Без правовых норм не существует законности, но без законности эти нормы не могут воплощаться в конкретное поведение людей. Таким образом, нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.
Вопрос 30.
Реализация права – осуществление юридически закреплённых возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и организаций.
Сам придумаю значение.
Процесс реализации отличается в правовых системах.
Например, в романо-германской он состоит из:
1. Возведение права в закон, придание ему нормативной формы. Они должны быть закреплены в Конституции и в текущем законодательства.
2. Различные механизмы права применяются для того, чтобы перевести содержание закона в конкретные права и обязанности (с помощью подзаконных актов, локальных актов, разъяснения правовых норм в актах официального толкования.
3. Собственно реализация, где право из возможности превращается в действительность
В англо-санконской системе:
1. Возведение общеобязательных предписаний в ранг обязательной нрмы осуществляется судом
2. В дальнейшем уже право реализуется человеком исходя из правовых позиций суда. Здесь нет законодательного закрепления.
Существует 3 формы реализации права:
1. Соблюдение запретов (пассивная форма) – здесь реализуются охранительные и запрещающие нормы.
2. Использование прав. В этой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых находятся субъективные права
3. Исполнение обязанностей. – выполнение определённых обязанностей (зуплатить налог) – проявляется в активной форме.
Многие авторы выделяют еще одну форму реализации права – применение права. Однако, данная позиция является неверной, так как применение права – это не форма реализации права, а способ обеспечения реализации права.
Вопрос 31.
Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц власти по принятию индивидуального юридического решения на основе юрдических фактов и конкретных правовых норм.
Признаки:
- осущ органами и ДЛ наделёнными властными полномочиями
- имеет индивидуальный характер
- направлено на установление субъективных прав, обязанности, ответственности
- реализуется в специальных формах
- завершается вынесением индивидуального решения.
Применением закона и других правовых норм занимаются только компетентные государственные органы и должностные лица. Они могут применять правовые нормы только в рамках предоставленных им полномочий. И только в качестве исключения по воле государства полномочиями применять отдельные законы могут быть наделены общественные органы (Пр: профсоюзы)
Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в случаях:
・ когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей;
・ при необходимости определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав или обязанностей;
・ когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью
приобретения прав и возложения обязанностей
Правоприменительные акты – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юр фактов и правовых норм, опред права обязанности и ответственность.
Виды:
1. По субъектам: акты органов гос власти, акты судебных органов, акты контрольно-надзорных органов.
2. По характеру правового воздействия: регулятивные, охранительные
3. По значению: основные – приговор и вспомогательные –опред о назначении экспертизы
4. По форме: имеют отдельный док., форму резолюции, устный вид (наложение штрафа бесбилетников).
Вопрос 32.
Толкование – деятельность компетентных государственных органов по раскрытию содержания норм права.
Состоит из 2 уровней:
1. Уяснение, то есть для себя
2. Разъяснение в отношение других
Нужно для раскрытия терминов, для толкования абстрагированных норм.
Виды:
1. Официальное толкование – осуществляется компетентными органами власти
2. Неофициальное – осуществляется иными лицами.
Официально:
1) Нормативное (направлено для всех)
2) Казуальное (направлен на конкретный случай)
Нормативное:
1. Аутентическое (дается субъектом принявшим акт)
2. Легальное (даётся иным уполномоченным субъектом)
Способы толкования:
1) Грамматический – дается с помощью правил русского языка, правил орфографии, пунктуации, орфоэпии
2) Логический – должен соответствовать законам логики
3) Телеологический – осуществляется в соответствии с целями издания данного акта
4) Историко-политический – даётся в соответствии с конкретным историческим этапом, с историческими традициями, политический – в соответствии с политическими условиями в момент принятия данной нормы
5) Систематический – даётся в системном взаимодействии всех норм данного нормативного акта
6) Специально-юридический – толкование с помощью раскрытия терминов юридических
7) Функциональное – должны учитываться условия и факторы при которых реализуется норма, так как они могут меняться в зависимости от ситуаций.
По объему: 1. Буквальное
3. Ограничительное
4. Расширительное
Вопрос 33.
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.
Структура правосознания. Анализируя отношение людей к правовым явлениям в жизни
общества, в правосознании выделяют три элемента.
1 - правовая онтология- осознание того, что есть право, какова его роль в жизни общества, какие возможности оно представляет людям и чего оно от них требует. Данный элемент правосознания формируется на основе получения информации о праве и правовых явлениях. Информация может быть почерпнута как из теоретических источников, так и из повседневной практической деятельности, документе или факте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.
2. Аксиологические (оценочные) элементы правосознания занимают
важное место в структуре правосознания. На основе ценностных представлений человека
формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью будет способствовать превращению права из ≪чужого≫, исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в право ≪свое≫, способствующее реализации целей и интересов человека. На основе оценки права формируется его легитимность, т. е. признание права обществом, добровольное следование его принципам и нормам, активное использование предоставленных правом возможностей для решения жизненных задач. Правосознание, характеризующееся положительным отношением к действующему праву, именуется лояльным.
3 - волевой (праксиологический) - узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать этот закон для реализации собственных задач или ≪обойти≫ его, строго исполнять этот закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
4. Виды правосознания.
1. По уровню осознания необходимости права:
а) обыденное правосознание;
б) профессиональное правосознание;
в) научное, теоретическое правосознание
2. По субъектам, носителям:
- индивидуальное, характеризующим правовые взгляды, эмоции одного человека,
- коллективное. К видам коллективного правосознания относится групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессиональных сообщес тв.
Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.
Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:
- идеологический элемент (правовая идеология);
- психологический элемент (правовая психология);
- поведенческий элемент (юридически значимое поведение).
Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.
Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.
Правовой нигилизм — это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой нигилизм выступает в качестве антипода правовой культуры.
Нигилизм хар-ся:
А) резко критическим, негативным отн-ем к абсолютным ценностям;
Б) максималистским подходом;
В) не сопряжён с позитивной программой;
Г) несёт в себе деструктивное, разрушительное начало.
Виды: политический, религиозный, нравственный.
Формы проявления:
1. умышленное нарушение з-нов и иных НПА;
2. массовое несоблюдение и неисполнение юр.предписаний;
3. издание противоречивых правовых актов;
4. подмену законности целесообразностью;
5. нарушение прав человека.
Пути борьбы:
- реформы соц.-экономического хар-ра;
- изменение содержания правового рег-ния, максимальное приближение юр.норм к интересам
различных слоёв населения;
- подъём авторитета правосудия;
- улучшение правоприменительной практики.
Вопрос 34есть
Вопрос 35.
Вопрос 28.
Государственное принуждение - основанное на нормах действующего законодательства и в предусмотренной в нем форме психическое либо физическое воздействие государственных органов или должностных лиц на поведение субъектов права, с позиции обязывания их к необходимым для государства действиям в целях достижения социально полезного результата.
Принципы:
1. государственная монополия
2. равенство всех перед правом
3. презумпция невиновности
4. гуманизм
5. индивидуальность наказания, его соразмерность
Меры государственно-правового принуждения:
Меры безопасности.
Применяются в целях профилактики, предотвращения, превенции правонарушений, иных вредных, угрожающих общественным и частным ценностям действий и событий. В данном случае речь идет о системе государственного контроля в различных сферах управления.
2. Меры пресечения. Применяются с целью прекращения правонарушений или иного угрожающего поведения, задержания нарушителя, обеспечения привлечения его к юридической ответственности.
Основанием применения мер пресечения будет наличие реальной угрозы общественным (частным) ценностям или же непосредственно факт правонарушения.
3. Меры юридической ответственности
4. Меры восстановительные.
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.