Результаты по критерию определения размещения объектов относительно друг друга.




Уровень Категория испытуемых
Дети с ОНР
Кол.чел %
высокий.   7,1 %
средний.   28,6%
низкий.   64,3%

 

Рис. 2.5. Результаты по критерию определения размещения объектов относительно друг друга

Методика "Разрезанные картинки" имела цель исследовать перцептивное моделирование, основанное на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть синтез на предметном уровне. Исследование особенностей наглядно-образного мышления.

Задача состояла в том, что ребенок должен уметь распознать и составить детали разрезанного на части рисунка.При интерпретации результатов прежде всего обращалось внимание на наличие у ребенка целостного образа предметов.Данные группировались по следующим критериям: у 7 (50%) детей с ОНР выявлен низкий уровень пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации.Дети хаотично подкладывали части рисунка друг другу, не пытались проанализировать свою деятельность, выполняли задачи в течение 3-5 минут.Средний уровень выявлен у 5 (35,7%) детей с ОНР.Дети выполняли задания методом проб или примерки, пытались выработать определенную тактику к решению этой задачи. Дети с ОНР на эту задачу тратили более 2 минут.

Высокий уровень продемонстрировали 2 (14,3%) с ОНР. Дети сначала представляли изображаемый предмет, а потом методом примерки или зрительным соотнесением пытались составить рисунок. Помощь взрослого не понадобилась ни одному ребенку. Во исполнение одной картинки уходило не более 1-2 минут.

Полученный результат отражен в таблице 2.6. и на рисунке. 2.6.

Таблица 2.6.

Результаты по методике "Разрезанные картинки"

Уровень Категория испытуемых
Дети с ОНР
Кол.чел %
высокий.   14,3%
средний.   35,7%
низкий.   50%

 

Рис. 2.6. Результаты перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации

Итак, по методике "Разрезанные картинки" у детей с ОНР было выявлено 7 (50%) детей - низкий уровень, 5 (36%) - средний уровень и только 2 (14%) детей выполнили задание без ошибок.

Итак, экспериментальное исследование показало, что у детей с ОНР не сформированы на должном уровне пространственные представления. Состояние сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития характеризуется низким уровнем пространственных представлений. Исследование далеко не исчерпывает всех возможных аспектов исследуемой проблемы и имеет дальнейшие перспективы для исследования по разработке системы работы по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР.

На следующем этапе была проведена диагностика временных представлений, использовалась методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р.Ф. Галлямовой.

Методика включала в себя несколько серий заданий.

Серия 1 проводилась с целью исследовать знаний ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека. Давались следующие задания:

Задание 1. "Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку".

Задание 2. "Сейчас я покажу тебе картинки с изображением человека. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?".

Задание 3. "Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?"

Серия 2 проводилась с целью выявить знание ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра. Давались следующие задания:

Задание 1. "Какие дни недели ты знаешь? Назови их".

Задание 2. "Посмотри на эти значки. Каждый значок обозначает занятия, которые проходят у нас в определенные дни недели: кисточка – изо; цифра – математика; ручка – обучение грамоте; мяч – физкультура; нота – музыка; пустые карточки – выходные дни. Разложи их по порядку. Назови, в какой день проходит это занятие".

Задание 3. "Скажи, какое занятие будет сегодня. Положи на стол соответствующую карточку. Какой сегодня день недели? Справа от карточки положи символ занятия, которое будет завтра. Какой день недели будет завтра. В какой день недели у нас занятие по … (называют занятие, которое было

Серия 3 проводилась с целью определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Давались следующие задания:

Задание 1. "Назови, какие времена года ты знаешь. Выбери карточки с изображениями этих времен года. Почему ты выбрал эти карточки".

Задание 2. "Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, День рождения, Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День Знаний, День Независимости… Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник "прошел" в свой месяц".

Задание 3. "Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку".

Серия 4 проводилась с целью выявить умение определять время с использованием календаря и механических часов. Давались следующие задания:

Задание 1. "Посмотри на календарь и ответь на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели?"

Задание 2. "Перед тобой часы. Скажи, сколько сейчас времени. Поставь стрелки часов так, чтобы было ровно 2 часа. Поставь стрелки часов так, что бы на них было 5 часов 30 минут".

В результате были получены данные, которые отражены в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Сформированность временных представлений у дошкольников (%)

Уровни Группа с ОНР
Серия 1 (части суток)
Уровень, соответствующий норме 14,3%
Уровень ниже нормы 28,6%
Низкий уровень 57,1%
Серия 2 (дни недели)
Уровень, соответствующий норме 14,3%
Уровень ниже нормы 14,3%
Низкий уровень 71,4%
Серия 3 (времена года и месяцы)
Уровень, соответствующий норме 7,1%
Уровень ниже нормы 21,4%
Низкий уровень 71,5%
Серия 4 (знание календаря и часов)
Уровень, соответствующий норме 7,1%
Уровень ниже нормы 21,4%
Низкий уровень 71,5%

 

Из анализа данных, представленных в таблице 2.7 можно сделать следующие выводы:

- только у 1 ребенка детей с ОНР на уровне нормы сформированы представления о частях суток.

- большой пробел у детей присутствует в знании дней недели. Правильно и в нужной последовательности назвать дни недели могут только 2 ребенка (14,3%) группы детей с ОНР. Требовалась помощь со стороны педагогов. Как правило, она заключалась в том, что детям подсказывали начало слов, чтобы они правильно назвали день. У 10 (71,4%) детей отмечается низкий уровень знаний детьми дней недели. Эти дошкольники даже после подсказки не смогли правильно перечислить в нужной последовательности дни недели. Многие из них просто молчали. Отказывались отвечать на вопросы. Использование наглядного материала, так же не дало нужных результатов.

- сложным для детей является называние месяцев в нужной последовательности. Только у 1 ребенка группы с ОНР уровень знаний детей соответствует норме. У 3 детей с ОНР уровень знания детей месяцев и пор года ниже нормы. Как правило, дошкольники могут назвать некоторые месяцы, но выстроить их в нужной последовательности не сумел никто. Так же эти дети не всегда могли в нужной последовательности назвать поры года. У 71, 5% группы с ОНР уровень знания детьми понятий – низкий. Дошкольники либо молчали, либо не могли ответить на вопросы даже после неоднократных подсказок педагога, путались в последовательности. Не знают названия всех месяцев.

Наиболее сложным для детей обеих группы было последнее задание, связанное со знанием календаря и часов. Здесь отмечается уровень соответствующий норме только у 7,1% испытуемых.

Из анализа данных, представленных в таблице 2.7., следует, что у 1 ребенка (7,1%) с ОНР уровень знаний по всем сериям заданий соответствует норме. Этот ребенокзнает и называет части суток; знает название дней недели их последовательность; может определить, какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; знает, из каких месяцев состоит то или иное время года; умеет определять время года по цикличности природных явлений. Тем не менее возникают сложности в умении определять время по механическим часам, а так же определять дату. Это связано с тем, что ранее не проводилось целенаправленного обучения в этом направлении.

Большинство дошкольников в области временных представлений имеют уровень понимания ниже нормы: 3 ребенка (27,3%) с ОНР. Эти дети затрудняются в назывании частей суток, дней недели и их последовательности, в определении какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; путают названия и последовательность месяцев года; путают, из каких месяцев состоит то или иное время года; затрудняются в определении времени года по цикличности природных явлений. Не умеют определять время по часам.

Низкий уровень пространственно-временных представлений отмечается у 10 человек – 71,5% группы с ОНР. Эти дошкольники не называют частей суток; не знают название дней недели их последовательность; не умеют определять какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; не ориентируются в названиях и последовательности месяцев года; не знают из каких месяцев состоит то или иное время года; не умеют определять время года по цикличности природных явлений.

Рис. 2.7. Уровень временных представлений детей с ОНР.

Таким образом, проведенное исследование детей с ОНР свидетельствует о том, что дошкольники с ОНР обладают в большей степени низким и средним уровнем развития пространственно-временных представлений, что требует проведения коррекционной работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

 

Глава 3. Направления и содержание коррекционной работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: