РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.




КАФЕДРА НЕВРОЛОГИИ, НЕЙРОХИРУРГИИ И МЕД. ГЕНЕТИКИ

«Утверждаю»

Проректор по учебно-воспитательной работе

Доктор медицинских наук

Профессор А.Л. Бондаренко

________________

«______»_____________2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Неврология и нейрохирургия»

Специальность: 040200 «Педиатрия»

Факультет: педиатрический

Курс: IV

Семестр: VII, VIII

Лекции: 44 часа

Практические и семинарские занятия: 82 часа

Самостоятельная работа: 63 часа

Всего: 189 часов

Рабочая программа составлена профессором кафедры, д.м.н. Кислицыным Ю.В.

 

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

1. Программы по нервным болезням и нейрохирургии, разработанной на кафедре нервных болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (утверждена МЗ РФ в 2000 г.).

2. Учебного плана по специальности «Педиатрия» 2000 г.

3. Государственного образовательного стандарта (2000 г.)

4. Квалификационной характеристики врача-выпускника медицинского ВУЗа по специальности 040200 «Педиатрия» (2000 г.)

5. Модели специалиста.

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «04» декабря 2007 г.

 

протокол № «10»

 

Зав. кафедрой Б.Н. Бейн

 

 

Утверждена Центральным методическим советом Кировской ГМА

 

протокол № _____ от «_____» _____________ 2008 г.

 

Секретарь ЦМС ____________________

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Цели и задачи предмета. Его место в системе высшего

медицинского образования……………………………………………4

1.1. Цель изучения предмета……………………………………………………..4

1.2. Задачи изучения предмета…………………………………………………...4

1.3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для усвоения

данного предмета……………………………………………….…………….5

Раздел 2. Содержание предмета…………………………………….……………5

2.1. Учебный план в часах………………………………………….…………….6

2.2. Тематический план лекций…………………………………….……………6

2.3. Тематический план практических и семинарских занятий….…………...13

2.4. Тематика самостоятельной работы студентов………………….…………35

Раздел 3. Учебно-методические материалы………………………….………...42

3.1. Список учебной литературы….………………………………….……….42

3.1.1. Основная литература…………………………………………….………..42

3.1.2. Дополнительная литература…………………………………….………..42

3.2. Перечень наглядных пособий………………………………….………..42

3.3. Материалы для оценки знаний и умений студента…………….………50

Раздел 4. Учебно-методическая карта предмета……………………….……...60

Раздел 5. Протокол согласования с другими кафедрами……………………..62

Раздел 6. Дополнения и изменения в рабочей программе……………………63

 

 

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Болезни нервной системы, вследствие их широкой распространенно­сти и социальной значимости, занимают одно из ведущих мест в кли­нической медицине. Преподавание неврологии и нейрохирургии имеет важное значение в подготовке современного врача, так как в своей дея­тельности ему непременно придется в том или ином объеме решать ди­агностические, лечебные и организационные вопросы ведения больных с поражениями нервной системы.

1.1. Целью предмета «Неврология и нейрохирургия» является формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков по диагностике и лечению заболеваний центральной и периферической нервной системы.

1.2. Преподавание предмета «неврология и нейрохирургия» включает следующие задачи:

1) Научить студентов проводить неврологическое обследование, выявлять симптомы поражения нервной системы, объединять симптомы в синдромы и ставить топический диагноз.

2) Дать студентам современные знания об этиологии, патогенезе, кли­нике, диагностике, лечении и профилактике основных заболеваний нервной системы.

3) Сформировать у студента клиническое мышление, способность са­мостоятельно поставить диагноз наиболее часто встречающихся. неврологических и нейрохирургических заболеваний, провести ле­чение неотложных состояний и профилактику заболеваний нервной системы.

В результате изучения предмета «Неврология и нейрохирургия» студент должен знать:

1) физикальные методы обследования нервной системы;

2) основные симптомы и синдромы поражения нервной системы;

3) основные и дополнительные методы обследования неврологиче­ских и нейрохирургических больных;

4) этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профи­лактику основных заболеваний нервной системы;

5) врачебную тактику при неотложных заболеваниях нервной сис­темы;

6) организацию ухода за неврологическими и нейрохирургическими больными, профилактику болезней нервной системы.

В результате изучения предмета «Неврология и нейрохирургия» студент должен уметь:

1) провести расспрос и собрать анамнез у больных с заболеваниями нервной системы;

2) исследовать неврологический статус;

3) выявить симптомы поражения нервной системы, установить неврологические синдромы, поставить топический и предвари­тельный клинический диагноз;

4) составить план обследования больного с заболеванием нервной системы;

5) оценить результаты основных и дополнительных методов обследования;

6) поставить клинический диагноз основных неврологических и нейрохирургических заболеваний;

7) провести экстренное лечение неотложных неврологических и нейрохирургических заболеваний;

8) организовать уход за больным с тяжелым поражением нервной системы;

9) осуществить профилактику основных заболеваний нервной сис­темы.

 

1.3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для усвоения предмета «Неврология и нейрохирургия».

Преподавание неврологии и нейрохирургии оптимально на 4 курсе, когда студенты имеют базовые знания по нормальной анатомии и физиологии, патологической анатомии и физиологии, фармакологии, хирургии, внутренним болезням.

Целесообразно выделение курса пропедевтики нервных болезней и частной неврологии и нейрохирургии. Цель курса пропедевтики нерв­ных болезней- обучение методам обследования нервной системы, выяв­лению симптомов и синдромов поражения нервной системы, постанов­ке топического диагноза, а также получение знаний о патогенетической и симптоматической терапии неврологических и нейрохирургических больных. Цель курса частной неврологии и нейрохирургии- получение студентом знаний об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, ле­чении, профилактике основных заболеваний нервной системы, форми­рование у студентов основ клинического неврологического мышления, умения поставить диагноз основных заболеваний нервной системы, провести их неотложную терапию, организовать уход за тяжелыми больными и осуществить профилактику болезней нервной системы.

 

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Содержанием обучения является изучение топической диагностики поражения нервной системы и частных вопросов неврологии и нейрохирургии.

Преподавание предмета ведется по принципу чередования аудиторных и внеадиторных занятий.

Преподавание предмета складывается из следующих разделов: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Применяется предварительный, рубежный, итоговый контроль знаний студентов. В VIII семестре студенты сдают курсовой экзамен, по итогам которого выставляется итоговая оценка.

 

2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН В ЧАСАХ.

 

Семестр Кол-во учебных недель Кол-во часов в неделю Всего часов В том числе
  Лекции Практ. занятия Семинары Лабор. занятия Самост. работа Произ. практ.
VII                  
VIII                  
Итого:                  

 

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС.

Главной особенностью лекционного курса является глубокое осве­щение каждой нозологической единицы с разбором анатомо­физиологических данных, определения сущности заболевания, частоты, связи с полом, возрастом; разбором этиологии, патогенеза, патологиче­ской анатомии, классификации, клинической картины, диагностики, дифференциальной диагностики, лечения, прогноза, осложнений, тру­доспособности. Лекции оснащаются иллюстрациями (мультимедийными презентациями).

 

2.2.1. Тематический план лекций.

1. Общее строение нервной системы.

2. Кора головного мозга.

3. Кровообращение головного мозга. Оболочки мозга. Ликвор и ликвородиагностика.

4. Менингиты.

5. Энцефалиты.

6. Гнойные заболевания нервной системы.

7. Демиелинизирующие заболевания нервной системы.

8. Заболевания спинного мозга.

9. Заболевания периферической нервной системы.

10. Гидроцефалия. Детский церебральный паралич.

11. Инсульты.

12. Лечение инсультов.

13. Опухоли головного мозга.

14. Травма головного мозга.

15. Опухоли и травма спинного мозга.

16. Эпилепсия. Эпилептический статус.

17. Неврологические аспекты алкого­лизма и детской наркомании.

18. Нейросифилис. НейроСПИД.

19. Наследственные нейромышечные заболевания.

20. Наследственные заболевания с поражением пирамидной и экстрапи­рамидной систем.

21. Неврозы.

22. Нарушения сна и бодрствования.

Тема Цель и задачи Содержание темы Часы
1. Общее строение нервной системы. Научить студентов оценивать характер поражения нервной системы и правильно формулировать топический диагноз. Принципы строения и функционирования нервной системы. Построение топического диагноза в неврологии и нейрохирургии.    
2. Кора головного мозга. Научить студентов устанавливать топический диагноз поражения различных отделов коры головного мозга. Проекционные корковые отделы чувствительной и двигательной систем. Корковые отделы анализаторов. Высшие мозговые функции и их расстройства. Синдромы поражения отдельных долей головного мозга.    
3. Кровообращение головного мозга. Оболочки мозга. Ликвор и ликвородиагностика. Дать представления студентам об анатомо- физиологических особенностях мозгового кровообращения, научить определять бассейн нарушения кровотока. Научить студентов оценивать анализ ликвора и проводить ликвородиагностику. Кровообращение мозга его источники, механизмы регуляции. Виллизиев круг. Бассейны кровообращения магистральных мозговых артерий и синдромы их поражения. Оболочки мозга, цереброспинальная жидкость. Состав ликвора в норме. Синдромы клеточно- белковой и белково- клеточной диссоциации. Менингеальный и гипертензионный синдромы. Гидроцефалия.    
4. Менингиты. Научить студентов диагностике и лечению гнойных и серозных менингитов. Синдром менингита. Эпидемиология, этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика и дифференциальное лечение менингитов.    
5. Энцефалиты. Научить студентов диагностике и дифференцированному лечению энцефалитов. Синдром энцефалита. Эпидемиология, этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика и дифференциальное лечение энцефалитов. Осложнения. Меры профилактики клещевого энцефалита. Клещевой боррелиоз.    
6. Гнойные заболевания нервной системы. Научить студентов диагностике, определению врачебной тактики, адекватному лечению и мерам профилактики гнойных заболеваний нервной системы. Патофизиология гнойного процесса в центральной нервной системе. Абсцессы головного мозга: классификация, этиология, патогенез, клиника, диагностика и способы лечения. Особенности клинического течения в различные возрастные периоды. Эпидуральный спинальный абсцесс: этиология (роль ятрогенного фактора), клиника, диагностика, лечение.  
7. Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Дать представления студентам об этиологии демиелинизирующих заболеваний нервной системы; научить студентов диагностике и лечению рассеянного склероза, бокового амиотрофического склероза. Патанатомическая и патофизиологическая сущность демиелинизации в нервной системе. Рассеянный склероз: эпидемиология, этиология, патогенез, клинические формы, методы диагностики и лечения в стадии обострения и ремиссии. Боковой амиотрофический склероз: клиника. Диагностика, лечение.  
8. Заболевания спинного мозга. Научить студентов диагностике и лечению заболеваний спинного мозга. Распределение функций в спинном мозге. Сирингомиелия, вертеброгенная дисциркуляторная миелопатия: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Тазовые нарушения и нейротрофические расстройства: особенности их лечения.    
9. Заболевания периферической нервной системы. Научить студентов дифференциальной диагностике и лечению заболеваний периферической нервной системы. Особенности регенерации в периферической нервной системе. Полирадикулонейропатии (миелинопатии и аксонопатии), острый полирадикулоневрит Гийена-Барре: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Нейропатия VII нерва, невралгия V нерва: клиника, диагностика, консервативное и хирургическое лечение. Травма магистральных нервных стволов и сплетений: биомеханика повреждения, клиника, консервативное и оперативное лечение.  
10. Гидроцефалия. Детский церебральный паралич. Научить студентов определять клинические формы гидроцефалии и детского церебрального паралича, проводить адекватную диагностику и дифференцированное лечение этих заболеваний. Патогенетические аспекты развития гидроцефалии и детского церебрального паралича. Классификация, клинические формы, диагностика и лечение гидроцефалии. Показания к оперативному лечению и виды ликворошунтирующих вмешательств. Детский церебральный паралич: классификация, клинические формы, диагностика и лечение больных. Реабилитация пациентов с ДЦП.    
11. Инсульты. Научить студентов проводить диагностику острых нарушений мозгового кровообращения в различных сосудистых бассейнах. Этиология острых нарушений мозгового кровообращения. Современные представления о патогенезе. Клиника геморрагических инсультов в различных бассейнах. Особенности клинической картины при паренхиматозном, субарахноидальном и внутрижелудочковом кровоизлияниях. Ишемические инсульты: тромботический, эмболический, гемодинамический.  
12. Лечение инсультов. Научить студентов адекватному лечению острых нарушений мозгового кровообращения. Терапия инсультов: определение тактики лечения. Показания к хирургическому лечению инсультов, виды оперативных вмешательств. Консервативное лечение: группы препаратов. Недифференцированное и дифференцированное лечение инсультов.    
13. Опухоли головного мозга. Научить студентов диагностике и адекватному лечению опухолей головного мозга. Эпидемиология церебральных новообразований. Классификация опухолей головного мозга, основные биологические характеристики основных групп. Клиника опухолей головного мозга супра- и субтенториальной локализации. Диагностика церебральных новообразований. Комбинированное лечение опухолей головного мозга. Ургентные состояния в нейроонкологии.  
14. Травма головного мозга. Научить студентов диагностировать, правильно определять врачебную тактику и проводить лечение черепно-мозговых травм. Биомеханика травматического повреждения головного мозга: основные теории. Классификация черепно-мозговой травмы. Диагностика и лечение острой черепно-мозговой травмы и ее осложнений. Травматическая болезнь головного мозга.  
15. Опухоли и травма спинного мозга. Научить студентов диагностировать, правильно определять врачебную тактику и лечить травматические повреждения спинного мозга и спинальные новообразования. Опухоли спинного мозга: классификация, клиника, диагностика, лечение. Особенности врачебной тактики при экстра- и интрамедуллярных опухолях спинного мозга. Позвоночно-спинальная травма: биомеханика, классификация, клиника, диагностика, лечение. Особенности лечения спинальных больных.    
16. Эпилепсия. Эпилептический статус. Научить студентов проводить дифференциальную диагностику пароксизмальных состояний, проводить лечение различных вариантов эпилепсии. Патогенез формирования повышенной судорожной готовности головного мозга. Понятие эпилептической реакции, эпилептического синдрома и эпилепсии. Классификация, клиника эпилептических приступов дифференциальная диагностика с другими пароксизмальными состояниями. Лечение эпилепсии. Эпилептический статус: этиология, критерии, клиника. Ургентные и долгосрочные врачебные мероприятия в лечение эпилептического статуса.  
17. Неврологические аспекты алкоголизма и детской наркомании. Научить студентов проводить диагностику и лечение поражения нервной системы при алкоголизме и наркомании. Факторы, оказывающие негативное влияние на состояние нервной системы при алкоголизме и наркомании детского возраста: их клиника, диагностика и лечение. Меры медицинской и социальной профилактики и реабилитации больных детей.  
18. Нейросифилис. НейроСПИД. Научить студентов диагностировать, лечить и проводить профилактику поражения нервной системы при сифилисе и ВИЧ-инфекции. Этиопатогенез поражения нервной системы при сифилисе. Основные клинические формы, их диагностика и лечение. Стадии поражения нервной системы вирусом иммунодефицита человека, клиника, диагностика, лечение, меры профилактики. Деонтологические аспекты работы с ВИЧ-инфицированными больными.  
19. Наследственные нейромышечные заболевания. Научить студентов осуществлять диагностику, лечение и профилактику наследственных заболеваний с поражением нейромышечной системы. Типы наследования патологических генов, особенности клинического течения доминантно и рецессивно наследуемых заболеваний. Наследственные заболевания с поражением нейромышечной системы: прогрессирующие мышечные дистрофии, невральная амиотрофия Шарко-Мари, миотония Томсена, миастения. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.  
20. Наследственные заболевания с поражением пирамидной и экстрапирамидной систем. Научить студентов проводить диагностику, лечение, профилактику наследственных заболеваний с поражением пирамидной и экстрапирамидной систем. Наследственные заболевания с поражением пирамидной и экстрапирамидной систем: невральная амиотрофия Верднига-Гоффмана, болезнь Вильсона-Коновалова, хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона: клиника диагностика, лечение, профилактика.  
21. Неврозы. Научить студентов проводить диагностику лечение, профилактику неврозов. Классификация психогенных заболеваний. Патогенез неврозов, его стадии. Формы неврозов, их диагностика и лечение.  
22. Нарушения сна и бодрствования. Научить студентов диагностировать и лечить расстройства сна и бодрствования. Понятие инсомний, их классификация. Этиология и патогенез развития нарушений сна и бодрствования, основные клинические формы, их диагностика и лечение.    

 

 

2.2.2. Тематический план практических занятий в VII семестре.

1. Знакомство с клиникой неврологии и нейрохирургии. Чувствитель- ность: виды, методы исследования. Семиотика чувствительных на­рушений при поражении различных уровней нервной системы.

2. Двигательная сфера: строение пирамидной системы, методы исследования. Топическая диагностика двигательных нарушений при по­ ражении различных отделов нервной системы.

3. Спинной мозг: строение и функции. Семиотика поражения спинного мозга на различных уровнях.

4. Мозжечок: строение и функции. Методика исследования функций мозжечка. Топическая диагностика поражения различных отделов мозжечка. Экстрапирамидная система: анатомия, физиология. Ги­перкинетический и акинетико-ригидный синдром. Лимбическая сис­тема и ретикулярная формация: роль в норме и при патологии.

5. Ствол мозга: черепные нервы VII-ХII. Ядра и ход волокон. Методи­ка исследования. Семиотика поражения на разных уровнях. Буль­барный и псевдобульбарный паралич.

6. Ствол мозга: черепные нервы I-VI. Ядра и ход волокон, зоны иннер­вации. Методика исследования. Семиотика поражения на разных уровнях. Корковый и стволовый центры взора. Зрачковый рефлекс, его диагностическая роль. Зрачковые реакции. Система заднего продольного пучка.

7. Кора головного мозга: строение, локализация функций. Топическая диагностика поражения лобной, теменной, височной, затылочной долей головного мозга. Общемозговые симптомы.

8. Вегетативная нервная система: строение, функции, методы исследо­вания, симптомы поражения. Ликвор: образование, физиологическая роль, способы получения. Состав ликвора в норме. Ликвородиагно­стика.

9. Зачетное занятие по топической диагностике поражения нервной системы.

 

Тематический план практическux занятий в VIII семестре.

10. Методика осмотра неврологического больного.

11. Нейроинфекции: менингиты, энцефалиты, клещевой боррелиоз, абсцессы головного мозга, гнойные эпидуральные спинальные абсцессы.

12. Заболевания спинного мозга: рассеянный склероз, боковой амио­трофический склероз, сирингомиелия, спондилогенные миелопатии.

13. Заболевания периферической нервной системы: полинейропатии, травмы периферических нервов, демиелинизирующие полирадикулонейропатии.

14. Гидроцефалия. Детский церебральный паралич.

15. Сосудистая патология головного и спинного мозга.

16. Опухоли головного и спинного мозга.

17. Черепно-мозговая и позвоночно-спинальная травма.

18. Пароксизмальные состояния в неврологии и нейрохирургии.

19. Наследственная патология нервной системы. Зачет.

 

  Тема   Цель и задачи   Содержание Студент должен знать Студент должен уметь Часы
1. Чувствительная сфера: строение и топическая диагностика поражения. Научить студентов исследовать чувствительность у неврологических и нейрохирургических больных, определять тип чувствительных расстройств, устанавливать топический диагноз поражения нервной системы. Чувствительность: экстероцептивная, проприоцетипвная, интероцептивная, сложные виды. Анатомия и физиология проводников поверхностной и глубокой чувствительности Эпикритическая и протопатическая чувствительность. Виды чувствительных расстройств и их терминология. Типы расстройств чувствительности: периферический, сегментарный, проводниковый, корковый. Антиноцицептивная система. Анатомию и физиологию чувствительных путей. Механизмы формироания боли. Типы чувствительных нарушений при поражении различных отделов нервной системы. Проводить исследование поверхностной и глубокой чувствительности у неврологических и нейрохирургических больных. Определять топический очаг поражения нервной системы при наличии у больного чувствительных нарушений    
2. Двигательная сфера: строение и топическая диагностика поражения. Научить студентов методике исследования двигательной сферы, определять характер двигательных нарушений, устанавливать топический очаг поражения нервной системы по характеру двигательных расстройств. Корково-мышечный путь, строение, центральный и периферический мотонейроны. Рефлекторная дуга: строение и функционирование. Поверхностные и глубокие рефлексы: физиологические и патологические. Регуляция мышечного тонуса. Методы исследования моторики. Центральный и периферический парезы. Клинические особенности поражения корково-мышечного пути на разных уровнях: прецентральная извилина, внутренняя капсула, ствол мозга, спинной мозг (боковой канатик, передний рог), передний корешок, сплетение, периферический нерв, нейромышечный синапс, мышца. Строение пирамидной системы. Патогенетические механизмы расстройств активных движений, мышечного тонуса, рефлексов и трофики мышц. Исследовать функции моторики: мышечную силу, тонус, трофику, физиологические и патологические рефлексы. Определять уровень поражения нервной системы по характеру двигательных нарушений у больных.  
3. Спинной мозг: строение и семиотика поражения. Научить студентов проводить топическую диагностику поражения спинного мозга на разных уровнях. Анатомия и физиология спинного мозга, его уровни и основные функциональные центры: диафрагмальный, цилиоспинальный, центры тазовых органов. Чувствительные и двигательные расстройства при поражении шейных, грудных, поясничных и крестцовых сегментов спинного мозга на разных уровнях. Анатомию и физиологию спинного мозга, особенности клинической картины при поражении спинного мозга на разных уровнях. Определять уровень и степень поражения спинного мозга, проводить диагностику и лечение тазовых нарушений.    
  Мозжечок и экстрапирамидная система: строение и симптомы поражения. Лимбическая система и ретикулярная формация. Научить студентов проводить исследование мозжечковых функций, определять характер поражения мозжечка, оценивать патологию экстрапирамидной системы, лимбической системы, ретикулярной формации. Анатомия и физиология мозжечка и вестибулярной системы, афферентные и эфферентные связи, роль в организации движений. Методы исследования координации. Симптомы поражения мозжечка. Атаксии: мозжечковая, вестибулярная, лобная, сенситивная, истерическая. Строение и связи экстрапирамидной системы, участие в обеспечении позы, мышечного тонуса и стереотипных автоматизированных движений. Акинетико-ригидный и гиперкинетический синдромы, виды гиперкинезов. Лимбическая система и ретикулярная формация: синдромы поражения. Строение и физиологическую роль мозжечка, экстрапирамидной системы, лимбической системы и ретикулярной формации, семиотику поражения этих структур на разных уровнях. Исследовать координаторную функцию, мышечный тонус. Определять уровень и характер поражения мозжечка, экстрапирамидной системы, лимбической системы и ретикулярной формации. Проводить дифференциальную диагностику различных вариантов атаксий.  
5. Ствол мозга: черепные нервы VII-XII. Бульбарный и псевдобульбарный паралич. Научить студентов проводить исследование функций черепных нервов, проводить топическую диагностику поражения черепных нервов на разных уровнях. VII пара – строение и функция, центральный и периферический парез лицевой мускулатуры, клиника поражения нерва на разных уровнях. VIII пара – строение и функция, роль вестибулярного аппарата и регуляции координации движений, равновесия м позы, признаки поражения на разных уровнях. Отоневрологические методы исследования. IX и X пары – строение, признаки поражения на разных уровнях, бульбарный и псевдобульбарный паралич. XI нерв – признаки поражения. XII нерв – признаки поражения, центральный и периферический парез мышц языка. Анатомию и функции VII-XII черепных нервов, симптомы их поражения на разных уровнях, клиническую картину бульбарного и псевдобульбарного паралича. Проводить исследование функций черепных нервов, определять уровень поражения VII-XII нервов. Проводить лечение расстройств витальных функций при бульбарном и псевдобульбарном синдромах.  
6. Ствол мозга: I-VI черепные нервы. Альтернирующие синдромы. Научить студентов исследовать функцию и определять уровень поражения I-VI черепных нервов. I пара – строение, функции, симптомы поражения. II пара – зрительный нерв и зрительная система: признаки поражения на разных уровнях. Нейроофтальмологические методы исследования. III, IV, VI нервы – симптомы поражения. Медиальный продольный пучок. Офтальмоплегия. Корковый и стволовый центры взора. Зрачковый рефлекс и зрачковые реакции, их диагностическое значение. V пара – тройничный нерв, симптомы расстройств чувствительности (периферический, ядерный, стволовой, полушарный); нарушения жевания. Альтернирующие синдромы Джексона, Мийара-Гублера, Вебера. Строение и функции черепных нервов I-VI. Семиотика поражения данных нервов на разных уровнях. Диагностическая роль офтальмоплегии как индикатора мозговой дислокации. Оценивать функции черепных нервов I-VI. Определять уровень поражения данных нервов.  
7. Кора головно-го мозга. Научить сту-дентов опре-делять топи-ческий очаг поражения коры голов-ного мозга, проводить оценку выс-ших корковых функций. Кора головного мозга: строение, функциональная организация, асимметрия полушарий. Высшие мозговые функции: гнозис, праксис, речь, чтение, письмо, интеллект и их расстройства. Синдромы поражения лобных, теменных, височных и затылочных долей головного мозга. Общемозговые симптомы. Методы исследования головного мозга. Строение и локализа-цию функ-ций в коре головного мозга. Семиотику поражения различных отделов ко-ры голов-ного мозга. Исследо-вать функции первой и второй сигналь-ных сис-тем. Уста-навливать топичес-кий диаг-ноз пора-жения различ-ных долей коры головного мозга.  
8. Вегетативная нервная система. Ликвор и ликвородиагностика. Научить сту-дентов оцени-вать функции вегетативной нервной сис-темы, опреде-лять топичес-кий очаг по-ражения. Про-водить диаг-ностику заболеваний нервной системы по анализу ликвора. Строение и функции вегетативной нервной системы: надсегментар-ный и сегмен-тарный отделы. Симптомы и синдромы пора-жения центральных и периферических отделов: нейрообменноэндокринные синдромы, нейроциркуляторная дистония, болезнь Рейно, периферическая вегетативная недостаточ-ность. Ликвор: физиологическая роль, образование, всасывание, циркуляция. Методы получения ликвора. Состав ликвора в норме. Менингеальный и гипертензионный синдромы. Синдромы клеточно-белковой и белково-клеточной диссоциации. Строение, функции и семиотику поражения вегетативной нервной системы, клиничес-кую карти-ну основ-ных нейровеге-тативных синдромов. Физиологическую роль и состав ликво-ра, спосо-бы его получения. Показания и противо-показания к проведению люмбаль-ной пунк-ции. Осно-вы ликво-родиагнос-тики забо-леваний нервной системы. Оцени-вать функцию вегетативной нерв-ной сис-темы, опреде-лять уро-вень поражения веге-тативной нервной системы при пора-жении на разных уровнях. Оцени-вать общий анализ ликвора, осуществлять диаг-ностику заболеваний нерв-ной сис-темы по характеру ликвор-ных изме-нений.    
9. Зачетное занятие по итогам семестра. Оценивать уровень теоретических знаний и практических навыков студентов по топической ди-агностике заболеваний нервной системы. Решение тестовых и ситуационных задач по программе семестра. Строение, функции нервной системы, методы исследования ее различных отделов, семиотику поражения. Исследо-вать функции различ-ных отде-лов нерв-ной сис-темы, прово-дить топ-ическую диагнос-тику при поражении на различ-ных уров-нях.  
10. Методика осмотра невро-логического и нейрохирургического больного. Научить студентов проводить исследование неврологического статуса и оформлять студенческую историю болезни. Исследование неврологичес-кого статуса: общемозговые симптомы, оча-говая симпто-матика (функция черепных нервов, двигательная, чувствительная сфера, координация). Отражение неврологического статуса в студенческой истории болезни. Порядок исследова-ния нерв-ной сис-темы в структуре неврологи-ческого статуса. Исследо-вать нев-рологи-ческий статус у больных; правиль-но интерпре-тировать выявлен-ные нару-шения, оформлять сту-денчес-кую исто-рию бо-лезни.    
11. Нейроинфекции: менин-гиты, энцефа-литы, клещевой боррелиоз, абсцессы головного мозга. Научить студентов проводить диагностику и лечение инфекционных заболева-ний нервной системы. Этиология и патогенез нейроинфекций. Синдром менингита, энцефалита. Бактериальные и вирусные менингиты: классификация, клиника, диаг-ностика, лече-ние. Клещевой энцефалит: клас-сификация, клиника, диаг-ностика, лече-ние, профилак-тика. Клещевой боррелиоз, абсцессы голов-ного мозга: клиника, диагностика, лечение. Вопросы поликлинической неврологии. Этиоло-гию, пато-генетичес-кие стадии нейроинфекций. Классифи-кацию, клиничес-кие формы инфекционных забо-леваний нервной системы, методы их диагности-ки и лече-ние. Воп-росы про-филактики нейроинфекций. Прово-дить курацию больных с нейроин-фекция-ми, соб-рать анамнез, исследо-вать нев-рологический статус у больного с инфек-ционным поражением нерв-ной сис-темы. Прово-дить диф-ференци-альную диагностику и ле-чение нейроинфекций.  
12. Заболевания спинного мозга. Научить студентов проводить диагностику и лечение заболеваний спинного мозга. Демиелинизи-рующие заболе-вания спинного мозга: рассеян-ный склероз, боковой амио-трофический склероз: патоге-нез, клиника, диагностика, лечение, профилактика обострений. Сирингомиелия, спондилогенная миелопатия, эпидуральный абсцесс: клиника, диагностика, тактика лечения и его детальная характеристика. Реабилитация спинальных больных. Поликлиническая неврология. Патогенез, клинику, диагностику и лече-ние заболеваний нервной системы с поражени-ем спин-ного мозга, меры по их профилак-тике. Исследовать неврологический статус у спи-нальных больных, прово-дить диагностику, дифференци-альную диагностику заболе-ваний спинного мозга. Адекватно опре-делять тактику и прово-дить лече-ние забо-леваний спинного мозга. Прово-дить тера-пию тазо-вых нару-шений.    
13. Заболевания периферичес-кой нервной системы. Научить студентов проводить диагностику и лечение заболеваний периферической нервной системы. Этиопатогенез заболеваний периферической нервной системы. Полинейропатии: клиника основных форм, диагностика и лечение. Демиелинизирующие полиради-кулонейропатии: клиника, диагностика, лечение, ургентные состояния. Травмы периферических нервов и сплетений: кли-ника, диагнос-тика, показания к консерватив-ному и опера-тивному лече-нию, особен-ности терапии. Невралгия V нерва и нейропатия VII нерва: клиника, диагностика, консервативное и хирургическое лечение. Поликлиничес-кая неврология и нейрохирургия


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: