В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.
По возрастным признакам детские дома могут подразделяться па детские дома для дошкольников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома.
Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским фондом им. В. И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 г. «О создании детских домов семейного типа». Семейный детский дом можно в некоторой степени отнести к приемной семье, ибо согласно нормативному определению, приведенному в Положении о приемной семье, принятом в начале 1992 г., «приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание». В отличие от временной приемной семьи, где ребенок может находиться только определенное время, детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.
Основными задачами детских домов являются:
— создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;
— обеспечение охраны здоровья детей;
— обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;
— охрана интересов и прав воспитанников;
— освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;
— формирование общей культуры воспитанников, их адаптация жизни
— формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;
— создание условий для осознанного выбора и последую цельного освоения профессиональных образовательных программ.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности в детских домах являются:
- сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;
- взаимодействие с судом, загсом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т.д. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую жилую площадь;
- обеспечение защиты личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки и т.д.;
- обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу;
- оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;
- связь с выпускниками до достижения ими 18 лет;
- ведение картотеки на выпускников.
Основные функциональные обязанности социального педагога в детских домах:
– Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав и интересов и здоровья детей в педагогическом процессе.
– Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка в быту и досуговой деятельности.
– Изучение особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития.
– Выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации.
– Социально-педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации.
– Организация и координация различных видов социально ценной деятельности.
– Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных и социально-педагогически запущенных воспитанников.
– Посредничество между воспитанником и учреждением, членами семьи, социальными институтами др. учреждениями.
– Взаимодействие с педагогами, психологом, опекунами, родителями.
– Совместное с сотрудниками социальных служб осуществление работы по трудоустройству выпускников, их обеспечение жильем, пособиями, пенсиями, льготами.