ДИРИЖЕР ОРКЕСТРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ




КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1, 2

ДИРИЖИРОВАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА.

ДИРИЖЕР ОРКЕСТРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Дирижирование – важнейшая часть музыкального исполнительства, в котором наиболее глубоко и масштабно проявляется его суть. Из всех музыкальных профессий профессия дирижера самая сложная и ответственная. Дирижер поставлен в особые условия: его инструментом является целый коллектив исполнителей. Истинному художнику – музыканту необходимо особое призвание к своему инструменту. У дирижера – это оркестр или хор. Поэтому он должен «ощущать исполнительский коллектив как единый многокрасочный и многозвучный инструмент, состоящий из живых, индивидуально мыслящих, чувствующих и созидающих музыкантов – художников» (А. Пазовский). Подчинить их себе, повести за собой и составляет его задачу. «Дирижер ответственен перед слушателями не только за себя, но и за тот коллектив, которым он руководит», - говорил известный дирижер А.П.Иванов – Радкевич. Кроме этого, дирижер ответственен ещё и перед самим коллективом; его задача заключается в том, чтобы указать каждому участнику коллектива, как он должен играть, чтобы общее исполнение с наибольшей полнотой раскрывало творческие намерения композитора».

Искусство дирижера состоит в его творческой интерпретации музыкального произведения, свои художественные намерения он передает коллективу исполнителей при помощи жестов, выразительной мимики, а также поясняющего слова во время репетиций.

Дирижирование – это своеобразный перевод музыки на язык жестов и мимики, перевод звукового образа в зрительный с целью управления коллективным исполнением. Естественность дирижерского языка, его опора на общежизненные и специфические музыкальные ассоциации делают его понятным и музыкантам – профессионалам, и малоподготовленным участникам оркестровых коллективов, и даже – в определённой мере – слушателям.

Сложность дирижерской профессии обусловливается её полифункциональностью. Дирижер создает свою трактовку музыкального произведения, выбирает вариант конкретного звукового воплощения этой трактовки, точно распределяет время звучания и контролирует качество исполнения. Постигая композиторский замысел, он передает своё представление об идейно – художественном содержании произведения исполнителям и добивается от них точного донесения задуманного до слушательской аудитории. В необходимых случаях он по ходу исполнения корректирует звучание. Дирижер – это и актер, и режиссер исполнения, а кроме того воспитатель исполнительского коллектива. Чтобы создать условия для осознанного исполнения музыки, необходим постоянный и напряженный психический контакт дирижера с оркестром и слушателями. А для этого необходимы способности, а главное, особые личностные качества и достоинства. «Ваши мысли, ваше восприятие мира должны исходить от вас с такой силой, которая заставила бы оркестр одновременно с вами переживать те же желания и страсти, чтобы музыканты не могли не выразить их в своём исполнении. Вы должны заменить их волю своею», - писал известный французский дирижер Шарль Мюнш.

Важным отличием дирижера от исполнителя – солиста является и то, что солист – инструменталист или певец, работая над произведением, имеет возможность многократно проверить свою интерпретацию в процессе подготовки. Дирижер же обычно очень лимитирован репетиционным временем. Он должен начать репетицию с исполнительским коллективом с уже готовым исполнительским планом. Дирижер обязан до репетиции слышать музыкальное сочинение так же отчетливо, как слышал эту музыку композитор. Безупречное внутреннее пропевание произведения должно создать у дирижера правильное представление о музыке. Учиться дирижированию означает учиться в совершенстве слышать внутренним слухом музыку и воплощать свой замысел. Все, что думал и чувствовал композитор, сочиняя свою музыку, дирижер должен заново продумать, прочувствовать и осмыслить, уметь духовно вживаться в произведение. Поэтому основой дирижерской профессии является способность дирижера познать и внутренне услышать всё то, что будет воспроизведено исполнительским коллективом.

Дирижер руководит коллективным исполнением музыкального произведения, ощущая при этом оркестровый коллектив как единый инструмент. Поэтому он должен знать, какие тембровые краски и диапазон имеет каждый инструмент, каковы их технические и художественные возможности. К тому же дирижер должен уметь играть на этих инструментах. На репетиции и в концертном зале ему предстоит увлечь оркестр своим планом исполнения, своей трактовкой произведения, раскрыть художественную идею композитора, вызвать исполнителей на сотворчество, установить содружество в коллективе.

В музыкальной культуре каждой страны есть область, отмеченная особой неповторимостью и своеобразием. Это искусство игры на народных инструментах – сольное, ансамблевое или оркестровое, - приобщающее широкую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора.

Русский народный оркестр – это понятие обобщает все многочисленные разновидности коллективных формирований, состоявших из русских народных инструментов как вид один из самых молодых среди остальных оркестров.

Что же такое оркестр»?

Оркестр – это греческое слово, буквально означающее «место для танцев». В Древней Греции так называли ближайшую к публике часть сцены, где помещался хор, а позже и музыканты с инструментами, сопровождающие пение. Так в последствии за сравнительно многочисленной группой инструменталистов, совместно исполняющих музыкальное произведение, где бы они уже не размещались, закрепилось название «оркестр».

Более ста лет прошло с тех пор, как замечательный музыкант и патриот русского инструментального искусства В.В.Андреев, с группой таких же как он энтузиастов выступил в концерте. Особое историческое значение этого выступления заключалось в том, что впервые в истории русской музыки перед изумленной аудиторией предстали восемь исполнителей – балалаечников. Этот небольшой «Кружок любителей игры на балалайке» явился даром, вокруг которого в дальнейшем образовался Великорусский оркестр. Поэтому 20 марта 1888 года – день первого публичного выступления ансамбля – можно считать днем рождения русского народного оркестра.

За эти сто с лишним лет оркестр прошел большой путь развития и первые, самые трудные и самые ответственные шаги вместе с оркестром сделал В.В. Андреев.

По сути своей оркестр – явление уникальное во всей истории музыки. С одной стороны, он возник на национальной фольклорной основе как совокупность распространенных в народном быту инструментов. С другой же стороны сами инструменты были значительно усовершенствованы Андреевым и его сподвижниками. Усовершенствования осуществлялись таким образом, чтобы балалайки, домры, гусли стали максимально доступными для начального массового освоения и профессионального и народного искусства. Примитивную деревенскую игрушку, какой была балалайка в быту, Андреев путем многочисленных конструктивных усовершенствований, превратил в концертный инструмент и добился на нем выдающихся успехов. Недаром его называли «балалаечный Паганини». Но Андреев не останавливается на достигнутом. Его мечта – найти, усовершенствовать и дать жизнь всем народным инструментам. По чертежам Андреева музыкальный мастер Налимов изготовил семейство трехструнных домр. Вскоре ученик Н.А.Римского – Корсакова, соратник Андреева по работе – Н.Фомин усовершенствовал гусли, приспособив к ним клавишный механизм. Все эти инструменты Андреев объединил с балалайками и создал оркестр, который стали называть «великорусским». Иногда для обогащения тембровой палитры и придания большей характерности звучания, Андреев вводил в оркестр народные духовые инструменты: брёлки, рожки, жалейки и ударные – бубен, накры.

До тридцатых годов нашего века оркестр существовал все в том же неизменном, «Андреевском» варианте, затем начинается постепенное расширение инструментального состава. В это время в оркестре появляются гармоники и баяны, выполняющие по началу скромные функции динамической поддержки. Смелее стали применяться различные народные духовые инструменты, а позже появились духовые и ударные инструменты симфонического оркестра. Современное состояние русского народного оркестра обусловлено результатами развития оркестрового исполнительства. Современный оркестр включает в себя всё лучшее, что было создано в предшествующие годы.

Дирижеру оркестра русских народных инструментов нужно знать состав оркестра, для того чтобы уметь инструментовать пьесы для исполнения в оркестре. Современные русские народные оркестры, как профессиональные, так и самодеятельные, в большинстве своём имеют одинаковый инструментальный состав: домровую группу, группу балалаек, баяны, клавишные (реже звончатые или щипковые) гусли, различные ударные инструменты. В некоторых случаях вводятся также аккордеоны, оркестровые или тембровые гармоники, флейту и гобой.

Данный набор инструментов является наиболее употребительным. Вместе с тем в последнее время тембрового обогащения, расширения технических и художественных возможностей народных инструментов все чаще в их состав вводят деревянные и медные духовые инструменты – жалейку, брёлку, владимирские рожки, свирели, а также фортепиано, гитару (или электрогитару), смычковый контрабас и другие инструменты.

Обусловлено это тем, что каждый руководитель, в зависимости от стоящих перед коллективом задач или от инструментария партитуры разучиваемой пьесы, вынужден варьировать состав, вводить необходимые инструменты, менять их соотношение в основных группах.

Каждый из инструментов оркестра выполняет лучше одну какую – либо функцию – мелодическую, басовую или функцию аккомпанемента. Но по мере надобности для решения определённых художественных задач инструментам могут поручаться несвойственные им функции; например: домрам малым, балалайкам примам – аккомпанемент, а домрам басовым и контрабасовым – проведение мелодии и так далее.

Каждый из инструментов оркестра имеет свою ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности, сильные и слабые стороны.

Знание всех этих исполнительских особенностей поможет дирижеру успешно решить многие вопросы, которые ставит перед ним повседневная работа.

Стоя во главе исполнительского коллектива, дирижер должен держать в поле зрения всех его членов, следить за их работой, при необходимости сглаживать погрешности, предупреждать и предотвращать искажения. Для этого у него должна быть развита интуиция и критическая наблюдательность. Надо учиться не только дирижировать, но и сосредотачивать внимание и энергию, правильно располагать время, напряжения и усилия.

Процесс дирижирования сложен и многогранен. Так, например, в обстановке концертного выступления психическая деятельность является одной из самых многофункциональных в человеческой практике. Протекающая на фоне активного сознания, она осуществляется в условиях жесткой временной необратимости, создающей постоянную стрессовую ситуацию в связи с невозможностью исправления ошибок.

ТЕМА 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: