нашей стране смертность в 10-15 раз выше чем во всем мире.
На воздушном
Не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. Несмотря на принимаемые меры их количество не сокращается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электроснабжения, связи, пилотирование, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечения экипажа и пассажиров.
На водном
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей-капитанов, лоцманов и членов экипажей. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часть столкновения опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.
К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасение утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство вами работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожаров, пробоин.
К работам по спасению судна привлекаются специальные суда- спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.