Законность и правопорядок.




Без правовых норм не существует законности, но без законности эти нормы не могут воплощаться в конкретное поведение людей. Таким образом, нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

Вопрос 30.

Реализация права – осуществление юридически закреплённых возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и организаций.

Сам придумаю значение.

Процесс реализации отличается в правовых системах.

Например, в романо-германской он состоит из:

1. Возведение права в закон, придание ему нормативной формы. Они должны быть закреплены в Конституции и в текущем законодательства.

2. Различные механизмы права применяются для того, чтобы перевести содержание закона в конкретные права и обязанности (с помощью подзаконных актов, локальных актов, разъяснения правовых норм в актах официального толкования.

3. Собственно реализация, где право из возможности превращается в действительность

В англо-санконской системе:

1. Возведение общеобязательных предписаний в ранг обязательной нрмы осуществляется судом

2. В дальнейшем уже право реализуется человеком исходя из правовых позиций суда. Здесь нет законодательного закрепления.

Существует 3 формы реализации права:

1. Соблюдение запретов (пассивная форма) – здесь реализуются охранительные и запрещающие нормы.

2. Использование прав. В этой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых находятся субъективные права

3. Исполнение обязанностей. – выполнение определённых обязанностей (зуплатить налог) – проявляется в активной форме.

Многие авторы выделяют еще одну форму реализации права – применение права. Однако, данная позиция является неверной, так как применение права – это не форма реализации права, а способ обеспечения реализации права.

Вопрос 31.

Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц власти по принятию индивидуального юридического решения на основе юрдических фактов и конкретных правовых норм.

Признаки:

- осущ органами и ДЛ наделёнными властными полномочиями

- имеет индивидуальный характер

- направлено на установление субъективных прав, обязанности, ответственности

- реализуется в специальных формах

- завершается вынесением индивидуального решения.

Применением закона и других правовых норм занимаются только компетентные государственные органы и должностные лица. Они могут применять правовые нормы только в рамках предоставленных им полномочий. И только в качестве исключения по воле государства полномочиями применять отдельные законы могут быть наделены общественные органы (Пр: профсоюзы)

Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в случаях:

・ когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей;

・ при необходимости определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав или обязанностей;

・ когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью

приобретения прав и возложения обязанностей

Правоприменительные акты – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юр фактов и правовых норм, опред права обязанности и ответственность.

Виды:

1. По субъектам: акты органов гос власти, акты судебных органов, акты контрольно-надзорных органов.

2. По характеру правового воздействия: регулятивные, охранительные

3. По значению: основные – приговор и вспомогательные –опред о назначении экспертизы

4. По форме: имеют отдельный док., форму резолюции, устный вид (наложение штрафа бесбилетников).

Вопрос 32.

Толкование – деятельность компетентных государственных органов по раскрытию содержания норм права.

Состоит из 2 уровней:

1. Уяснение, то есть для себя

2. Разъяснение в отношение других

Нужно для раскрытия терминов, для толкования абстрагированных норм.

Виды:

1. Официальное толкование – осуществляется компетентными органами власти

2. Неофициальное – осуществляется иными лицами.

Официально:

1) Нормативное (направлено для всех)

2) Казуальное (направлен на конкретный случай)

Нормативное:

1. Аутентическое (дается субъектом принявшим акт)

2. Легальное (даётся иным уполномоченным субъектом)

Способы толкования:

1) Грамматический – дается с помощью правил русского языка, правил орфографии, пунктуации, орфоэпии

2) Логический – должен соответствовать законам логики

3) Телеологический – осуществляется в соответствии с целями издания данного акта

4) Историко-политический – даётся в соответствии с конкретным историческим этапом, с историческими традициями, политический – в соответствии с политическими условиями в момент принятия данной нормы

5) Систематический – даётся в системном взаимодействии всех норм данного нормативного акта

6) Специально-юридический – толкование с помощью раскрытия терминов юридических

7) Функциональное – должны учитываться условия и факторы при которых реализуется норма, так как они могут меняться в зависимости от ситуаций.

По объему: 1. Буквальное

3. Ограничительное

4. Расширительное

Вопрос 33.

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.

Структура правосознания. Анализируя отношение людей к правовым явлениям в жизни

общества, в правосознании выделяют три элемента.

1 - правовая онтология- осознание того, что есть право, какова его роль в жизни общества, какие возможности оно представляет людям и чего оно от них требует. Данный элемент правосознания формируется на основе получения информации о праве и правовых явлениях. Информация может быть почерпнута как из теоретических источников, так и из повседневной практической деятельности, документе или факте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

2. Аксиологические (оценочные) элементы правосознания занимают

важное место в структуре правосознания. На основе ценностных представлений человека

формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью будет способствовать превращению права из ≪чужого≫, исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в право ≪свое≫, способствующее реализации целей и интересов человека. На основе оценки права формируется его легитимность, т. е. признание права обществом, добровольное следование его принципам и нормам, активное использование предоставленных правом возможностей для решения жизненных задач. Правосознание, характеризующееся положительным отношением к действующему праву, именуется лояльным.

3 - волевой (праксиологический) - узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать этот закон для реализации собственных задач или ≪обойти≫ его, строго исполнять этот закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

4. Виды правосознания.

1. По уровню осознания необходимости права:

а) обыденное правосознание;

б) профессиональное правосознание;

в) научное, теоретическое правосознание

2. По субъектам, носителям:

- индивидуальное, характеризующим правовые взгляды, эмоции одного человека,

- коллективное. К видам коллективного правосознания относится групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессиональных сообщес тв.

Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:

  • идеологический элемент (правовая идеология);
  • психологический элемент (правовая психология);
  • поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.

Правовой нигилизм — это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм выступает в качестве антипода правовой культуры.

Нигилизм хар-ся:

А) резко критическим, негативным отн-ем к абсолютным ценностям;

Б) максималистским подходом;

В) не сопряжён с позитивной программой;

Г) несёт в себе деструктивное, разрушительное начало.

Виды: политический, религиозный, нравственный.

Формы проявления:

1. умышленное нарушение з-нов и иных НПА;

2. массовое несоблюдение и неисполнение юр.предписаний;

3. издание противоречивых правовых актов;

4. подмену законности целесообразностью;

5. нарушение прав человека.

Пути борьбы:

- реформы соц.-экономического хар-ра;

- изменение содержания правового рег-ния, максимальное приближение юр.норм к интересам

различных слоёв населения;

- подъём авторитета правосудия;

- улучшение правоприменительной практики.

Вопрос 34есть

Вопрос 35.

Вопрос 28.

Государственное принуждение - основанное на нормах действующего законодательства и в предусмотренной в нем форме психическое либо физическое воздействие государственных органов или должностных лиц на поведение субъектов права, с позиции обязывания их к необходимым для государства действиям в целях достижения социально полезного результата.

Принципы:

1. государственная монополия

2. равенство всех перед правом

3. презумпция невиновности

4. гуманизм

5. индивидуальность наказания, его соразмерность

Меры государственно-правового принуждения:

Меры безопасности.

Применяются в целях профилактики, предотвращения, превенции правонарушений, иных вредных, угрожающих общественным и частным ценностям действий и событий. В данном случае речь идет о системе государственного контроля в различных сферах управления.

2. Меры пресечения. Применяются с целью прекращения правонарушений или иного угрожающего поведения, задержания нарушителя, обеспечения привлечения его к юридической ответственности.

Основанием применения мер пресечения будет наличие реальной угрозы общественным (частным) ценностям или же непосредственно факт правонарушения.

3. Меры юридической ответственности

4. Меры восстановительные.

Юридическая ответственностьэто применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: