Лекция 6. Специальные образовательные организации в ДНР.




 

План

 

1. Ясли-сад комбинированного и компенсирующего типа.

 

Приказ МОН ДНР № 23 от 29 января 2015 года «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

Приказ МОН ДНР № 387 от 10 августа 2015 года «Об утверждении Порядка комплектования дошкольных образовательных учреждений (ясли-сад) компенсирующего типа, групп компенсирующего типа в составе дошкольного образовательного учреждения (ясли-сад) комбинированного типа, детских садах для детей предшкольного возраста»

Ясли-сад компенсирующего типа (специальные и санаторные) – для детей в возрасте от полутора до семи лет, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, длительном реабилитации в соответствии с их личностными возможностями.

Ясли-сад комбинированного типа - для детей в возрасте от полутора до семи лет, в состав которого могут входить группы общего развития, специальные, санаторные, семейные, прогулочные, кратковременного пребывания в различных сочетаниях.

Группы компенсирующего типа для обеспечения дошкольного образования с учетом состояния здоровья детей, их умственного, психологического, физического развития могут создаваться в составе дошкольного образовательного учреждения (ясли-сад) комбинированного типа для детей в возрасте от полутора до семи лет, в составе которого могут быть группы общего развития.

Группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет, при необходимости, могут быть в детских садах для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста.

Профиль дошкольных образовательных учреждений (яслей-садов) компенсирующего типа, дошкольных образовательных учреждений (ясли-сад) комбинированного типа с группами компенсирующего типа определяются Республиканскими органами исполнительной власти, муниципальными органами местного самоуправления, обеспечивающими формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки по согласованию с Республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки Донецкой Народной Республики.

Главная цель дошкольных образовательных учреждений (ясли-сад) компенсирующего типа, групп компенсирующего типа в составе дошкольных образовательных учреждений (ясли-сад) комбинированного типа, в детских садах для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста — осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом, психическом развитии и осуществление дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии, с иными ограниченными возможностями здоровья) и другими с целью развития и формирования личности, обеспечение социально-психологической реабилитации и адаптации ребенка.

Дислокация по городам и районам Донецкой Народной Республики.

 

2. Специальные и санаторные дошкольные образовательные учреждения.

 

Приказ МОН ДНР № 23 от 29 января 2015 года «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

Приказ МОН ДНР № 387 от 10 августа 2015 года «Об утверждении Порядка комплектования дошкольных образовательных учреждений (ясли-сад) компенсирующего типа, групп компенсирующего типа в составе дошкольного образовательного учреждения (ясли-сад) комбинированного типа, детских садах для детей предшкольного возраста»

Специальные дошкольные образовательные учреждения функционируют для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития.

Санаторные дошкольные образовательные учреждения функционируют для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, малыми формами туберкулеза, хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой, эндокринной систем, болезнями органов пищеварения, психоневрологическими заболеваниями.

Дислокация по городам и районам Донецкой Народной Республики.

3. Специальные школы-интернаты Донецкой Народной Республики (типология, дислокация, особенности деятельности).

 

Приказ МОН ДНР от 06 мая 2015 г. № 139 «Об утверждении Типового положения о школе-интернате (общеобразовательной, специальной, санаторной)»

Специальная общеобразовательная школа-интернат – общеобразовательное учебное заведение, обеспечивающее получение определенного уровня образования, профессиональную ориентацию и подготовку, проводит коррекционно-развивающую работу с детьми, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, условия проживания и содержание за счет государства.

Задачи школы-интерната:

- обеспечение прав детей на получение определенного образовательного уровня общего среднего образования путем специально организованного учебно–воспитательного процесса в комплексе с коррекционно–развивающей работой и медицинской реабилитацией;

- развитие природных способностей и дарований, творческого мышления воспитанников, осуществление их допрофессиональной и профессиональной подготовки, формирование социально адаптированной личности;

- содействие в освоении учащимися норм гражданской этики, общечеловеческой морали, межличностного общения, основ гигиены и здорового образа жизни, начальных трудовых умений и навыков;

- содействие физическому и психическому развитию детей;

- обеспечение в процессе обучения и воспитания системного квалифицированного психолого-медико- педагогического сопровождения с учетом состояния здоровья, особенностей психофизического развития учащихся (воспитанников);

- проведение социально-педагогического патроната: оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим) с целью обеспечения их активного участия в комплексной учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей работе.

Функционируют следующие основные виды школ-интернатов:

Общеобразовательная школа-интернат I-III ступеней (I ступень - подготовительный класс, 1-4 классы, II ступень - 5-9 классы, III ступень - 10-11 классы)

Общеобразовательная специальная школа-интернат:

для глухих детей - I-III ступеней (I ступень - подготовительный класс, 1-4 классы, II ступень - 5-10 классы, III ступень - 11-12 классы);

для детей со сниженным слухом - I-II ступеней (I ступень -подготовительный класс, 1-4 классы, II ступень - 5-10 классы);

для детей с тяжелыми нарушениями речи - I-II ступеней (I ступень -подготовительный класс, 1-4 классы, II ступень - 5-10 классы);

для умственно отсталых детей (вспомогательная) - I-II ступеней (I ступень - 1-4 классы, II ступень - 5-9 классы);

для детей, требующих коррекции физического и умственного развития I-II ступеней (I ступень - 1-4 классы, II ступень - 5-9 (10) классы);

Общеобразовательная санаторная школа-интернат I-II ступеней длядетей, требующих длительного лечения и реабилитации (I ступень -подготовительный класс, 1-4 классы, II ступень - 5-9 классы)

Для организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми, которые имеют сложные дефекты развития (дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, в сочетании с умственной отсталостью, задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, слепоглухие), в составе школ-интернатов открываются отдельные классы (группы).

Дислокация по городам и районам Донецкой Народной Республики.

 

4. Проблемы оптимизации сети специальных образовательных организаций.

 

Сегодня слово «оптимизация» прочно укоренилась в нашей жизни. Объединение, реконструкция и реорганизация специальных образовательных организаций (школ-интернатов) неизбежны, в силу изменения контингента учащихся и непростой политической обстановки, а также активного внедрения инклюзивного образования. Поэтому важно понимать выгоду и преимущество данного процесса.

«Плюсы» оптимизации:

1. Полноценные по комплектованию классы: увеличение средней наполняемости классов специальных школ-интернатов. Возможность изначально формировать классы с большей наполняемостью.

2. Укрепление материально-технической базы. Для обучающихся, и это главное, объединение школ даст только плюсы: они будут учиться в классах с современным оборудованием. Площади школ это позволяют, также произойдет перераспределение материальных ресурсов.

3. Усиление кадрового потенциала. Для педагогов последствия объединения школ не столь однозначны. С одной стороны, в более крупном коллективе они смогут получать помощь от опытных учителей, а также пользоваться лучшим учебным оборудованием. Соединение школ позволит решить кадровую проблему с нехваткой педагогов. Объединение даст больше возможностей как для удовлетворения потребностей ученика, так и для обеспечения профессионального роста учителя. Возможность задействовать потенциал успешных педагогов для продвижения передовых идей и повышение качества образовательных услуг для обучающихся.

4. Формирование полноценных коррекционных классов в общеобразовательных школах, а также открытие инклюзивных классов. Своевременная помощь детям с отклонениями в развитии.

 

5. Сокращение административного аппарата, снижение бюджетных расходов.

Конечно, у этого процесса есть и свои минусы: стресс для педагогов и обучающихся, вынужденных менять место работы и учебы, изменение сложившихся традиций. Поэтому объединять школы нужно осторожно, стараясь сохранить то лучшее, что было в каждой из них, чтобы процесс оптимизациями прошёл безболезненно, с наименьшим психологическим дискомфортом ученического, родительского и педагогического коллективов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: