Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Владикавказ 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Тема. «Санитарно-гигиеническое обследование детских дошкольных учреждений»………………………………………………………………………….......
Тема. «Санитарно-гигиеническое обследование школьного учреждения, учебно-воспитательного режима и условий обучения в школе»……………………………
Приложение ……………………………………………………………………………….
Занятие 1
Тема. «Санитарно-гигиеническое обследование детских дошкольных учреждений»
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
- Основные принципы проектирования детских дошкольных учреждений;
- Зоны, различаемые на участке;
- Групповая комната, её оснащение, требования к микроклимату;
- Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса;
- Гигиенические особенности суточного режима дня дошкольного и преддошкольного возраста;
- Медицинское обеспечение в детском дошкольном учреждении, медицинская комната, её оснащение;
- Гигиенические принципы организации питания;
- Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости», определение готовности детей к поступлению в школу, медицинские и психофизиологические критерии.
II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:
Студент должен знать:
· гигиенические требования к проектированию детских дошкольных учреждений;
· гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях;
· критерии готовности детей к поступлению в школу.
Студент должен уметь:
- дать гигиеническую оценку проекту дошкольного образовательного учреждения;
- дать гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждений;
- оценить готовность детей к систематическому обучению.
III. Литература:
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских заведений. М. Медицина, 2001г. Гл. 7, С. 302-308, С. 313-325, Гл. 3, С. 104-120.
- Кардашенко В.Н. Руководствок лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М. Медицина.
- Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М. 1999г.
IV. Задания по самостоятельной работе по изучаемой теме
I. Вопросы:
- Основные гигиенические принципы, учитывающиеся при проектировании и строительстве дошкольных образовательных учреждений:
· ……………….
· ……………….
· ……………….
· достаточное освещение и инсоляция;
· ………………
- На земельном участке дошкольных учреждений размещаются площадки:
· групповые площадки;
· ………………
· ………………
· ………………
· ………………
- Наиболее оптимальным для дошкольных учреждений является ………этажное здание;
- Перечислите помещения, входящие в групповую ячейку:
· ……………..
· ……………..
· раздевальная – для переодевания детей и хранения верхней одежды;
· ……………..
· …………….
- Основные требования, предъявляемые к учебной мебели в дошкольных образовательных учреждениях:
· …………….
· …………….
· …………….
· …………….
- Основные гигиенические требования, предъявляемые к игрушкам в дошкольных образовательных учреждениях:
- ………………
- ……………..
- ………………
- ……………..
- Режим дня детей и подростков включает в себя следующие элементы:
- режим питания;
- ………………...
- ………………..
- ……………….
- ……………….
11. При поступлении в школу, возраст ребенка на 1 сентября должен быть не менее ……лет ……. месяцев.
- Заполните схему:
Определение готовности детей к обучению в школе проводится по критериям:
медицинским ……………..
……… ………. ……… тест Керна-Иразека ……… ………..
II. Практическое задание:
Решите задачу:
В игровой комнате детского дошкольного учреждения определены следующие показатели: температура воздуха - 23°С, относительная влажность – 40%, скорость движения воздуха – 0,3 м/с, световой коэффициент – 1:3
Дайте оценку микроклимата.
Тесты:
1. Рекомендуемая ориентация групповых комнат в детском саду:
а) юг;
б) северо-восток;
в) юго-восток;
г) запад.
2. Оптимальным с гигиенических позиций для детских дошкольных учреждений является:
а) вместимость 620-740 мест;
б) вместимость 280-320 мест;
в) радиус обслуживания до 0,3 км;
г) радиус обслуживания до 0,5 км;
д) внутриквартальное размещение.
3. Необходимое количество групповых площадок на участке детского дошкольного учреждения:
а) равное числу групп;
б) одна площадка на две группы;
в) общая площадка для всех групп.
4. Процент озеленения земельного участка детского дошкольного учреждения:
а) 20%;
б) 50%;
в) 70%.
5. Столы и стулья в детских дошкольных учреждения маркируются:
а) цветными пятнами или полосами;
б) порядковыми номерами;
в) индивидуальными картинками;
г) фамилиями учащихся.
6. Для определения готовности детей к систематическому обучению в школе следует использовать:
а) тест Векслера;
б) тест Керна-Иразека;
в) мотометрический тест вырезание круга;
г) чистота звукопроизношения.
7. Особенности протекания основных нервных процессов у детей младшего школьного возраста:
а) преобладания торможения над возбуждением;
б) преобладание возбуждения над торможением;
в) иррадиация возбуждения.
8. Соблюдение принципа групповой изоляции в детском дошкольном
учреждении обеспечивается:
а) наличием для каждой группы комплекса изолированных помещений;
б) наличием отдельного входа для каждой ясельной группы;
в) наличием отдельных шкафчиков для одежды;
г) выделением изолированных прогулочных площадок на территории
детского дошкольного учреждения;
д) индивидуальная маркировка столовой и чайной посуды в групповой
ячейке.
9. Суточная двигательная активность дошкольника восполняется в большей мере во время:
а) занятий в спортивных секциях;
б) подвижных игр на воздухе;
в) занятий по физическому воспитанию по программе дошкольного учреждения.
Занятие 2