Существует очевидное противоречие между огромным объемом фактических материалов, накопленных географическими науками по отдельным компонентам природы, и ограниченными методологическими и методическими возможностями их обобщения и осмысления. В процессе решения методических задач возникают следующие методологические вопросы, ответы на которые имеют принципиальное значение.
1. Как и какими методами осуществить анализ фактического материала, чтобы результаты отражали не только простейшие закономерности, получаемые при сопоставлении обобщенных средних значений, а максимально полно отображали бы многообразие существующих отношений?
2. С помощью какого метода можно осуществить не только анализ предмета исследования, но и синтез такой его модели, которая давала бы возможность предсказывать состояния изучаемого объекта в заданных условиях среды?
3. Каковы условия сопоставимости при анализе характеристик различных компонентов природных систем и внешних условий среды?
4. На основе каких методологических приемов можно не только констатировать факт тех или иных отношений между изучаемыми явлениями, но и исследовать причины, порождающие эти отношения?
5. Для каких реальных природных условий справедливы результаты конкретного анализа реального объекта и построенная на основе такого анализа математическая модель этого объекта?
Для решения этих вопросов, пришлось обратиться к общей теории систем, особенно к тем ее разделам, которые прямо связаны с проблемами отображения реальных систем в конкретных исследованиях.
Истоки системного анализа, как общенаучного подхода ориентированного на проведение междисциплинарных (комплексных) исследований в различных областях человеческого знания, восходят к началу XX века. Его основы, как теоретической дисциплины, были заложены А.А.Богдановым. Л. Берталанфи.
Понятие системы всегда было атрибутом географии и экологии. Так, еще в 1922 г. Л.С. Берг в работе по теории эволюции рассматривал особенности живого с чисто системных позиций. " Система есть агрегат, приведенный в порядок. В каждой системе можно наблюдать известное закономерное отношение одних элементов к другим" [Л.С. Берг, 1922; цит. по изд. 1977, с. 46]. Агрегат понимается Бергом как "беспорядочное скопление материи, где расположения одних элементов в отношении других подчинено закону случайности".
Как бы ни была определена система, всегда мыслится некоторое множество элементов и какое-то системообразующее отношение. Все различия сводятся лишь к использованию различных системообразующих отношений.
Для систем, образованных из чрезвычайно большого числа компонентов, взаимодействие, взятое в его общем виде, не может сформировать систему из "множества компонентов" [Анохин, 1973, с. 28]. В таких случаях целесообразно определять систему через системообразующий фактор, который в конечном итоге выражает результат ее функционирования. " Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействия и взаимоотношения приобретают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата".
Это определение по смыслу почти полностью совпадает с "машиной" Л.С. Берга, под которой он понимал определенный класс систем "Машина есть такая система тел, в которой отдельные элементы образуют единое целое, т.е. являются органами, служащими для выполнения известной цели. Одним из видов машин является организм".
Если пренебречь спецификой конструкции этого определения, то его можно свести к общему случаю: имеется множество компонентов (элементов) и имеются отношения "взаимодействия" и "фокусирования" на множестве возможных результатов. Следовательно, все множество, на котором задана система этого класса, включает не только множество компонентов самой системы, но и некоторое множество компонентов внешней среды, на котором оценивается конкретный результат.
Конкретные системы - предметы исследования каждой науки — образуются не только через конкретизацию вида отношений, но и через определение свойств элементов. Свойство — то, что присуще предметам, что отличает их от других предметов или делает их похожими на другие предметы. Каждый предмет обладает бесконечным множеством свойств. Таким образом, предмет нельзя исчерпывающе описать через его свойства. Два предмета, описываемые двумя различными конечными подмножествами свойств, могут быть в одном случае различны, в другом тождественны. Вместе с тем свойства есть объективный атрибут любого предмета.
Итак, существуют реальные объекты, реальные системы, обладающие бесконечным множеством свойств. Предмет исследования как формальная система выделяется на основе лишь ограниченного, конечного множества свойств. Вьгбор этого конечного множества определяется целью исследования и техническими возможностями. Различные цели - делают необходимым рассмотрение различных свойств, а значит соответственно делают необходимым и выделение различных формальных систем, описывающих с различных позиций одну и ту же реальную систему.
Следовательно, во всех случаях, реализуя системный подход, прежде всего необходимо сформулировать цель конкретного исследования; далее необходимо, исходя из этой цели и возможностей наблюдения, определить множество свойств, потенциально описывающих каждый элемент множества наблюдаемых объектов или явлений; далее, необходимо определить элемент и множество и ввести или определить существующее между ними отношение.
Если на множестве элементов не осуществляется выделение подмножеств, то может быть введено отношение частичного или полного упорядочивания элементов по некоторым свойствам. Введение отношения порядка очевидным образом вводит структуру.
Обобщая пути выделения систем в географии, Н.А. Гвоздецкий называет два основных: "Первый путь — выделение геосистем как особых физико-географических комплексов, объединяемых в функционально-целостные системы односторонне направленными потоками вещества и энергии. Второй путь — рассмотрение в качестве геосистем традиционно выделяемых в физической географии типологических и региональных единиц" [1977, с. 62-64]. Для первого пути основным системообразующим отношением служит некоторая функция, определяющая соответствие между элементами в пространстве (например, трансформация энергии или вещества). При втором пути геосистемы выделяются на основе объединения территориально соседствующих элементов отношением подобия.
При выделении конкретных систем ведущее значение приобретает цель исследования, и в конечном итоге именно она определяет избираемые системообразующие отношения, свойства элементов и объем рассматриваемого множества.
Общая цель исследования формальных систем как некоторых абстрактных отображений реальной природы заключается, во-первых, в описании их функций и структуры и, во-вторых, в установлении связи структуры с качеством и особенностями реализации каждой из конкретных функций. Совокупность таких действий приводит к созданию некоторой модели реальной системы, т.е. к формулировке представлений, достаточных для предсказания поведения реального объекта. Предсказание поведения создает возможность управления объектом.
Оставаясь в рамках системного подхода, можно реализовать два пути: вo-пepвыx,пoльзyяcь некоторыми априорными прeдстaвлeниями об отношениях, построить некоторую систему-модель и осуществить проверку ее соответствия реальному объекту, выделенному на тождественном множестве свойств, и во вторых определив некоторое множество элементов и их свойств, попытаться, отказавшись первоначально от априорных представлений, построить модель, непосредственно исследуя поведение системы.
Свойство управлять чем-то или своим собственным состоянием — обязательный атрибут любой системы. Управляет ли система внешним по отношению к ней объектом или управляет сама собой, зависит как от ее типа, так и от условий ее определения. Понятие "управляющая" акцентирует внимание в первую очередь на изучение наиболее существенных свойств системы.
Управляющая система задаётся элементами, схемой и координатами. Как было показано выше, элементы определяются через их свойства. Схема показывает характер соединения между элементами, а координаты - относительное положение этих элементов. Применительно к геосистемам совокупность элементов, схемы и координат определяет структуру системы. Какого типа будет рассматриваемая структура, зависит от способа, каким будут заданы координаты. Например, функционально-трофическая структура экосистемы подразумевает выделение элементов по свойству питания и определенную последовательность их соединения. Схемой в этом случае являются ребра графа, соединяющие элементы по трофическим связям, в координатой может быть, например, порядок поступления вещества и энергии к элементам системы. Но могут быть введены другие координаты, например вторая определит место каждого элемента по количеству трансформированной энергии, третья — вещества, четвертая — приращению энергии за единицу времени и т.д.
Любая управляющая система не мыслится без понятия функции. В наиболее общем случае функция есть отображение одного множества в другом. Применительно к реальным объектам это определение в принципе сохраняет свою силу. Так, если на множестве свойств каких-либо элементов задано множество их состояний, то функция устанавливает соответствие (не обязательно однозначное) между состояниями этих элементов. В качестве функции управляющей системы в целом может рассматриваться отображение множества состояний входов на множество состояний выходов. Такое отображение дает представление о поведении системы.
Система может обладать многими функциями, каждая из которых дает отображение состояний входов на множество состояний одного из выходов. Функция, которая обеспечивает постоянство (инвариантность) некоторого состояния или конечного множества состояний на выходе системы при всем разнообразии комбинаций состояний на входах, может быть определена как целевая. Иными словами, целевая функция это та функция, которая в самых разнообразных условиях среды обеспечивает сохранение определенного состояния системы или переход в это состояние.
Цель технических управляющих систем формулируется заранее перед их созданием, и в конечном итоге именно она и определяет структуру самой системы. Что касается природных систем, то, во-первых, они могут иметь несколько целей, а во-вторых, эти цели часто не явны и исследователю не известны. При изучении таких объектов основная задача и заключается в установлении их целевой функции. Однако достаточно часто для таких систем, так же как и для технических, целевая функция исходя из общих соображений вводится до начала исследований. Так, считается, что цель фитоценоза — максимизация продуктивности, но с других позиций цель этой же системы может быть определена как максимизация инвариантности к возмущениям внешней среды, или максимизация устойчивости.
Введение цели в управляющую систему обязательно и потому, что только цель дает возможность оптимизировать систему для реализации заданной цели. Именно с таких позиций подходит, например, к логическому построению пространственной и временной структуры геосистемы В.Н. Солнцев [1976]. В качестве целевой функции геосистемы им в неявном виде вводится "целостность" системы и устойчивость ее свойств и процессов в природных взаимодействиях. Действительно, если бы этого не было, то выделение геосистемы как относительно замкнутого образования было бы невозможно.
из наиболее существенных черт системы отметим следующие:
1) система состоит из отдельных частей (элементов), между которыми устанавливаются определенные взаимоотношения (связи);
2) наборы элементов образуют подсистемы;
3) система обладает определенной структурой, под которой понимается набор элементов системы и характер связи между ними;
4) каждая система может рассматриваться как часть системы более высокого порядка (принцип иерархичности);
5)система имеет определенные границы, характеризующие ее обособленность от окружающей среды:
6) по степени "прозрачности" границ системы разделяются на открытые и закрытые:
7) связи классифицируются на внутрисистемные и межсистемные. положительные и отрицательные, прямые и обратные:
8) система характеризуется устойчивостью, степенью самоорганизации и саморегуляции.
Новые идеи самоорганизации систем были предложены в 70-е годы нашего столетия И. Пригожиным. Среди них важным было положение не о статическом, а динамическом характере многих систем, с особой силой проявляющееся в системах открытого типа. Самоорганизацию системы И. Пригожин рассматривает как результат неравновесных состояний. Теория самоорганизации систем называется синергетикой. В отличие от кибернетики, в которой основное внимание уделяется изучению процессов управления и обмена информацией, синергетика изучает математическими методами процессы самоорганизации различных систем (физических, экологических и т.д.).
Центральное место а СА занимает моделирование. Модель - это объект (материальный. идеальный), который воспроизводит наиболее существенные черты и свойства рассматриваемого явления или процесса. Целью построения модели является получение и/или расширение знаний об исследуемом объекте.
Этапы системного анлиза
При использовании системного анализа в решении практических задач экологии мы прежде всего выделяем семь этапов. Эти этапы и их взаимосвязь схематически представлены на рис. 1.1 и вкратце описаны ниже.
Рис. 1.1. Этапы системного анализа и их взаимосвязь.
Выбор проблемы
Осознание того, что существует некая проблема (или совокупность взаимосвязанных проблем), которую можно исследовать с помощью СА и которая достаточно важна для детального изучения, не всегда оказывается тривиальным шагом. Как показывает горький опыт, удивительно легко просмотреть какие-то практические аспекты экологии, которые необходимо было учесть, и не менее легко поверить, что общепринятые представления об экологических процессах и системах истинны уже потому, что они широко распространены. Однако осознание того, что исследование действительно необходимо, столь же важно, как и выбор правильного метода исследования. С одной стороны, можно взяться, за решение проблемы, не поддающейся СА, а с другой — выбрать проблему, которая не требует для своего решения всей мощи СА и изучать которую данным методом было бы неэкономично. Такая двойственность первого этапа делает его критическим для успеха или неудачи всего исследования.