Лекция 5. Особенности функционирования системы специального образования в ДНР.




 

План

 

1. Вертикальная и горизонтальная структура специальных образовательных организаций (специальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, учебно-реабилитационные и оздоровительные центры и др.).

 

Система специального образования имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру.

Вертикальная структура основывается на возрастных особен­ностях учащихся и ступенях общеобразовательных программ и состоит из 5 уровней:

1. Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет).

2. Дошкольный период (от 3 до 6—7 лет).

3. Период обязательного обучения (от 6—7 до 16 лет).

4. Период среднего образования и профессиональной подготов­ки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года — для незрячих, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата).

5. Период обучения и переподготовки взрослых-инвалидов.

Горизонтальная структура учитывает уровень психофизиче­ского развития ребенка, особенности его познавательной деятель­ности и характер нарушения. Варианты обучения в системе спе­циального образования определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития и познавательными воз­можностями учащегося.

Дети от рождения до 3-х лет воспитываются в учреждениях здравоохранения (детских яслях, домах ребенка), в возрасте от 3-х лет до совершеннолетия — в дошкольных и школьных уч­реждениях образования или социальной защиты, где оказыва­ется помощь и поддержка детям-инвалидам. К категории детей-инвалидов относят тех, кто из-за значительных ограничений жизнедеятельности получает социальные пенсии.

Система оказания педагогической помощи детям дошкольно­го возраста с отклонениями в развитии начала развиваться с кон­ца 60-х годов XX века и представлена специализированными дошкольными учреждениями с круглосуточным и дневным пре­быванием детей, специализированными детскими домами, а так­же сетью специальных групп при массовых детских садах и дошкольных групп при специальных школах-интернатах. Во все эти образовательно-коррекционные учреждения принимаются дети в возрасте от 3 до 7-8 лет. Их комплектование, решение вопроса о зачислении ребенка в подобное учреждение и выводе из него находится в компетенции психолого-медико-педагогической комиссии (консультации).

Специальные дошкольные образовательные учреждения мо­гут открывать по профилю группы кратковременного пребыва­ния для детей, посещающих обычные детские учреждения или воспитывающихся дома. В некоторых из них коррекционная помощь оказывается силами квалифицированных специалистов, начиная с первого года жизни ребенка.

Специальная школа-интернат долгое время выступала ос­новным типом учреждений для детей с особенностями психофи­зического развития. Образовательный процесс в специальной школе носит коррекционно-развивающую направленность и спо­собствует формированию компенсаторных способностей, разви­тию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. Помимо обеспечения развития ребенка, формирова­ния его первоначальных взглядов на природу, человека, обще­ство, приобретения необходимых умений учебной деятельности, культуры речи и поведения, специальная школа осуществляет всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение лично­сти, выявление возможностей каждого учащегося с целью выра­ботки необходимых форм и методов учебно-воспитательной ра­боты с учетом индивидуальных его особенностей.

Здесь также осуществляется лечебно-восстановительный процесс (2 раза в год проводится углубленный медицинский осмотр, консультации у специалистов; выполнение лечебных рекомен­даций; установление режима, качества питания школьников, дозировки физических и умственных нагрузок).

Структурно школа состоит из двух основных ступеней: начальной (4 года) и базовой (5 лет). Комплектование классов осуществляется областным, городским, районным отделами образо­вания на основе заключения психолого-медико-педагогических консультаций (центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации). Наполняемость классов составляет от 8 до 10— 12 человек, при комбинированных дефектах — 6 (См. Положение о специальной общеобразовательной школе (школе-интерна­те) для детей с особенностями психофизического развития, РФ и ДНР). Каждая специальная школа разрабатывает свой устав, в котором определяются нормы и правила жизни коллектива с учетом его особенностей и перспектив развития.

 

2. Типы, виды, особенности комплектования, нормативно-правовые и организационные основы деятельности специальных образовательных организаций.

 

В настоящее время школьная система включает 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 (6) основных видах специальных школ с обеспечением содержания, методов и форм орга­низации.

В российских и отечественных нормативно-правовых и официальных документах введены коды для специальных школ, которые называются по их видовому порядковому номеру:

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и поздно-оглохших детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми наруше­ниями речи);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с труд­ностями в обучении — задержкой психического развития);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умст­венной отсталостью).

В этих школах обеспечивается специальное обучение не толь­ко названных категорий детей, но и детей с различными множе­ственными нарушениями (например: нарушение слуха в сочета­нии с умственной отсталостью, нарушение зрения в сочетании с умственной отсталостью; нарушение опорно-двигательного аппа­рата в сочетании с задержкой психического развития и т.д.). Именно в связи с этим отмечается 8 видов специальных школ (или 6, когда имеет место внутренняя интеграция: школа для детей с нарушениями зрения, школа для детей с нарушением слуха) и 15 типов специального обучения.

Приказ МОН ДНР «Об утверждении Типового положения о школе-интернате (общеобразовательной, специальной, санаторной)» № 119 от 14.05.2015 г..

Приказ МОН ДНР № 23 от 29 января 2015 года «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».

 

3. Специальные классы.

 

Специальные классы, интегрированные в массовые общеобразовательные школы, являются одной из наиболее распространенных в нашей стране моделей. Они создаются для детей: с нарушением интеллекта (там, где нет специальных школ для этой категории детей); с задержкой психического развития, нуждающихся в специальных, а не массовых образовательных программах, если нет школ для данной категории детей (классы коррекционно-развивающего обучения); «группы риска школьной дезадаптации», способных к освоению массовых образовательных программ, но испытывающих временные учебные и(или) адаптационные затруднения в школьной среде. Сюда относятся и дети с ослабленным здоровьем, хронически болеющие (классы компенсирующего обучения).

В случаях, когда отсутствуют необходимые специальные до- школьные учреждения, в массовых детских садах или при специальных школах создаются группы, отделения для соответствующей категории детей с отклонениями слуха, зрения, речи. Одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей адаптирования ребенка к школьной среде.

Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии усвоить материал школьной программы за отведенное для этого время и в необходимом объеме, составляет от 20 до 30% от всего числа обучающихся. Подобное явление характерно и для современной мировой системы образования. Это неизбежное следствие развития цивилизации.

Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в условиях постоянно растущего потока информации, социализационных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым поколением.

К этому нередко добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья вследствие нарушения стремительно развивающейся цивилизацией экологического равновесия в природе и в окружающей ребенка среде.другими словами, «ребенок не успевает за развитием цивилизации». При этом общеобразовательная школа, оставаясь в ряде случаев в плену традиций образования прошлых веков (классно-урочная система, оценки, необходимость усвоения детьми объема знаний в единицу времени), не может перестроиться для облегчения процесса образования и социализации ребенка в новых условиях. В педагогике (отечественной и зарубежной) уже давно разработано достаточное число защитных, смягчающих, адаптационных механизмов педагогической помощи.

 

4. Индивидуальное обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях.

 

Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях, утвержденное приказом МОН ДНР № 570 от 24.09.2015 года.

Сегодня система специального образования в регионе призвана обеспечивать качество учебно-воспитательного, коррекционного процесса, нацеленного на развитие социально-адаптированной личности с особенностями развития.

Однако, лишь 48% детей от общего числа нуждающихся в специальном образовании посещают специальные образовательные организации, остальной контингент детей обучается совместно со здоровыми сверстниками либо получает образовательные услуги в форме индивидуального обучения на дому.

Акцентируем внимание на том, что в рамках развития системы образования региона, перехода на новые Государственные образовательные стандарты вступило в силу новое «Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях» (приказ МОН ДНР №570 от 24 сентября 2015г.), которое размещено на сайте МОН ДНР и с которым рекомендуем ознакомиться руководителям, учителям общеобразовательных организаций, которые осуществляют индивидуальное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Встает вопрос: «Как обучать такого ребенка?». Педагоги общеобразовательных организаций должны быть готовы решать те проблемы, которые раньше являлись специфичными для коррекционных школ: владеть коррекционно-развивающими технологиями, включающими учеников в процесс познания через деятельность, уметь на основе педагогической диагностики спроектировать развивающую среду.

Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому ранняя коррекционная помощь является средством формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов воспринять в данное время, и должна быть по возможности максимально индивидуализирована. При этом следует обеспечить максимальные возможности для его развития. Здесь требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: