Тема 1 – Сущность финансов. Финансовая система РФ




План

1. Сущность и отличие категории «финансы» от других экономических категорий

2. Основные функции финансов

3. Финансовая система и ее элементы

 

Вопрос 1.

Одной из центральных категорий экономической науки выступают «финансы».

Сам термин «финансы» ведет свое происхождение от средневековых латинских слов finare, finatio, finantia, употреблявшихся в смысле обязательной уплаты любой денежной суммы. Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение. Как отмечали известные дореволюционные русские финансисты В.А. Лебедев и И.И. Янжул, возможно вследствие близости звуков со словами fien (хитрый), feinheit (ловкость), erfinderisch (изобретательный), выражение «финансы» в Германии в XVI и XVII вв. имело дурное значение, заключало в себе элемент лукавства, вымогательства. Это объяснялось и тем, что основной задачей финансовой науки в то время было создание не теоретически обоснованной и ясной системы налогообложения, а нахождение ловких приемов, которыми старались обмануть народ, получив при этом как можно больше денег. Известный немецкий финансист того времени Шотелиус «финансы» объяснял следующими выражениями: живодерство, лихоимство, а немецкий гуманист эпохи Возрождения Себастиан Брант сопостовлял понятия: Untreu, Schinderei, Hass, Neid, Finanz – вероломство, грабеж, ненависть, зависть, финансы. Однако с XVI в. во Франции это слово употреблялось уже в значении близком к современному, а при Людовике XIV всеевропейское употребление французского языка вытеснило с контингента негативное немецкое значение слова «финансы».

Во Франции слово «финансы» использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Употребленное во множественном числе, это слово обозначало все государственное достояние и состояние правительственного хозяйства. Поэтому именно во Франции в XVIII в. финансы сформировались в самостоятельную науку. Во всех остальных европейских странах начала финансовых знаний входили в состав так называемых камеральных наук, которые исследовали надлежащее управление так называемой камерой. Во времена франкских королей «камерой» называли помещение, в котором хранилось частное имущество главы государства, впоследствии камерой стали называть само учреждение, заведовавшее государственным имуществом.

С распространением в России французского языка слово «финансы» в значении государственного имущества и управления им стало вытеснять из научного и официального оборота слово «казна», пришедшего в русский язык из тюркского (хазана).

Все теоретики едины во мнении, что понятие «финансы» в историческом аспекте связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений. Значимость государства постоянно менялась в экономической жизни, однако его присутствие было всегда необходимо для обеспечения хозяйственного порядка и социальной справедливости в обществе. Поэтому на всем протяжении формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы сначала в натуральной, а потом в денежной форме, современным аналогом которых выступают налоги. На начальном этапе развития общества государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений. С развитием товарно-денежных отношений все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, именно их формирование за счет доходов населения исторически связано с появлением финансов.

Таким образом, финансы исторически возникли как механизм обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономического развития общества в целом.

Первоначально финансы выступали на поверхности явлений хозяйственной жизни в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями, с одной стороны, и государством – с другой, по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.

Таким образом, государство стало первым «китом», на котором стала строиться теория финансов.

Вторым «китом» стали деньги, как конкретная форма перераспределения национального дохода страны в пользу государства.

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД. Государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государства оказывали большое влияние на процесс воспроизводства. Однако финансы развивались не только в государственной сфере. Значительное развитие получили финансы предприятий различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций – мощная форма мобилизации капитала. Она позволяет трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций. Без этого они вынуждены были бы находиться на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств. В странах, где рыночные отношения получили широкое развитие, финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Повышается роль качества управления финансами предприятий. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждают те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансово-экономического анализа, умеют делать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития своего предприятия. Учитывая, что финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы наиболее эффективного управления средствами предприятия приобретают важное значение.

На рубеже XX – XXI вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов – финансовых активов, обращение которых строится на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Это позволяет говорить о третьем «ките» финансовой теории – долговой природе современных финансов, функционирование которых происходит с учетом факторов времени и риска. Участниками современных финансовых отношений становятся домашние хозяйства, фирмы.

Особое значение для понимания современных финансов имеют закономерности развития рынков денег, на которых человеческий интеллект разрабатывает и внедряет особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из мира реального в мир виртуальный – в Интернет.

Таким образом, финансы, в конечном счете, приобрели достаточное количество отличительных признаков, чтобы выделиться в макроэкономической теории в виде теории финансов.

 

 

Финансовые отношения, будучи частью общей системы экономических отношений, отличаются определенной спецификой, что позволяет выделить финансы из общей системы экономических отношений. Эти особенности заключаются прежде всего в том, что финансовые отношения проявляются через движение денег. Формирующиеся денежные потоки выступают носителями финансовых взаимосвязей. Однако не все экономические отношения, возникающие в процессе движения денежных потоков, можно отнести к финансам. К ним принадлежат только те из них, которые связаны с образованием и использованием фондов денежных средств. Поэтому финансы выступают как самостоятельная социально-экономическая категория, существенно отличающаяся от такой экономической категории как деньги, которые лишь опосредуют финансовые отношения, не определяя их качественного сущностного содержания.

Различают централизованные и деценрализованные фонды финансовых ресурсов. На макроуровне создаются централизованные фонды — консолидированный бюджет, фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и другие финансовые фонды, предназначенные для реализации общегосударственых целей. К ним можно отнести и муниципальные фонды финансовых ресурсов — муниципальные бюджеты и другие финансовые фонды муниципальных образований. На микроуровне, т. е. организациями, предприятиями, фирмами, корпорациями и домохозяйствами, образуются децентрализованные фонды, отражающие оборот финансовых ресурсов и обслуживающие производственно-экономическую деятельность организаций. Сюда относятся общий капитал организации (используемый организацией и формируемый за счет всех видов источников) и собственный капитал, выручка и прибыль, основные и оборотные средства, различные специальные фонды (резервные, страховые, амортизационные и др.) и т.п.

Все фонды финансовых ресурсов как на макро-, так и на микроуровне формируются, в основном, путем распределения выручки и прибыли организаций, а также их последующего перераспределения с помощью налоговой системы. Доходы консолидированного бюджета почти на 80% состоят из налоговых платежей предприятий и организаций. Именно в связи с этим финансы предприятий и организаций выступают основой финансовой системы государства.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение финансов.

Финансы – это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

Как уже было сказано ранее, категория «финансы» неразрывно связана с такими категориями как «деньги», а также «кредит».

Исторически и логически, первичной из этих трех категорий являются деньги. Категория «деньги» шире. Деньги существуют не только в виде финансов и кредита, но и как всеобщий эквивалент, средство платежа, средство обмена товаров и средство накопления стоимости или богатства. Деньги – это общая основа и кредита и финансов. От качества выполняемых деньгами функций зависит качество функционирования кредитной и финансовой систем.

Таким образом финансы и деньги отличаются друг от друга своей сущностью и выполняемыми функциями.

Финансы – это специфические экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП. Деньги – это специфический товар, служащий всеобщим эквивалентом, который лишь опосредует финансовые отношения.

Категория «финансы» связана также с ценой. Их взаимосвязь заключается в том, что цена предопределяет структуру первичного финансового распределения.

Но данные категории имеют ряд отличий:

1) цена создает предпосылки для финансового распределения, но непосредственно в самом процессе распределения не участвует;

2) различия в экономической сущности и функциях (цена – это выражение стоимости товара, услуги, работы).

Имеет категория «финансы» и ряд отличий от категории «кредит»:

Кредит – это специфические отношения между кредитором и заемщиком по поводу ссуды денежных средств или товаров на определенных условиях.

В финансовых отношениях движение стоимости всегда одностороннее, при кредите – возвратное и разорванное во времени. Финансовые ресурсы предоставляются бесплатно, бессрочно и безвозвратно, а кредитные ресурсы - на условиях платности, срочности, возвратности. Финансы предоставляются всегда в денежной форме, кредит – как в денежной, так и в товарной.

Финансы связаны также с категорией «заработная плата».

Они вместе участвуют в процессе первичного распределения. Финансы образуют фонд денежных средств на оплату труда, заработная плата определяет размер фонда.

Существует разрыв во времени между моментом начисления заработной платы и моментом ее выплаты. Из-за этого у субъекта хозяйствования есть минимальный остаток задолженности по заработной плате. Эти средства могут быть финансовыми ресурсами и использоваться на цели, не относящиеся к финансам.

Отличие категории «заработной платы» от категории «финансы» заключается в том, что:

 

а) заработная плата – распределительная категория, категория найма (цена рабочей силы);

б) заработная плата необходима для оценки наемной рабочей силы, поэтому заработная плата функционирует в процессе обмена;

в) заработная плата является собственностью работников и используется на личные цели.

 

Вопрос 2.

Финансы в общественном воспроизводстве выполняют ряд функций, которые раскрывают и конкретизируют их сущностное содержание.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

К основным функциям финансов можно отнести: распределительную, воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую, контрольную. Все функции финансов проявляются и используются комплексно, дополняя друг друга.

Распределительная функция финансов осуществляется при распределении финансовых ресурсов в процессе кругооборота средств непосредственно на предприятиях и в организациях. Модель оборота средств предприятия представлена на рисунке.

 
 

 


Весь оборот ресурсов предприятия связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения его прибыли и образования за счет чистой прибыли ряда фондов, которые имеют наибольшее значение для развития предприятия (резервных, инвестиционных, предназначенных для выплаты дивидендов и др.). Поддержание эффективной структуры капитала предприятия невозможно без активного использования распределительной функции финансов и формирования эффективной структуры фондов финансовых ресурсов, адекватной его деятельности в рыночных условиях.

В процессе финансовых взаимосвязей обеспечивается также вторичное перераспределение той части выручки и прибыли организаций, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные фонды финансовых ресурсов — прежде всего в бюджеты всех уровней (федеральный, региональные и муниципальные).

Перераспределяя и направляя аккумулированные в бюджете средства на финансирование тех или иных отраслей и предприятий из бюджета, государство в дополнение к рыночному переливу капитала формирует наиболее эффективную структуру экономики, отвечающую решению текущих и стратегических социально-экономических задач. Это тем более необходимо сейчас в процессе реструктуризации экономики и формирования такой ее структуры, которая призвана обеспечивать достаточно высокие и устойчивые темпы экономического роста.

Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства: заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; доходы предприятий сферы материального производства.

Однако распределение НД не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства. Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где НД не создается, но государство обязано заботиться о развитии данной сферы: приоритетные отрасли народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, управление, социальное страхование и социальное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т.д. Для того чтобы быть способным нести и эти денежные расходы, государство с помощью финансов изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение НД.

Оперируя фондами финансовых ресурсов и создавая определенную финансово-экономическую среду, государство и предприятия регулируют воспроизводственный процесс. Это достигается путем оптимального формирования фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, обмена, распределения и потребления. Так реализуется воспроизводственная функция финансов. Она способствует развитию процесса воспроизводства через рост инвестиций, формирование качественно нового общественного интеллекта на основе развития знаний и культуры каждого человека и обеспечения определенного уровня качества жизни. Это особенно важно сейчас, когда развитие мировой цивилизации происходит на основе интеллектуальной революции.

Чрезвычайно большое значение для развития производства товаров и услуг, роста рентабельности предприятий, фирм и корпораций имеет стимулирующая функция финансов. Эта функция играет активную роль в системе государственного воздействия на рыночную экономику. Она реализуется через формирование государством стимулирующего финансового механизма, оптимального сочетания всех сфер финансовых отношений, что обеспечивает максимальное интеграционное воздействие на развитие субъектов рыночной экономики и темпы экономического роста. Именно эта функция придает финансовым отношениям особое качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который должен активно использоваться государством для развития предпринимательской деятельности и насыщения рынка товарами. Реализация этой функции обычно осуществляется через установленную государством систему покрытия предприятиями издержек производства и распределения прибыли, через налоговую систему, эффективную систему организации финансовых взаимосвязей между субъектами рынка, а также посредством бюджетного финансирования наиболее перспективных, приоритетных отраслей экономики, эффективной процентной политики и другими методами

Суть финансового стимулирования состоит в воздействии на интересы предприятий и организаций путем создания таких условий деятельности субъектов рыночной экономики, которые побуждают их в ходе решения своих социально-экономических задач одновременно решать задачи государства и общества. Для этого необходим действенный финансовый механизм, всесторонне учитывающий всю систему интересов формирующейся рыночной экономики.

Финансовый механизм предприятий (корпораций) — это взаимосвязанная система форм и методов образования и использования фондов финансовых ресурсов, обеспечивающая повышение эффективности хозяйственной деятельности, выявление и реализацию резервов роста производства, сокращение затрат в производстве и обращении товаров, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности товаров и услуг на рынке. В конечном итоге это дает укрепление финансового состояния предприятий. Такой механизм должен быть направлен, прежде всего, на экономию и лучшее использование всех ресурсов и факторов производства с целью повышения эффективности хозяйствования.

Весьма важную роль в механизме финансового стимулирования производства играет налогообложение предприятий, как одна из важнейших сфер финансовых отношений. Вследствие чрезмерного налогового давления налогообложение оказывает ныне дестимулирующее влияние на развитие предприятий. Достаточно сказать, что более 40% ВВП производится в России в так называемой теневой экономике. Ее предприятия обходятся без уплаты каких-либо налогов имея гораздо больше возможностей для развития производства на базе инвестиций. Это нарушает ресурсные основы формирования новой структуры, рыночной экономики, адекватной перспективным целям социально-экономического развития, обусловливая разные конкурентные условия функционирования предприятий в рыночной экономике.

Воздействие на предприятия через реализацию их интересов как субъектов рыночной экономики не должно сводиться к прямому административному давлению (хотя и это не исключено). Оно должно осуществляться в виде косвенного регулирования, прежде всего через уровни налогообложения различных ресурсов, имущества и результатов производства. Задача в том, чтобы предприятие наряду с уплатой налогов имело достаточно финансовых средств (инвестиционных и других) для экономического роста.

Большое значение для стимулирования развития предприятий (фирм и корпораций) имеет уровень банковского процента, государственное регулирование цен на энергоносители и транспортных тарифов, которые составляют наиболее существенную часть (в среднем более 40%) издержек производства всех отраслей экономики.

Важным фактором экономического развития является финансовый контроль, выступающий также одной из функций финансов. Контрольная функция финансов служит необходимой предпосылкой повышения эффективности деятельности организаций, ускорения оборота их финансовых ресурсов. Контроль за денежными потоками, которые обслуживают формирование финансовых фондов предприятий, должен быть направлен, прежде всего, на обеспечение равномерного и достаточного поступления выручки. Именно она выступает основным источником покрытия всех затрат и платежей предприятия, источником получения прибыли.

Контрольная функция заключается в контроле за распределением ВВП и НД по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную сферу, где создаются доходы и непроизводственную сферу, где доходы не создаются. Цель финансового контроля – рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства, а также проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Система финансового контроля включает государственный финансовый контроль, налоговый контроль, контроль со стороны региональных финансовых органов и негосударственный финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями. Контрольная функция осуществляется через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Минфин России и его органы на местах, а также федеральная налоговая служба.

Вся эта система должна активно способствовать повышению эффективности управления капиталом предприятий, их развитию и базироваться на сочетании интересов всех участников рыночных отношений — государ­ства, предпринимателей и непосредственных работников.

Вопрос 3.

В современной экономической и управленческой науке существуют самые различные подходы к определению структуры и состава элементов такого сложного явления, как финансовая система. Отдельные экономисты вообще не оперируют категорией «финансовая система», подменяя ее понятием «система финансов».

Органами управления финансами в настоящее время выступают:

1) государство:

а) РФ;

б) субъекты РФ (их 85):

22 республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия;

9 краев: Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

46 областей: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области;

1 автономная область – Еврейская автономная область;

4 автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский (Югра), Чукотский, Ямало-Ненецкий;

3 города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;

в) муниципальные образования;

2) Президент РФ;

3) органы государственной власти РФ (исполнительные и законодательные органы);

4) федеральные органы специальной компетенции, созданные для осуществления финансовой деятельности государства: Министерство финансов РФ, Федеральное Казначейство РФ, Федеральная налоговая служба РФ, ЦБ РФ (Банк России), Счетная палата РФ и др.;

5) органы государственной власти субъектов РФ;

6) органы местного самоуправления;

7) органы государственных внебюджетных фондов и др.

Финансовая система — единый комплекс управления финансовыми отношениями, включающий механизм формирования фондов финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, государственные (муниципальные) финансовые органы и финансовые службы предприятий, а также систему взаимосвязей между ними. Финансовая система призвана обеспечивать комплексную реализацию всех функций финансов.

Финансовая система регулирует всю сферу финансовых отношений. Она включает: финансы предприятий и корпораций; бюджетную систему (федеральный, региональные и местные бюджеты); внебюджетные финансовые фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и др.); государственный кредит; фонды страхования; финансы некоммерческих и общественных организаций; финансы населения (домохозяйств).

Все звенья финансовой системы органически связаны между собой и функционируют как единая целостность. Каждое из звеньев представляет собой определенную сферу финансовых отношений, органически связано с процессом расширенного воспроизводства и выполняет присущие ему функции. Поэтому каждая сфера финансовых отношений, входящих в финансовую систему, имеет определенную специфику.

Если финансы предприятий обслуживают материальное производство, то бюджет на основе системы налогообложения мобилизует финансовые ресурсы в основной централизованный фонд государства, а внебюджетные фонды формируются в целях финансирования определенных социально-экономических мероприятий и имеют строго целевое назначение. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других страховых случаев, а государственный кредит мобилизует ресурсы населения и предприятий в целях развития экономики на принципах платности, возвратности и срочности заимствований со стороны государства. Финансы некоммерческих и общественных организаций имеют существенную специфику и обслуживают те организации, которые осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, но не получают прибыли и не осуществляют ее капитализации (см. рисунок).

 

 
 

 

 


Основой финансовой системы любой страны являются финансы предприятий и организаций различных форм собственности, поскольку они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода — той новой стоимости, которая выступает источником роста благосостояния народа и инвестиционно-инновационного развития экономики.

От состояния финансов предприятий зависит формирование централизованных фондов финансовых ресурсов, поскольку за счет налогов с предприятий и организаций формируется более 80% доходов консолидированного бюджета. Именно финансы предприятий и организаций определяют общие тенденции в развитии финансовой системы в целом. От них зависит состояние основного финансового фонда страны — бюджета и его потенциальные возможности, объемы поступления налоговых платежей, возможности государства по финансированию инвестиций и предусмотренных социальных программ. Этим в конечном итоге определяются доходы и расходы, т.е. финансы населения.

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.

Бюджетная система — совокупность всех видов бюджетов и финансовых отношений в процессе их формирования и использования. Эти финансовые отношения принимают форму бюджетных отношений и выступают как определенная сфера отношений государства с предприятиями, организациями и физическими лицами (населением) по формированию бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных). Федеральный, региональные и местные бюджеты в совокупности образуют Консолидированный бюджет Российской Федерации, который законодательными органами как единое целое не утверждается, но используется для целей управления бюджетной системой.

Федеральные и региональные органы государственного управления и местные (муниципальные) органы власти получают в свое распоряжение посредством бюджетно-налоговых отношений часть созданного в обществе национального дохода (добавленной стоимости). Эти средства направляются на строго определенные цели в зависимости от тех социально-экономических задач, которые призваны решать те или иные уровни властных структур.

Внебюджетные фонды — система финансовых фондов, имеющих строго целевой характер. Они образуются на основе обязательных целевых взносов физических и юридических лиц и предназначены для финансирования расходов, не включаемых в бюджет (пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование и др.). Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно и с достаточной полнотой финансировать важнейшие социальные мероприятия, предусмотренные в специальных программах социальных гарантий населения.

Государственный кредит — отражает финансовые отношения в процессе мобилизации государством временно свободных средств предприятий, организаций и населения на принципах срочности, возвратности и платности в целях наиболее полного финансирования государственных расходов. При реализации этих отношений кредитором выступают физические и юридические лица, а заемщиком — государство. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем выпуска займов, продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Большую роль играет государственный кредит в стабилизации денежного обращения и при регулировании платежеспособного спроса населения в стране. В этой связи большое значение приобретает управление государственным долгом, который представляет собой общую сумму непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний отражают глубокий экономический и финансовый кризис, поразивший страну.

Фонды страхования предназначены для возмещения возможных потерь от стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств. Развитие рыночных отношений сопровождается все большим проникновением на страховой рынок негосударственных страховых компаний и сокращением государствен­ной монополии в этой сфере.

Страхование – это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность. В рыночной экономике все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска. Каждый человек должен иметь свой страховой запас. За время работы необходимо приобрести для себя медицинский полис, медицинскую страховку, заработать приличных размеров пенсию и др.

Страхование может быть обязательным или добровольным. Ведущая функция страхования – возмещение ущерба юридическим лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение физических лиц – граждан страны, а также предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба.

Страхование является важным средством формирования инвестиционного потенциала страны, т.к. страховой денежный фонд – это временно свободные деньги, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ценные бумаги и т.д. В западных странах страховые компании – это финансовые гиганты, владеющие сотнями миллиардов долларов. Что касается финансовой емкости российского страхового рынка, то она пока весьма мала, поэтому финансовые компании России еще не стали существенным источником инвестиций в экономику.

Фондовый рынок — сфера финансовых отношений, возникающих в процессе купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг. С помощью механизма фондового рынка осуществляется перелив капитала в отрасли, обеспечивающие инвесторам более высокий уровень дохода на капитал. Таким образом, в нормальных условиях обеспечивается динамичное изменение и достижение наиболее эффективной структуры экономики, адекватной рыночному спросу и предложению товаров и услуг.

Основная задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

 

 

 

 

{Национальный доход – исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством) Национальный доход страны равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений и косвенных налогов. С другой стороны НД можно определить как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты.}

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: