Модель пяти сил Портера. «Национальный ромб» конкурентных преимуществ




Концепция М. Портера основывается на идее так называемого «национального ромба», характеризирующего систему детерминант конкурентного преимущества (четыре основных свойства) страны, которые, находясь во взаимодействии, создают эффект эмерджентности (целостности). Та или иная конфигурация названых детерминант усиливает или ослабляет потенциальный уровень конкурентных преимуществ экономики страны.

Условия для факторов. Категория «условия для факторов» включает 5 групп:

· человеческие ресурсы;

· природные ресурсы (включая климат и географическое положение страны);

· капитал (с учетом разнообразия национальных рынков капитала);

· научно-информационный потенциал;

инфраструктура (все, что влияет на качество жизни в стране).

 

Научные школы, изучающие вопросы кластеризации экономики

 

выделяет три группы (научные школы) теории новых форм территориальной организации производства, по географическому призна- ку: американскую, британскую и скандинавскую. 2 Представителями американской школы выступают М.Портер, М.Энрайт, М.Сторпер, С.Резенфельд, П.Маскелл и М.Лоренцен. В целом промышленные и региональные кластеры были признаны представителями этой школы основной пространственной формой развития экономики страны и региональных эконо- мических систем. Базировалось такое представление американской школы на теории концентрации производства, дополненной новыми экономическими знаниями, полученными американскими учеными в исследовании вопросов конкуренции и синергии в производственных процессах региона.

 

 

Особенностью скандинавской школы явилось признание ее представи- телями важной роли регионов обучения в рамках региональных кластеров. Они в свою очередь рассматривались скандинавскими учеными, как основные фак- торы поляризации и развития регионов и страны в целом. Благодаря вниманию в изучении развития региональной экономики к таким немаловажным факто- рам, как местные особенности экономического развития и социально- культурные особенности конкурентоспособности территории, основные разра- ботки и идеи этой научной школы и сегодня актуальны и достаточно успешно используются в различных по уровню развития странах и регионах мира, тогда как еще в середине 80-х годов прошлого столетия концепции конкурентоспо- собности скандинавской школы удовлетворяли потребностям экономики и об- щества лишь малых стран

Британская школа теорий новых форм территориальной организации производства базируется на исследованиях таких ученых, как Дж.Даннинг, Р.Каплински, К.Фримэн, Дж.Хамфри и Х.Шмитц. В отличие от американской школы здесь в области исследования и как факторы создания новых конку- рентных преимуществ появляются: цепочки добавления стоимости, прямые иностранные инвестиции, развитие ТНК, социо-экономические особенности, такие как склонность к предпринимательтсву, в связи с локальными кластера- ми

Представителями американской школы выступают М.Портер, М.Энрайт, М.Сторпер, С.Резенфельд, П.Маскелл и М.Лоренцен. В целом промышленные и региональные кластеры были признаны представителями этой школы основной пространственной формой развития экономики страны и региональных эконо- мических систем. Базировалось такое представление американской школы на теории концентрации производства, дополненной новыми экономическими знаниями, полученными американскими учеными в исследовании вопросов конкуренции и синергии в производственных процессах региона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: