Особенности формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста




Проблема формирования у дошкольников представлений о пространстве и времени нашла разработку в трудах психологов (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн и др.), педагогов (А.Н.Леушина, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.). Анализ психологических исследований позволил нам выявить, что ученые изучали следующие аспекты этой проблемы: особенности представлений детей о времени и пространстве, генезис их развития, особенности восприятия времени и пространства, психологические функции, обусловливающие восприятие времени и пространства, роль сенсорного опыта в восприятии времени и пространства. Анализ педагогических работ позволил нам обнаружить, что исследования осуществлялись по направлениям: формирование системы представлений о времени и пространстве, роль дидактических игр и занятий в формировании пространственно-временных отношений, взаимозависимость речевой активности ребенка и понимания пространственно-временных категорий, педагогические условия дошкольных учреждений, обеспечивающие становление пространственно-временных представлений.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, изменять время (правильно обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Если реальное время позволяет ребенку планировать свою деятельность, то художественно - отраженное время и пространство обеспечивают освоение философских категорий пространства и времени посредством сенсорных эталонов - чувствовать время, наслаждаться им, понимать наполняемость пространства и кратковременность мига, ощущать ритм пространства и времени. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить основные фундаментальные принципы психического развития ребенка, обусловливающие возможность познания им философских категорий "пространство" и "время" (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Пространственно-временная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и времени их словесного обозначения пространственно-временных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Определение времени опирается на общепринятую систему мер — эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век.

Именно понимание пространственно-временных категорий стоит в основе формирования пространственно-временных представлений детей дошкольного возраста.

Учитывая проблему, поставленную вработе, оказывается логичным осуществления анализа дефиниций "пространство" и "время". Согласно традиционным представлениям и с точки зрения философии пространство и время являются категориями, определяющие основные формы существования всех видов материи. Пространство и время относятся к основополагающим категориям человеческого сознания [47]. Пространство рассматривается как форма сосуществования материальных объектов и процессов и выражает порядок существования отдельных объектов, характеризует структурность и протяженность материальных систем; время – порядок изменения явлений. Мерой пространства является длина, характеризующая протяженность, удаленность и перемещение объектов или их частей в течение заданной линии. Время характеризует последовательную смену явлений и состояний материи, а также продолжительность их бытия, существования [47]. Категории "пространство" и "время" имеют общие и отличительные признаки. Общими свойствами пространства и времени являются: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибутов материи; неразрывную связь времени и пространства между собой, а также с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство непрерывный и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность. Кроме того, различают метрические (связанные с измерениями) и топологические (например, связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства пространства и времени. Наряду с общими характеристиками пространство и время имеют определенные различия и особенности. К общим свойствам пространства относятся, прежде всего, протяженность; а также трехмерность, симметричность и возвратность. Время характеризуется длительностью, последовательностью существования и изменения состояния объектов; оно является одномерным, асимметричным (то есть направленным от прошлого к будущему), необратимым [47].

В процессе своей жизни человек активно включается во все аспекты пространства и времени, адаптируется к ним и ассимилирует их, пытаясь организовать, изменить их и овладеть ими. Пространство и время является универсальной, базисной категорией в познании человеком предметной, природной и социальной среды. Восприятие пространства и времени является одной из важнейших составляющих онтогенеза, зависит от социально-экономических условий жизни, от состояния культуры и стремления человека к самопознанию. Формирование пространственно-временных представлений – длительный и сложный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно ярко это демонстрирует ребенок, без специального организованного обучения, с ограниченным жизненным опытом не способный определить, измерить, дифференцировать пространственно-временные характеристики. Большая роль в процессе усвоения ребенком пространственных представлений принадлежит взрослому [34].

Современные исследования феномена детства усилили внимание ученых к проблеме познания ребенком пространства и времени, взаимодействию с ними и особенностям его самоощущений в процессе их познания (В. Бондарь, В. Кудрявцев, Е. Субботський и др.). Исследованиями Б. Ананьева, Л. Венгера, А. Запорожца, П. Лесгафта, Г. Люблинской, В. Моргун, А. Усовой установлено, что умение ориентироваться в окружающем, выделять и усваивать наиболее существенные моменты действительности является необходимым условием овладения различными видами деятельности. Охватывая все сферы взаимодействия ребенка с окружающей средой, ориентировка во времени и пространстве создает условия для ее всестороннего развития, в частности, формирование мировоззрения, самосознания и поэтому является важным условием процесса социализации [34].

Пространственные и временные категории относят к важнейшим понятиям, основным формам существования материи, которые отражаются в речи ребенка и усваиваются в старшем дошкольном возрасте (Е. Владимирский, Л. Федосеева и др.). Пространственные и временные отношения могут достигать большой сложности, а отражение их – высокого уровня обобщенности, но простейшие их формы доступны для восприятия маленького ребенка. Пространственно-временные представления в жизни ребенка дошкольного возраста имеют приоритетное значение, поскольку они одновременно с восприятием являются основой для развития внимания, мышления, памяти, речи и воображения.

Современные исследования свидетельствуют, что детям дошкольного возраста доступно восприятие ценностно значимого смысла времени и пространства в жизни человека. Такой подход обусловлен, с одной стороны, социокультурной характеристикой конца ХХ - начала XXI века - динамичностью изменений общества, насыщенностью жизни человека,"недостатком" времени и "сужением, ограничением" пространства, необходимых для достижения целей личности, деловитостью современной человека, способного мобилизовать действия и усилия, позволяющие в оптимальные сроки получить желаемые результаты. С другой стороны, это обусловлено и психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста - восприятием мгновения, протяженности времени и пространства как места и особенностей своего бытия. Для накопления опыта покорения времени действиям, ребенку необходимо с раннего детства научиться ценить время, понимать его необратимость, текучесть и мгновенность, уметь ориентироваться в пространстве.

Ученые отмечают, что время и пространство являются наиболее сложными категориями для понимания и восприятия детьми дошкольного возраста. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени и пространства являются опосредованность, смещение пространственно-временных понятий, отсутствие точности в речевом обозначении этих категорий, согласованности собственных действий во времени и пространстве. Пространственное ориентирование осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местонахождение, удаленность, пространственные отношения между предметами).

Однако, несмотря на то, что пространственные различия возникают довольно рано, они являются более сложным процессом, чем различия качеств предмета. Пространственные представления человека, которые формируются в период дошкольного детства, включают следующие аспекты: представление о форме предметов и их размеры, способность различать предметы в пространстве, оценивать расстояния размещения предметов и объектов по отношению к человеку и друг от друга, направлений их нахождения.

Формирование временных представлений у детей происходит позже и имеет свою специфику. Восприятие времени является одним из самых сложных видов восприятия именно из-за его специфических особенностей. Так, интерес ребенка дошкольного возраста привлекает все конкретное, видимое: он с удовольствием стремится обследовать различные предметы, игрушки, "испытать" их возможности, сравнить их между собой. Время не имеет наглядной основы, его нельзя увидеть, потрогать и поэтому оно воспринимается опосредованно на основе деятельности или особого предмета - часы. Время слито с жизненными событиями, течет в одном направлении, его нельзя вернуть или остановить. Обозначения временных отрезков всегда относительное: то, что должно быть завтра (будущее), стало сегодня (настоящее время) и др. Поэтому дети долго не могут понять логику временных отношений и в течение всего дошкольного детства не воспринимают очень длинные временные периоды. Следует отметить, что понимание таких категорий, как "век", "эпоха" является достаточно сложным для детей дошкольного возраста.

Время – существенная характеристика. Поэтому усвоение временных категорий происходит через практическую деятельность детей. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, организовывать, планировать свою деятельность, регулировать темп, ритм своих действий, учитывая фактор времени. Один и тот же отрезок времени воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности, которую выполняет ребенок, его состояния и ожиданий: например, если он ждет привлекательное событие, то кажется, что время идет медленно и ребенок стремится "ускорить" его, "подгоняя" время. Много положительных качеств личности ребенка возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например, целеустремленность, организованность и т.п. Восприятие времени, в частности, такие важные его компоненты, как темп и ритм играют значительную роль в трудовой деятельности. Уровень развития временных представлений у детей является одним из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Восприятие времени – отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности. У ребенка ознакомление со временем начинается с усвоения выработанных человечеством обозначений и мер времени.

В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных представлений начинается позже и имеет свою специфику. Так, небольшие отрезки времени дети учатся определять на основе своей деятельности. Полезно при этом ознакомление детей с определенными промежутками времени и соответствующими комбинированиями между отрезком времени и той деятельностью, которой занят ребёнок. Однако без соответствующего обучения даже 6-7-летние дети не имеют представлений о продолжительности небольших отрезков времени. Они слышат слово "минута", но не представляют, сколько она продолжается.

Одни считают, что за минуту можно пообедать, другие – поиграть, третьи – сходить в магазин. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия– утром умываются, завтракают; днем – играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать; ночью спят. Легче всего они определяют ночь и утро, несколько труднее - вечер и ночь. Дети среднего и старшего дошкольного возраста чаще опираются на существенные признаки в определении времени (утро - "свет, когда солнышко встает" и т.д.).

Усвоение представления о временах года происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями природы. По-разному дети усваивают название дней недели. Старшие дошкольники, посещающие дошкольное учреждение, чаще всего называют субботу, воскресенье и понедельник из-за их эмоциональной насыщенности, особой значимости (субботу и воскресенье проводят вместе с родителями; понедельник - снова идти в дошкольное учреждение).Даже старшие дошкольники часто испытывают трудности в дифференцировании, выделении различных временных интервалов. Так, в перечень "дни недели" они могут включить слова "суббота, воскресенье, завтра, вчера" или "воскресенье, понедельник, май, новый год".

Особенно трудно дается им усвоение представлений о сути понятий "вчера", "сегодня", "завтра" и тому подобное. Положительные изменения в этом происходят во второй половине дошкольного периода: дети усваивают временные обозначения, начинают правильно их употреблять, беря за точку отсчета представление о сегодняшнем дне. Однако представление об исторических периодах, последовательность событий во времени, продолжительность жизни людей, существования вещей и т.п. еще не сформированы, поскольку они не имеют для понимания этих представлений определенных стандартов, не могут опереться на собственный опыт.

Предметный характер психических процессов имеет специфические особенности восприятия времени. Например, дошкольник ищет материального выразителя времени (часы), уверен, что если стрелки перевести, время изменится (скорее наступит завтра), не осознает, что время не зависит от желания людей (не понимает объективности времени). Поэтому ведущая роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который выделяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша, обозначает их словом, включает в различные жизненные ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: